Общение как процесс
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

ОБЩЕНИЕ КАК ПРОЦЕСС
ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕНИЯ
Овчинникова Т.Н. (Москва)
Общепринятым в психологии является выделение разных видов общения, например, по возрастному принципу, когда, в зависимости от возраста субъекта, выделяются и описываются особенности его поведения на разных этапах развития (А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). Сам процесс общения характеризуется как особенность поведения с указанием на зависимость особенностей общения от всевозможных ситуаций и психических процессов, на их связь со структурой личности и особенностями сознания человека (Ж.М. Глозман).

Общение, конечно, можно охарактеризовать и как некоторую форму поведения: такой подход может быть использован, например, в педагогике. Но подобное видение общения не позволит рассмотреть внутренние глубинные механизмы общения как процесса, обеспечивающего, например, взаимопонимание между людьми. Поэтому мы видим свою задачу в диалектическом рассмотрении внутренних условий процесса общения, где исходным будет порождение нового в процессе общения, а не простое усвоение отдельных его форм.

Предметом нашего рассмотрения является постоянно развивающийся человек, взятый в единстве его взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром (Л.С. Выготский , С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин,. Лотман, А.Ф.Лосев и др.). В связи с двойственностью того мира, в котором живет человек, следует отметить двойственный характер побудительности его психики. Поэтому любую акцию субъекта, включая разные виды деятельности и общения, следует рассматривать как двояко детерминированную, то есть, как включающую в себя, как минимум, две составляющие: личностно-смысловую и операционально-техническую [8].
Двойственный характер побудительности любой формы поведения, соответствующий двойственности выполняемой человеком деятельности, проявляется в ориентации человека на внешний и на внутренний мир, в умении согласовать характер их побудительности между собой. И, если один «мотив», направленный на решение внешней задачи, чаще всего характеризует сознательно поставленную конкретную цель (то, что делается), то другой мотив отражает глубинную смысловую ориентацию личности (то, ради чего что-то делается). Тогда любую активность субъекта можно рассматривать как «равнодействующую» двух факторов, в результате взаимодействия которых (по логике диалога) порождается «я» субъекта, развивается его психика [8, 10].
Развитие психики субъекта имеет место в случае постоянной активации двух указанных составляющих, что значительно укрепляет связь между ними, способствуя развитию гибкости, скорости переключения с одной деятельности на другую и пр., и состоит, как бы в "деятельном проживании" осуществляемой активности, - деятельности и общения, - в процессе которой происходит становление личностно-смысловой и операционально-технической сфер сознания в их единстве. Только в этом случае чувственная и рациональная ткани сознания реализуют себя в совместной одновременной работе, в творческом поиске, обращаясь то к прошлому (имеющийся опыт), то к будущему (цели и смыслы).
Таким образом, эти две мотивационные составляющие, одна из которых направлена на достижение рациональной и конкретной цели, а другая, направленная на актуализацию развивающихся, и определенных лишь интуитивно, в общих чертах, потребностей субъекта, представляют собой единое целое. «Сознание предполагает, - по своему смыслу, - невозможное, (и насущное), несовпадение моего Я с самим собой, беседу, общение с собой, - общение незавершенного, незаконченного, нерешенного, мгновенного, открытого, - со мной завершенным, замкнутым на себя, уже состоявшимся, отрешенным от всех изменений, но, - могущим быть перерешенным». В сознании мое бытие неизбежно сдвоено. Ведь именно (и только) в сознании бытие не совпадает с самим собой, отличается от себя самого, насущно себе самому. Сознание есть (по логике Бахтина) бытие как событие, как ДИАЛОГ» [3,с.126]. Именно в этом и состоит феномен развития, или иначе, - взаимодействия субъективной и объективной сторон психических процессов, ответственных за выполнение осуществляемой активности.
В реальной жизни человека они тесно переплетены друг с другом, а взаимодействие их между собой следует рассматривать как проблему соотношения разных «деятельностей» сознания", т.е. как одну из основных проблем психологии, по определению Л.С.Выготского [5]. Диалогическое общение, согласно концепции В.С. Библера, предполагает расщепление логического движения на две антиномические ветви: на рассудочную логику и логику интуиции, что, на наш взгляд, можно рассмотреть, как диалог сознания и латентного бессознательного. (В данном случае имеется в виду широкое понимание понятия «бессознательного», без выделения в нем (различных его граней: предсознания и пр.) более мелких составляющих, как это имеет место, например, в работах З. Фрейда).
И, если логика интуиции, по аналогии с бессознательны м, предполагает аналитическое движение от общего, еще не определенного, к частному, более определенному и конкретному, то логика рационально-рассудочной сферы, имея, чаще всего, дело с предметами вещного мира, направлена на конструирование и синтез целого из частей. Поэтому в первом случае мы имеем логику целеполагания, где поведение детерминировано целью, а во втором случае, - логику причинно-следственных отношений, где рассматривается лишь причина происходящего. При этом интуитивное начало, постоянно взаимодействуя с рационально - рассудочной сферой, составляя с ней одно единое целое, вынуждено постоянно бороться за свой особый способ собственной реализации (от целого - к частям). Итак, эти планы сознания, будучи тесно переплетенными между собой в любой из форм активности, включая общение, представляют единое целое.
При этом феномен развития, или иначе, - взаимодействие смысловой и операционально-технической сторон сознания, ответственных за выполнение осуществляемой человеком деятельности, можно охарактеризовать как постоянно меняющееся соотношение между двумя выделенными сферами сознания."Сознание предполагает, - по своему смыслу, - невозможное (и насущное) несовпадение моего Я с самим собой, беседу, общение с собой, - общение незавершенного, незаконченного, нерешенного, мгновенного, открытого, - со мной завершенным, замкнутым на себя, уже состоявшимся, отрешенным от всех изменений, но, - могущим быть "перерешенным.» [3,с. 126].
Итак, развитие психики субъекта имеет место в случае постоянной активации двух указанных составляющих, что значительно укрепляет связь и взаимодействие между ними. Однако, характер и особенности этого взаимодействия зависят от доминирующей сферы сознания у каждого из собеседников. А она, в свою очередь, определяется как излюбленной сферой занятости (специальности, хобби), так и полом.
Особенности развития мужского и женского ума проявляются в доминировании разных сфер сознания. Если доминирование смысловой сферы сознания с ее гибкостью, способностью к переключению на другие мысли и виды деятельности, а также направленностью на поисковую активность с ориентаций на цель (будущее), присуще, как правило, женскому менталитету, то мужской ум характеризуется обычно доминированием рационально-рассудочной сферы сознания и планомерной деятельностью, обусловленной причинами (прошлым).

Указанные особенности мужского и женского менталитета находят свое проявление в общении, часто затрудняя понимание людьми друг друга, в связи с различиями в детерминации их сфер сознания.

Такие особенности развития взаимодействия между выделенными планами сознания, как гибкость, вариативность осуществляемых действий, способность быстро и легко переосмысливать происходящее, формируется именно в общении, основным требованием которого является понимание другого, проживание его чувств. А это воспитывает способность к более легкому переключению, позволяя с легкостью изменять как собственное отношение к происходящему, так и общий эмоциональный настрой, способствующий более легкому переключению с одного вида деятельности на другой. В этом случае «... сама жизнь, сам образ жизни человека оказывается предметом его собственной деятельности, воли, сознания, внимания. Это - способность выйти за свои собственные пределы в своей деятельности» [3, с. 49].

Очень важной особенностью одной из форм общения является возможность «заразить» собеседника собственным отношением к делу, к человеку, к проблеме и пр. Эта особенность очень важна в воспитании и обучении детей. Так, например, ребенка можно обучить чему-либо, сформировав у него позитивное отношение к той или иной деятельности в процессе ее совместного с ним выполнения. При этом другой человек может как бы «заразить» того же ребенка своим неравнодушным отношением к делу, передав ему свой эмоциональный настрой, в то время, как даже прекрасное объяснение без подобного отношения к делу не в состоянии сформировать у учащихся подобное позитивное отношение. Происходит же это в силу отсутствия столь необходимого в подобном случае эмоционального контакта, как правило, сопровождающего процесс общения.
Таким образом, понимание общения как процесса диалектического взаимодействия двух сфер сознания позволяет нам более детально охарактеризовать особенности общения как процесса, с участием бессознательного.

Литература
1.Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности, М. 2001. 2..Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М., 1986..
3.Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры. На путях к гуманитарному разуму. -М., Изд-во «Прогресс», Гнозис, 1991.. 4.. Библер В.С. Мышление как творчество.- М., 1975.
5. Выготский Л.С. Психика, сознание, бессознательное: Собр.соч., т.1, , 1982, с. 132 - 148.
6. Ильенков Э.В. Философия культуры, М.,1991.
7.Лотман Ю.Н Беседы о русской культуре.- С.-Пб, 1994.
8.Овчинникова Т.Н. Развивающийся человек в меняющемся мире// Психотерапия, 2013, № 4, с. 63-70.
9.Овчинникова Т.Н. «Обратная связь в культуре и обществе» // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 2010, №2, с.85-90.
10..ОвчинниковаТН. Истоки криминального поведения в современной России»// Психотерапия, 2014, № 3, с. 95 -100.
11.Рубинштейн С.Л. Человек и мир: В кн. Проблемы общей психологии, М., 1976, с. 253- 412.
Источник: Психология общения и доверия: теория и практика: Сборник материалов Международной конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ.- 6-7 ноября 2014г./ Под ред. Т.П. Скрипкиной. -М.: Университет РАО, 2014.- 777 с.

 

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.