На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Экономическая психология в структуре современной психологической теории и практики
Экономическая психология в структуре современной психологической теории и практики
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

С.А. Цветков
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Владимирский филиал
Abstract: the article presents the author's vision of the main problems of economic psychology. The paper presents the basic concepts and defines the priorities of this direction in the structure of modern psychological theory and practice.
Keywords: economic psychology, economic behavior, economic socialization, forms, mechanisms, patterns of economic socialization.
Становление и развитие экономической психологии как науки обусловлено разработкой теоретических проблем, методического инструментария, проведением прикладных исследований по изучению возрастных, индивидуально-типологических, гендерных и других особенностей субъектов экономической активности. Значимость и актуальность перечисленного бесспорна, о чем свидетельствует присуждение в 1978 году Герберту Саймону Нобелевской премии за исследования в области экономического поведения, а в 2002 году – Дениэлу Канеману за «интеграцию результатов психологических исследований в экономику».

В настоящий момент различные научные центры ведут исследования в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Калуге, Чебоксарах, Казани, Ярославле, Владимире и других городах России. Бесспорным лидером является институт психологии Российской Академии Наук. В лаборатории социальной и экономической психологии института исследуются проблемы экономического сознания, предпринимательства, рекламы и др. Интересны результаты, полученные в Байкальском государственном университете экономики и права на кафедре социальной и экономической психологии по вопросам психологии собственности, экономической этнопсихологии. Во Владимирском филиале РАНХиГС продолжены и оформлены исследования [3, 4, 5, 6], начатые еще во Владимирском государственном педагогическом университете и представленные как в самостоятельных сборниках конференций (например [1]), так и в соответствующем учебном пособии [2].
С 18 века ученые стали придавать большое значение человеческому фактору в сфере производства и распределения материальных ценностей. В теории «экономического человека» А. Смит представил его как эгоистичного, рационального, стремящегося к выгодному обмену, а Дж. Бентам добавил к этому принцип максимизации удовольствия и минимизации страдания, как основы экономического поведения.
На первых этапах роль человеческого фактора в экономике обозначалась только в общих чертах, однако по мере развития общества, насыщения его товарами, услугами роль этого фактора стала приобретать все большее значение.
Сейчас становление экономической психологии невозможно представить без таких столпов, как теория предельной полезности У.С. Джевонса, закон потребления Дж. Кейнса и др. Фундаментом экономической психологии стал труд французского психолога Г. Тарда, опубликовавшего в 1902 году двухтомник под названием «Экономическая психология» и детально рассмотревшего такие социально-психологические факторы, как традиции, привычки, этнокультурные особенности и другие факторы экономического поведения.
Работа Г. Мюнстерберга «Психология и экономическая жизнь» была одной из первых системных форм исследования психологии труда и рекламы. Дж. Ка-тона в работе «Психологическая экономика» определил в качестве основной задачи – выявление и анализ внутренних тенденций основных экономических процессов, решений, выборов, поступков.
Традиции зарубежных и отечественных авторов нашли отражение в работах экономических психологов 80-90-х годов: А.И. Китова, А.Л. Журавлева, В.Д. Попова, О.С. Дейнеки, В.П. Познякова, В.В. Спасенникова, А.Д. Карнышева и др. Учитывая современное бурное развитие отечественной экономической психологии, мы также постарались уделить внимание ряду наиболее актуальных, на наш взгляд, проблем.
Итак, попробуем представить основные понятия.
Экономическая психология – отрасль психологии, изучающая факты, закономерности и механизмы психики, которые определяют специфику активности индивидуального или группового субъекта в процессах производства, распределения и потребления материальных и духовных благ.
Экономическое сознание – индивидуальное или групповое знание субъекта об экономических объектах и его отношение к этому знанию.
Экономическое поведение – активность хозяйствующего субъекта, проявляющаяся в сфере производства, воспроизводства, обмена и потребления благ.
Основные формы экономического поведения: потребительское, сберегающее, инвестиционное, обменно-распределительное, производственное.
Экономическая социализация – процесс усвоения и воспроизводства индивидом системы экономических связей и отношений в обществе, становления и развития экономического сознания и поведения личности.
Психологические проблемы экономической социализации в современных условиях:
- Социализация как социокультурный феномен
- Индивидуально-психологические характеристики личности как фактор экономической социализации
- Психология уровня и качества жизни
- Психология бедности и богатства
- Формы социализации: целенаправленная, стихийная, самовоспитание
- Этапы экономической социализации: идентификация, адаптация, индивидуализация, интеграция, сверхнормативная индивидуализация и интеграция.
- Механизмы социализации: рефлексия, убеждение, подражание, внушение, заражение, антиципация и пр.
- Закономерности экономической социализации: социальная фасилитация, ингибиция, конформизм, нонконформизм и др.
Кроме вышеперечисленных проблем представляют интерес предпринимательство как вид социально-экономической деятельности с точки зрения психологических характеристик предпринимателя. Организационная психология: философия, культура, имидж организации, психология рекламы, психология собственности в плане субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, психология денег и денежного обращения и др.
Завершает проблематику материал по психологии безработицы: основные понятия, базовые виды, особенности психосоциальной адаптации личности в условиях безработицы, характеристики психоэмоциональных состояний безработных, типы реагирования в критических ситуациях. Интересны результаты исследований по психологии женской безработицы и формами психологической помощи в ситуации потери работы.
Естественно, приведенный перечень проблем не является исчерпывающим. Однако, именно этот факт позволяет нам надеяться на интерес к изложенным позициям и внимание к дальнейшим результатам нашей работы.

Литература
1. Проблемы экономической психологии в изменяющейся России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции 10–12 марта 2005 года. – Владимир, 2005. – 297 с.
2. Цветков, С.А. Введение в экономическую психологию / С.А. Цветков, Ж.А. Жилина. – Владимир, 2004. – 103 с.
3. Цветков, С.А. Психология экономической социализации населения / С.А. Цветков. – Владимир, 2012. – 152 с.
4. Цветков С.А. «Психологические проблемы экономической социализации и ресоциализации незанятого населения в России конца ХХ – начала ХХI века / С.А. Цветков. – Владимир, 2014. – 152 с.
5. Цветков, С.А. Экономическая психология / С.А. Цветков, Ж.А. Жилина. – Владимир, 2014. – 333 с.
6. Цветков, С.А. Практикум по экономической психологии / С.А. Цветков, Ж.А. Жилина. – Владимир, 2015. – 233 с.
Источник: Психологическая культура в современном российском обществе: сборник материалов всероссийской научно-практической конференции 23–24 апреля 2015; ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», Волгоградский филиал. – Волгоград: Изд-во Волгоградского филиала РАН-ХиГС, 2015. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Систем. требования: IBM PC с процессором 486; ОЗУ 64 Мб; CD-ROM дисковод; Adobe Reader 6.0. – Загл. с экрана.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.