Общение и жизненные ориентации человека
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Грачев А.А. (Москва)
Один из аспектов анализа общения состоит в определении основных детерминант общения [Андреева, 2000; Ломов, 1984]. На методологическом уровне эти детерминанты обычно связывают с тем, что общение а) включено в совместную деятельность и обеспечивает ее функционирование и б) детерминировано потребностью в общении. Первый аспект анализа общения сводится к определению роли общения в обеспечении основных компонентов совместной деятельности (постановка цели, определение способов ее достижения и пр.). Второй аспект анализа общения в исследованиях выражен меньше и сводится к определению основной темы общения, распределения коммуникативных ролей и пр.

Следует обратить внимание на то, что и в первом, и во втором случае общение может разворачиваться по-разному в зависимости от основной детерминации. Поэтому рассмотрение общения с точки зрения основной детерминации жизнедеятельности позволит конкретизировать и дифференцировать структурные и процессуальные характеристики общения. Особенно это важно для решения прикладных задач.
В качестве наиболее общих детерминант человеческой жизнедеятельности предлагается рассматривать жизненные ориентации человека. Проблема жизненных ориентаций человека связана с поиском более общих, чем потребности, детерминант жизнедеятельности: исследователи в качестве таких детерминант определяют ориентацию на удовольствие (Фрейд, 1989), ориентацию на самореализацию [Фромм, 1986], ориентацию на поиск смысла своего существования [Франкл, 1990].
Поиск таких детерминант имеет не только общетеоретическое, но и прикладное значение. Не случайно, известные в науке и практике управления модели работника, обоснованные Д.Макгрегором [Макгрегор, 1995] и У.Оучи [Оучи, 1984], в качестве основных детерминант человека-работника содержат в себе ориентации а) на награды и наказания (модель X), б) на самореализацию (модель Y) и в) на идеалы, прежде всего -общественные (модель Z).
Анализ таких общих детерминант позволил обосновать три основные жизненные ориентации человека – а) дефицитарную, реализующуюся в целенаправленном поведении,
б) ориентацию на самореализацию и б) духовную [Грачев, 1999; 2008].
Дефицитарная ориентация (ориентация на удовольствие по Фрейду) имеет следующие особенности [Фрейд, 1989; Фромм, 1986; Маслоу, 1999]:
1. Стремление к достижению полезного результата, для чего определяется а) ценность этого результата, б) субъективная вероятность его достижения и в) затраты на достижения.
2. Стремление максимизировать полезность, субъективную вероятность и минимизировать затраты.
3. Функциональное отношение к происходящему (в крайнем своем выражении -стремление из всего извлечь пользу).
4. Эталонное переживание – переживание комфорта (удовольствие при максимуме полезности и минимуме затрат).
5. Содержание этой ориентации составляют дефицитарные потребности [Маслоу,
1999; Макклелланд, 1975; Шутц, 1993]: физиологические, в безопасности, в принятии (в
принадлежности и любви), в признании, во влиянии (власти, контроле).
Эта ориентация детерминирует дефицитарное общение. Оно описывается в терминах полезности для человека ("общаюсь настолько, насколько мне это выгодно"). В этом случае человек может взаимодействовать в разных формах - конкуренции, кооперации, компромисса, приспособления, избегания, но для любой формы характерным будет то, что работник будет использовать взаимодействие для удовлетворения своих дефицитарных потребностей.
В этом списке потребности в принятии и признании имеют чисто коммуникативное содержание (частично такое содержание имеет потребность во влиянии). Эти потребности конкретизируют содержание потребности в общении и определяют первый компонент этой потребности.
В соответствии с этим можно сформулировать требования к этому типу общения: оно должно быть материально выгодным, безопасным, принимающим, обеспечивающим признание (высокую оценку), обеспечивающим оптимальную для работника степень самостоятельности и подчиненности.
Ориентация на самореализацию [Фромм, 1986; Маслоу, 1999; Роджерс, 1994] характеризуется особенностями:
1. Стремление человека полностью реализовать свой потенциал.
2. Стремление не минимизировать, а, наоборот, производить затраты на верхнем уровне своего потенциала.
3. Безоценочность поведения.
4. Стремление к «ощущению потока» [Чиксентмихайи, 2011] как идеальному.
5. Содержание ориентации на самореализацию составляют потребности, соответствующие трем основным формам человеческой активности: а) потребность реализовать свой когнитивный потенциал (потребность в познании); б) потребность реализовать свой коммуникативный потенциал (потребность в самореализующем общении);
в) потребность реализовать свой праксический потенциал (потребность в деятельности).
Эта ориентация детерминирует самореализующее общение – общение в узком смысле этого слова, когда человек раскрывает себя не только в речевой форме, но и в любой другой. Главное при этом - чтобы процесс самореализации был направлен на другого человека.
Следует заметить, что потребность в самореализующем общении, имея полностью коммуникативное содержание, отражает второй компонент общей потребности в общении.
Требования к самореализующему общению: безоценочность; полная растворенность во взаимодействии, чувство себя; открытость, искренность, проявление себя таким, какой есть; легкость, отсутствие препятствий; Другой – как я (близость).

Особенности духовной ориентации, или ориентации на самосовершенствование [Франкл, 1990; Маслоу, 1999]:
1. Выход за пределы собственной личности и вхождение в некоторый объект в системе координат общегуманистического идеала (Добро, Истина, Красота).Трансформация человека в процессе такого вхождения.
2. Рассмотрение объектов в разных системах координат.
3. Стремление к высшим чувствам как идеальным.
4. Стремление реализовать в своей жизни духовные ценности, которое проявляется в построении человеком полной и непротиворечивой картины мира.
5. Служение, выраженность чувства долга.
6. Содержание духовной ориентации составляют основные духовные потребности, дифференцируемые по духовным ценностям – потребности в Добре, Истине и Красоте. (Больше всего коммуникативное содержание выражено в потребности в Добре, составляющей третий компонент общей потребности в общении).
Духовная ориентация определяет духовное общение, которое имеет форму служения общечеловеческим ценностям. С одной стороны, такие формы общения обсуждаются в социальной психологии, когда говорится о коллективе в узком смысле этого слова, а с другой - в философской этике, где одним из основных понятий выступает понятие соборности.
Требования к духовному общению: эмпатия, принятие Другого; способность встать на точку зрения Другого; способность удовлетворить интересы Другого (отдать себя).
Выделенные требования к общению могут быть реализованы в совокупности требований к среде жизнедеятельности человека. При этом необходимо учитывать два обстоятельства: а) поскольку речь идет об общении, в среде жизнедеятельности присутствует Другой как субъект; б) в идеале среда должна позволить реализовать все жизненные ориентации человека.
Итак, идеальная коммуникативная среда человека (с точки зрения реализации его жизненных ориентаций) должна отвечать следующим требованиям:
• стабильность и предсказуемость действий Другого;
• отсутствие угрозы со стороны Другого;
• возможность высказать свое мнение во взаимодействии с Другим;
• возможность получить помощь со стороны Другого;
• проявление положительных эмоций, высокая оценка со стороны Другого;
• выраженное неформальное взаимодействие с Другим;
• открытость, искренность, безоценочность – своего и Другого;
• взаимодействие в форме сотрудничества;
• взаимодействие с Другим на языке решения проблем;
• решение вместе с Другим сложных, но посильных задач;
• помощь со стороны Другого и помощь Другому. В полной мере эти требования относятся как к взаимодействию по горизонтали, так и
по вертикали.
Итак, определение связи общения с жизненными ориентациями человека позволяет обосновать прикладную модель общения, включающую в себя три типа общения (дефицитарное, самореализующее и духовное), что дает основания для определения технологий психологической помощи человеку.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Грачев А.А. Жизненные ориентации как детерминанты жизнедеятельности// Психологические проблемы самореализации личности. - СПб., 1999.
3. Грачев А.А. Психологическое проектирование производственной организации. -СПб.: Институт практической психологии, 2008.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М.:
Наука, 1984.
5. Макгрегор Д. Человеческий фактор и производство // Социологические исследования, 1995. № 1.С.146-151.
6. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб.: «Евразия», 1999.
7. Оучи У.Г. Методы организации производства: японский и американский подходы.-М.: Экономика, 1984
8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. -М.: «Универс», 1994
9. Шутс В. Глубокая простота. -СПб.: Роза мира, 1993
10. Фрейд З. Психология бессознательного. -М.: Просвещение, 1989
11. Фромм Э. Иметь или быть? -М.: Прогресс, 1986
12. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990
13. Чиксентмихайи. -М.: Поток: Психология оптимального переживания.- М.: Альпина нон-фикшн, 2011.
14. McClelland D.C. Power: The Inner Experience. N.Y.: Irvington, 1975.
Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.