На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Нежеланность рождения ребенка и девиантные формы поведения в подростковом возрасте
Нежеланность рождения ребенка и девиантные формы поведения в подростковом возрасте
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Т.И. Комиссаренко, кандидат психологических наук, доцент ФГБУ ВПО «Московский педагогический государственный
университет»
Аннотация. Статья посвящена проблеме влияния нежеланности рождения ребенка на девиантные формы поведения в подростковом возрасте. При наличии трудных родов и дисгармоничной системы воспитания, у подростков могут формироваться девиантные формы поведения. Однако эта связь не является прямолинейной, при изменении типа воспитания ребенка в семье и психологической гибкости родителей, а так же при развитии духовных ценностей, становление личности подростка может проходить гармонично и ему удастся преодолеть трудности, возникшие в данный период.
Ключевые слова: нежеланность рождения, отношение, перинатальная психология, девиантное поведение, подростковый возраст, суицидальное поведение, материнские чувства, сексуальные девиации.

В настоящее время во всем мире увеличивается количество подростков с асоциальными формами поведения. Не случайно подростковый возраст называется возрастом трудным, критическим, трагическим. Некоторые психологи называют его возрастом «вторичного перерезания пуповины». Именно в подростковом возрасте наиболее рельефно обнаруживаются два вектора развития: верхний, который формирует мировоззрение и проектирование жизненного пути подростка и нижний – где с наибольшей силой обнаруживаются девиантные формы поведения. Асоциальность поведения подростков проявляется в виде повышенной агрессивности, враждебности, алкогольной и наркотической зависимостей, а так же в виде сексуальных девиаций и суицидальных форм поведения.
Сложившаяся ситуация не может не волновать общество и специалисты различных научных направлений, в первую очередь, психологи, педагоги, криминологи, биогенетики и другие пытаются с разных сторон подойти к изучению этого явления и найти психологические детерминанты, вызывающие эти отклонения.
К сожалению, многие причины, влияющие на асоциальное поведение, далеко не всегда лежат на поверхности. Одной из таких причин, по нашему мнению, является нежеланность рождения ребенка, что в дальнейшем вызывает осложнение беременности и трудные роды. Чем труднее роды, тем сложнее социальная адаптация, которая наиболее ярко проявляется в кризисные периоды жизни человека, особенно наиболее сложно проходит кризис трех лет, подростковый кризис, кризис ранней юности и т.д.
Проблема качества биологического рождения человека давно привлекала к себе внимание психологов. Впервые данной проблемой в истории психологии заинтересовалась школа психоанализа. По мнению З.Фрейда взаимоотношения матери с ребенком закладываются еще во время вынашивания плода и все эмоции материи и ее телесные ощущения испытываются плодом в перинатальном периоде. Оставаясь в подсознании будущего ребенка, в дальнейшем они могут влиять на психическую сферу человека и осложнять его взаимоотношения с социальной средой.
Однако становление перинатальной и пренатальной психологии проходит довольно сложно. Человечеству трудно отказаться от устоявшихся традиционных представлений и осознать, что ребенок еще в утробном развитии способен осознанно отвечать на события, происходящие вокруг него в социальной среде. Однако мир не стоит на месте, он находится в постоянном движении и там, где прежде были границы науки, теперь находится ее центр. и»
За последние 30-40 лет, как в России, так и за рубежом сотни работ посвящены проблеме перинатальной психологии. Более десяти лет и нас интересует связь между нежеланностью рождения ребенка и девиантными формами его поведения. Совместно с нашими аспирантами (Н.В. Малютина, Д.Л. Зеленцова, Л.В. Толчинская) было убедительно доказано, что одной из причин, влияющих на суицидальные формы поведения, высокий уровень фрустрационной агрессии, сексуальные девиации и др. является нежеланность рождения ребенка, что при неблагоприятных условиях воспитания может приводить к нарушению социальной адаптации и, как следствие этого, к девиантным формам поведения.
В русле нашего исследования наиболее интересна «теория отношения» В.Н. Мясищева, согласно которой все человеческие психические процессы носят активный избирательный характер и зависят от отношения к объекту этих процессов; к задаче, которая стоит перед выполнением данных процессов и к результатам, достигаемым в ходе процессов. Исследователь выделил ощущение, как наипростейшие субъективные сигналы объективного отношения к действительности [5].
По нашему мнению, вышеуказанную теория можно перенести и на отношения: мать-дитя. Ребенок еще в перинатальном периоде ощущает отношение матери к окружающей действительности и к нему самому, что накладывает соответствующий отпечаток на дальнейшем отношении к миру в форме доверия или недоверия, на длительность и остроту протекания возрастных кризисов, а так же на протекание кризиса подростка и взрослого.
Мать – это первая Вселенная ребенка. Мать является посредником между внешним миром и ребенком. Малыш непрерывно улавливает ощущения и чувства, которые вызывает у матери окружающий мир. По мнению исследователей, у младенца еще до рождения существуют благоприятные условия для хранения и общения с большим объемом информации. Поэтому дети могут понимать, осознавать и в будущем воспроизводить те события, которые происходили с ними еще в утробном периоде.
Как уже говорилось выше, первые работы по перинатальной психологии разрабатывались еще в психоанализе. Такие выдающиеся психоаналитики как О. Ранк (1924 г.), Н. Фодор (1949 г.), О. Рон (1950 г.) и позднее С. Гроф (1975 г.) работали над памятью ребенка и травмой его рождения [1]. Своими исследованиями, которые были позднее подтверждены и нашими работами (Т.И. Комиссаренко, Н.В. Малютина, Д.Л. Зеленцова, Л.В. Толчинская), было убедительно количественно и качественно доказано, что еще в утробном развитии у ребенка сохраняется бессознательная память о его биологическом рождении, которая в дальнейшем определяет его физическое и психическое здоровье и формы поведения. Чем сложнее протекает беременность и рождение ребенка, тем больше вероятности сложной социальной адаптации [2,3,4].
Безусловно, рассматривать характер рождения ребенка как фатальную предпосылку его будущей судьбы не является правильным. В дальнейшем его жизнь во многом будет определяться типом семейного воспитания в семье, микро- и макросредой. При этом, по нашему мнению, значительную роль будет играть так называемая «третья переменная». Под «третьей переменной» мы понимаем случайную встречу, какую-либо стрессовую жизненную ситуацию, прочитанную книгу и т.д., которые могут оказаться проектором будущей судьбы человека. В этом нас неоднократно убеждал психологический анализ биографий большого количества людей, когда подчас незначительное обстоятельство полностью изменяло судьбу человека. В частности, в качестве примера можно привести судьбы великих людей А. Адлера, А. Маслоу, Л. Хэй и, безусловно, Ника Вуйчича – человека, родившегося без рук и без ног, но показавшего всему миру невероятную силу воли, став оратором, вселяющим в людей веру в свои силы.
Интерес к проблеме нежеланности рождения возник у нас в 90 годы ХХ столетия под влиянием нумерологической матрицы Пифагора, которую мы активно использовали в психологическом консультировании. Согласно вышеуказанной матрице, отсутствии «двоек» в природном коде человека свидетельствует о его слабом биополе, а отсутствие «четверок» – о проблемах физического здоровья. Анализ нумерологических матриц большого количества людей в возрасте от 15 до 50 лет (свыше 1000 человек) показал, что в большинстве случаев социальная активность человека, его жизнеспособность зависит от наличия трех показателей: собственная энергия человека (наличие «единиц»), размеров его биополя (наличие «двоек») и природного здоровья (наличие «четверок»). Эти факторы во многом определяют социальный интеллект человека, его стрессоустойчивость и психологическую гибкость, которые в дальнейшем обеспечивают ему успешную социальную адаптацию и возможность строить отношения с другими людьми [3].
Для выявления объективных показателей нежеланности рождения ребенка нами была так же использована шкала американского анестезиолога В. Апгар, по имени которой она и была названа. Шкала Апгар представляет собой систему оценки состояния новорожденных в первые минуты жизни. Шкала включает в себя суммарный анализ пяти критериев, каждый из которых оценивается в баллах от одного до двух включительно. Такими критериями являются: окраска кожных покровов новорожденных; частота сердечных сокращений; рефлекторная возбудимость; мышечный тонус; дыхание.
Результат оценки критериев может быть в диапазоне от ноля до десяти. Как правило, у женщин, не желавших рождения ребенка, сложно проходит весь период перинатального развития и по шкале Апгар такие дети получают показатель ниже четырех баллов и нуждаются в срочной реанимации.

В качестве объективного критерия оценки нами так же была использована специально разработанная Д.Л. Зеленцовой анкета, включающая в себя 30 вопросов, с помощью которых выявлялись причины нежеланности рождения ребенка и характер протекания беременности и родов. Как показали результаты нашего исследования, среди причин нежеланности рождения были следующие:
- нежеланность создавать собственную семью (в связи с ранним
возрастом, успешной карьерой, жизненными принципами) – 23%;
- отсутствие супруга (не успели заключить брак или не собирались его заключать) – 27%;
- нерешенные жизненные задачи (незаконченное учебное заведение,
отсутствие собственного жилья) – 23%;
- неудовлетворительные отношения с супругом (отсутствие понимания, любви) – 11%;
- материальные проблемы в семье – 7%.
Наше исследование проходило на базе одной из специализированных школ г. Москвы, где обучались подростки с девиантными формами поведения[2]. Из 350 подростков, принявших участие в исследовании, 292 – состояли на учете в детской комнате милиции. Поведение этих подростков характеризовалось повышенной конфликтностью, враждебностью, агрессивностью, тенденциями к алкогольной зависимости и суицидальным формам поведения. В результате исследования данных подростков было выявлено, что 295 человек испытали на себе в той или иной степени нежеланность рождения со стороны матери. Общение с матерями нежеланных детей показало, что в 92,8% случаев их беременность была окрашена негативными эмоциями, грудное вскармливание в этой группе детей либо совсем отсутствовало (29,9%), либо продолжалось недолго (от нескольких дней до полутора месяцев). В 59,6% случаев такие дети в детстве были подвержены несчастным случаям и травмам.
Большая часть матерей желанных детей (91,5%) не могли вспомнить каких-либо отрицательных эмоций во время беременности, не испытывали страха перед родами, а сами роды воспринимали как важнейшее событие в их жизни. Роды у матерей желанных детей (88,1%) протекали нормально, без выраженных отклонений, грудное вскармливание в этой группе
продолжалось до года в 84,7%, до двух лет – в 15,3%, несчастные случаи и травмы в раннем возрасте были зафиксированы лишь у 6,8% детей.
Используя анкету по диагностике сформированности чувства материнства у матерей желанных и нежеланных детей были получены интересные результаты: в группе матерей желанных детей наибольший процент женщин имели высокую степень сформированности чувства материнства (83,1%), в группе матерей нежеланных детей наибольший процент женщин имели низкий процент сформированности чувства материнства (81,8%). В дальнейшем, особенно в подростковом возрасте, несформированные материнские чувства вызывали отвержение матерью таких подростков, что усугубляло кризис в общении с ними. Чем сильнее взрослый оказывал давление на подростков, тем сильнее проявлялись негативные реакции у последних, что приводило к формированию девиантных форм поведения.
Таким образом, между нежеленностью рождения ребенка, протеканием беременности и характером родов существует определенная связь. Однако эта связь не является прямолинейной. В дальнейшем развитие личности подростков будет зависеть от межличностных отношений, принятых в семье, типа семейного воспитания, а так же от характера общения со сверстниками. Важную роль в развитии подростка будут играть духовные ценности, доминирующие в семье, под влиянием которых можно изменить жизненный путь и направить вектор развития подростка в позитивном направлении.
Abstract. The article discusses the impact of the child's birth unwantedness on deviant forms of behavior in adolescence. If you have a difficult birth and disharmonious system of education in adolescents may form deviant forms of behavior. However, this relationship is not straightforward, if you change the type of education of the child in the family and psychological flexibility parents, as well as the development of spiritual values, the personality of a teenager can pass perfectly and he would be able to overcome the difficulties which have arisen in this period.
Keywords: reluctance of birth, attitude, perinatal psychology, deviant behavior, teenage years, suicidal behavior, maternal feelings, sexual deviation.



Литература
1. Гроф С. Психология будущего. М.: АСТ., 2001.
2. Комиссаренко Т.И. Девиантное поведение подростков и нежеланность рождения. М.: МГУДТ, 2011.
3. Комиссаренко Т.И. Психологическая диагностика личности с помощью астронумерологических знаний. Международный альманах//Гуманитарное пространство. – 2012, №4, т.1.
4. Комиссаренко Т.И. Зависимость протекания подросткового кризиса от нежеланности рождения ребенка. Актуальные вопросы современной психологии, III Международная научная конференция, г.Челябинск, 2015.
5. Мясищев В.Н. Психология отношения. М.: изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1995.
Источник: Современные проблемы психологии и образования в контексте работы с различными категориями детей и молодежи: материалы научно-практической конференции / Отв. ред. Р.Е. Барабанов. – М.: МФЮА, 2016. – 587 с.

 

Это интересно

Рекомендации

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.