На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Практическая психология в отечественном образовании 2019: настоящее и будущее
Практическая психология в отечественном образовании 2019: настоящее и будущее
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В 2017-2018 годах произошло несколько значимых для развития практической психологии образования событий, которые трудно переоценить:
1) утверждена «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года»;
2) подготовлены Проекты документов, в которых реализуются основные положения Концепции (Проект «Положения о Психологической Службе в системе образования РФ» – 31.11. 2018 и Проект Приказа Министра просвещения «О главных внештатных педагогах-психологах в системе образования Российской Федерации») (Свое мнение по поводу текстов Концепции и Проекта Положения я постарался в общем плане обозначить: см. Пахальян В.Э. О концепции развития психологической службы в образовании // Психологическая газета 11 мая 2018 и Пахальян В.Э. Служба практической психологии в системе образования: еще есть время остановиться. // Психологическая газета 19 января 2019)

Безусловно, очень важно, что здесь обращается внимание на множество накопившихся за прошедшее с момента принятия последних документов по Службе проблем, среди которых профессиональный читатель не может не заметить и общие для всей системы образования, и частные - относящиеся к компетенции Службы. Но нельзя не заметить, что здесь содержится ряд идей и положений, реализация которых может существенно изменить место и роль Службы и практического психолога в системе образования.
Современность динамична и это ее свойство иногда приводит к серьезным противоречиям между требованиями к качеству создаваемого (внедряемого) продукта и срочной необходимостью внедрения «инноваций». Сегодня это хорошо видно по ситуации, сложившейся в том сегменте образования, который сфокусирован на работе по психологическому обеспечению процессов, происходящих в учреждениях этой системы. В качестве конкретного примера возьмем события, связанные с необходимостью реформы Службы практической психологии образования.
Понятно, что здесь речь идет не о радикальных изменениях в содержании такой специфической работы (предмет здесь относительно стабилен – внутренний мир ребенка, особенности его развития в условиях образования), а об изменении текстов основных документов, регламентирующих деятельность Службы, т.к. с момента их последнего принятия изменилась нормативная база образования в целом. И вот тут возникает очень важная управленческая и профессиональная задача: привести в соответствие с новыми реалиями нормативную документацию так, чтобы не исказить (размыть, расширить и т.п.) специфику предметного поля этой области
Начиная с 2012 года, когда был изменен Закон об образовании, появился Указ Президента «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г.г.», возникла необходимость приведения в соответствие с ними и документов, регламентирующих деятельность Службы практической психологии в системе образования РФ. Как-то так получилось (причины мне не известны), что этот процесс затянулся и только в конце 2017 года (14 декабря) Министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева подписывает текст «Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года». Сразу видно, что подписывает не глядя, т.к. в нем есть даже ошибки в нумерации разделов. А уж про содержание говорит сейчас не будем. Назовем его «очень странным». Но документ – это тот ориентир, который обязывает исполнителей строго ему следовать. Ровно через год появляется Проект «Положения о Психологической Службе в системе образования РФ» (31.11. 2018) и Проект Приказа Министра просвещения «О главных внештатных педагогах-психологах в системе образования Российской Федерации». Понятно, созданные, по всей видимости, в такой же спешке. (сроки исполнения Указа вышли).
Теперь посмотрим, каковы могут быть последствия такой управленческой деятельности
Первое, что бросается в глаза, когда читаешь все тексты – несоответствие профессионального содержания в ряде разделов тому, что уже прописано во ФГОС, профессиональных стандартах и даже Закону об образовании в РФ. В преамбуле этих документов констатируется наличие содержательных проблем, а далее предлагаются своеобразные пути и способы их преодоления Например, в Проекте Положения – существенные изменения в организационной структуре: в несколько раз расширяется штат «начальников» педагога-психолога. Проблемы содержательные, проблемы качества работы, а способы количественные. Как известно из опыта такой способ в нашем отечестве приводит только к удлинению пути принятия любых решений, т.к. появляются множество промежуточных звеньев, без которых невозможно оперативно решать любые дела (Координационный совет Министерства просвещения Российской Федерации, Федеральный ресурсный центр психологической службы в системе образования, главный внештатный психолог Министерства просвещения Российской Федерации, главные внештатные психологи в федеральных округах Российской Федерации, главные внештатные психологи в образования системе субъектов Российской Федерации - Раздел 1. п.2.).
Такие изменения в управлении, несомненно, приведут к «избыточному контролю» и «размыванию ответственности». Разработчики упомянутых документов назвав их «внештатными» видимо хотели избежать финансовых затрат на их содержание. Анализ опыта отечественной бюрократии показывает, что как только будет утверждено Положение, то ни один документ, ни одно официальное предложение, не сможет пройти выше, если не будет согласовано со всеми внештатными «Главными психологами». Да и сам, добровольно согласившийся стать Главным психологом специалист, получает «бесплатно» в нагрузку множество дополнительных обязанностей. В том числе и чисто бюрократических, реализуя которые, он обязательно «загрузит» соучастием всех нижестоящих, использует всех специалистов на местах, добавляя им объем работы.

«…22. Основными функциями главного внештатного педагога-психолога в субъекте Российской Федерации являются:
анализ информации о состоянии дел в оказании психолого-педагогической помощи, изучение регионального опыта в области организации психологической службы, технологий и методов по развитию и совершенствованию психолого-педагогического обеспечения системы образования в субъекте Российской Федерации;
подготовка предложений по совершенствованию различных направлений развития психологической службы в системе образования субъекта Российской Федерации;
методическая помощь педагогам-психологам общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций и организаций дополнительного образования детей в субъекте Российской Федерации по вопросам:
сохранения и укрепления психического здоровья и развития обучающихся, оказания им профессиональной помощи и содействия в трудных жизненных ситуациях;
психологического просвещения и консультирования родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам обучения, воспитания
и развития;
профилактической работы, направленной на предупреждение эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников и повышения квалификации педагогических работников;
сотрудничества педагогов-психологов с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;
создания безопасной и развивающей образовательной среды;
психологической экспертизы программ обучения в части определения их соответствия возрастным особенностям и потребностям обучающихся;
мониторинга эффективности программ и технологий обучения;
реализации программ преодоления трудностей в обучении;
диагностики и контроля динамики психического развития обучающихся, оценки индивидуальных траекторий развития;
разработки индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
создания условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессиональной области и построения личных профессиональных планов;
содействия позитивной социализации обучающихся;
профилактики и коррекции отклоняющегося и противоправного поведения обучающихся;
профилактики социального сиротства;
сохранения и укрепления физического здоровья, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;
психологического сопровождения коррекционно-развивающего обучения, воспитания и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в различных образовательных условиях,
в том числе построение для них индивидуальных образовательных маршрутов;
психологического сопровождения обучения, воспитания и социальной адаптации одаренных детей, находящихся в различных образовательных условиях,
в том числе построение индивидуальных образовательных маршрутов
для обучающихся с выраженной мотивацией к обучению;
содействия в обеспечении доступной профессиональной помощи
в преодолении фобических, аффективных и личностных расстройств
у обучающихся;
подготовка обзоров по состоянию и развитию психологической службы
в системе образования субъекта Российской Федерации;
ежегодное, до 1 декабря текущего года, предоставление аналитического отчета в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования, главному внештатному педагогу-психологу в федеральном округе Российской Федерации о проделанной работе» (Проект Приказа «О главных внештатных педагогах-психологах в системе образования Российской Федерации»)

Второе – существенные изменения в содержании предметной области работы специалиста (достаточно сравнить текст и Концепции и Проекта Положения с описанием целей, задач, содержания работы и т.п. с содержанием ныне действующих ФГОС; профессионального стандарта педагога-психолога, текстами всех учебных пособий, по которым готовят педагогов-психологов). Метафорически мое впечатление после прочтения этих разделов в текстах Концепции и Проекта Положения можно выразить известной цитатой: «Поэт в России больше, чем поэт». Как только это все приобретет юридический статус, то Служба и ее специалисты будут ответственны практически за все: от «….решения стратегических задач развития образования Российской Федерации, направленному на сохранение и укрепление здоровья; …. профилактике социального сиротства… » до «… обеспечения доступной профессиональной помощи в преодолении фобических, аффективных и личностных расстройств у обучающихся» (Слава богу, что в Проекте Положения только у обучающихся . Если бы я следовал логике авторов-составителей такого текста, то не стал бы мелочиться: написал бы сразу - «всех субъектов образовательных отношений».)
Если в контексте упомянутых документов оценивать то, что происходит в этой сфере, то можно констатировать попытку «размывания содержания предметной области» специалиста и содержания работы Службы. Для примера сравним то, что было прописано в целях и задачах Службы пока еще действующих документов с тем, что предлагается (см. Табл 1).

Цели и задачи Службы

Цели Службы

Задачи Службы

1999 – Положение о Службе МО РФ

Служба практической психологии образования (далее Служба) является структурным подразделением системы образования России, предназначенным для обеспечения прогрессивного психического развития детей и подростков, развития их способностей, склонностей, реализации их потенций, профилактики возможных отклонений

Задачами службы практической психологии образования являются:
- содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом   возрастном этапе, формирование у них способности   к самовоспитанию и саморазвитию;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку на основе психолого-педагогического изучения детей;
- профилактика и преодоление отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка.

2003 Положение о Службе ДО г. Москва

Служба практической психологии в системе Департамента образования города Москвы …..  призвана обеспечивать сохранение, укрепление здоровья детей и профилактику нарушений психического здоровья обучающихся, содействовать развитию личности детей и молодежи в процессе их воспитания, образования и социализации
Цель Службы - обеспечение полноценного психического и личностного развития детей (от
0 до 18 лет), молодежи в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями

Основные задачи психологической службы образования:
- неотложная психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям;
консультативно-диагностическая, коррекционная, психопрофилактическая, реабилитационная помощь в условиях образовательного учреждения;
социально-психологическая помощь, содействие в профессиональной ориентации детей и молодежи;
- социально-психологическая, психолого-педагогическая помощь в решении вопросов опеки и участия в воспитании несовершеннолетних;
консультации по правовым вопросам и другие виды юридической помощи по вопросам, связанным с охраной психического здоровья детей и молодежи;
составление заключений и рекомендаций по обучению, воспитанию, профессиональному образованию социально-бытовому и трудовому устройству детей и молодежи;
психологическая помощь несовершеннолетним и их семьям при стихийных бедствиях, катастрофах и экстремальных ситуациях;
иные меры, необходимые для психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития личности несовершеннолетних.

2017-2025
Концепция
развития психологической службы в системе образования в
Российской Федерации на период до 2025 года

«… целью деятельности Службы должно стать профессиональное (психологическое, психолого-педагогическое, социальное) обеспечение решения стратегических задач развития образования Российской Федерации, направленное на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации, негативной социализации… »

содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказание им психологической поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях;
реализация программ преодоления трудностей в обучении; участие в проектировании и создании развивающей безопасной образовательной среды;
проведение психологической экспертизы внедряемых программ обучения в части определения их соответствия возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;
участие в мониторинге эффективности внедряемых программ и технологий обучения;
диагностика и контроль динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся, их индивидуального прогресса и достижений;
сотрудничество специалистов Службы с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;
содействие в построении индивидуальной образовательной траектории обучающихся;
содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных планов;
содействие в позитивной социализации;
организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося (агрессивного, аддиктивного, виктимного, суицидального и т.п.) и делинквентного (противоправного) поведения детей, молодежи с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
профилактика социального сиротства;
содействие реализации программ духовно-нравственного воспитания обучающихся;
участие в развитии у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности, профилактика ксенофобии, экстремизма, межэтнических конфликтов; 
сохранение и укрепление здоровья обучающихся, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, мониторинг здоровья, оптимизацию нагрузки обучающихся, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни, воспитание осознанного устойчивого отрицательного отношения к употреблению алкоголя, психоактивных веществ, наркотиков, табакокурению и другим вредным привычкам;
психологическое сопровождение одаренных детей на основе создания системы психологической поддержки для реализации потенциала одаренных детей, обогащения их познавательных интересов и мотивов, формирования универсальных способов познания мира;
психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ, находящихся в различных образовательных условиях, средах и структурах, в том числе определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего его возможностям и образовательным потребностям;
профессиональная помощь в преодолении школьной тревожности, страхов, фобических, аффективных и личностных расстройств;
профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников;
психологическое просвещение и консультирование родителей (законных представителей) ребенка по проблемам обучения, воспитания, развития

Проект Положения о Психологической Службе в системе образования МП
РФ (2018)

Целями Службы являются:
а)           содействие в разработке и совершенствовании нормативной правовой,
научно-методической, организационно-управленческой и информационной базы
по организации психологической, психолого-педагогической, социальной помощи
всем участникам образовательных отношений для обеспечения единства
психологической службы с учетом специфики субъектов Российской Федерации;
б)           содействие в обеспечении качества подготовки и повышения квалификации
специалистов, оказывающих профессиональную помощь обучающимся, а также
эффективной системы их внутриведомственного и межведомственного
взаимодействия, что является ключевым условием для оказания доступной
эффективной профессиональной психолого-педагогической и социальной помощи
всем категориям обучающихся независимо от места их проживания;
в)           содействие в разработке стандартов оказания профессиональной психолого-
педагогической и социальной помощи обучающимся.

Задачами Службы являются:
- создание условий для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития всех категорий обучающихся, оказание им профессиональной помощи и содействия в трудных жизненных ситуациях;
- психологическая поддержка в создании условий для духовно-нравственного воспитания всех категорий обучающихся;
- организация психологического просвещения и консультирования родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам обучения и воспитания;
организация профилактической работы, направленной на предупреждение эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников, а также повышения квалификации педагогических работников;
сотрудничество специалистов Службы с педагогами по вопросам обеспечения достижения личностных и метапредметных образовательных результатов;
участие в проектировании и создании безопасной и развивающей образовательной среды;
- проведение психологической экспертизы программ обучения в части определения их соответствия возрастным особенностям и потребностям обучающихся;
- участие в мониторинге эффективности программ и технологий обучения;
- реализация программ преодоления трудностей в обучении;
- реализация программ коррекционной работы для различных категорий обучающихся;
- диагностика и контроль динамики психического развития обучающихся, оценка индивидуальных траекторий развития;
- содействие в разработке индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
- содействие созданию условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися профессиональной области к построения личных профессиональных планов;
- содействие позитивной социализации обучающихся;
- организация и участие в мероприятиях по профилактике и коррекции отклоняющегося и противоправного поведения обучающихся;
- обеспечение    психолого-педагогического            сопровождения несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу, либо являвшимися потерпевшими или свидетелями преступления;
- организация и участие в мероприятиях по профилактике социального сиротства;
- участие в формировании у обучающихся межкультурной компетентности и толерантности с целью профилактики ксенофобии, экстремизма и межэтнических конфликтов;
- организация и участие в мероприятиях по сохранению и укреплению физического здоровья, включая применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;
- психологическое сопровождение коррекционно-развивающего обучения, воспитания и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе построение для них индивидуальных образовательных маршрутов;
- психологическое сопровождение обучения, воспитания и социальной адаптации одаренных детей, находящихся в различных образовательных условиях, в том числе построение индивидуальных образовательных маршрутов для обучающихся с выраженной мотивацией к обучению;
- содействие в обеспечении доступной профессиональной помощи в преодолении фобических, аффективных и личностных расстройств у обучающихся

А если все это еще сравнить с тем, что написано во ФГОС, в профессиональных стандартах и учебниках, по которым готовят практических психологов образования, то картина будет совсем удурчающая: столько обнаружится «нестыковок», а иногда и противоречий, взаимоисключающих утверждений и т.п..

Третье, о чем задумываешься, читая эти тексты - как в стране «развивающейся демократии» сегодня готовятся такие документы.
Анализ накопленного не только в нашей стране за последние 30 лет опыта создания и работы Службы показывает, что нынешнему руководству образованием необходимо срочно пересмотреть не только то, как происходит процесс принятия судьбоносных для Службы решений, но и использовать в разработке содержания, определяющего специфику работы ее специалистов, не только тех, кто формально имеет отношение к данной области, а прежде всего тех, кто к сегодняшнему дню имеет существенный опыт непосредственной ПРАКТИЧЕСКОЙ работы в данной сфере. Хочется верить, что профессиональное сообщество сможет не вслепую профессионально дискутировать с авторами Проектов, а активно (интерактивно, дистанционно, удаленно и непосредственно) соучаствовать в обязательном публичном обсуждении таких важных документов.
Если бы меня спросили, с чего бы я начал, получив такое задание, то ответ был бы такой:
- начинать надо с изучения и обобщения опыта специализированных Центров в регионах - Новосибирск, Москва, Ростов на Дону, Самара, Ярославль и т.п. (внимательно изучить их разработки, предложения, заодно и прочитать комментарии практиков к текстам, в которых выражено общее отношение к возникшей проблеме);
- стремясь «реформировать», не забывал бы о том, что некоторые «велосипеды давно изобретены» (см. источники, которые я указал в списке литературы).
Надеюсь, что еще не поздно сделать все, чтобы судьба развития Службы не зависела от стремления некоторых «далеких от реальной жизни» чиновников «вовремя отреагировать на постановления Правительства», а определялась бы в первую очередь профессионалами-практиками, имеющими большой и результативный опыт деятельности на местах. Если внимательно читать Законы и нормативные акты, то управленцы – те, кто создает условия, обеспечивающие эффективность оказания психологической помощи в соответствии с положениями Статьи 42 Закона об образовании.
Предлагаю всем заинтересованным сторонам объединиться для конструктивного диалога и обеспечить научно-обоснованное и построенное на накопленном позитивном отечественном опыте практики развитие Службы. Начиная от Положения и заканчивая разработкой отдельных технических вопросов, например – требованиями к экспертизе, процессу и т.п.

Литература

1. Дубровина И.В. Практическая психология в лабиринтах современного образования. Монография. — М.: НОУ ВПО «МПСУ», 2014.
2. Дубровина И.В. Психологическая служба на современном этапе развития общего среднего образования. // Вестник практической психологии образования. 2011. №3(28)
3. Ермолова Т.В. Школьная психология в США: изменение статуса профессии и круга решаемых ею задач за последние 30 лет. // Современная зарубежная психология. Т. 3, № 4 / 2014, с. 98-111
4. Забродин Ю.М. Метелькова Е.И., Рубцов В.В. Концепция и организационно-структурные модели психологической службы образования // Электронный журнал «Психологическая наука и образование. psyedu.ru» 2016.№3, с. 1-15.
5. Забродин Ю.М. Пахальян В.Э. Подготовка и переподготовка практических психологов в контексте проблем отечественного высшего профессионального образования. // Психология и современное российское образование. Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. - М., 2008.
6. Клюева Т.Н. Перспективы развития службы психологического обеспечения в системе российского образования (Опыт Самарской области) // Вестник практической психологии образования. 2010. № 1. С. 63–69.
7. Клюева Т.Н., Илюхина Н.В. Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования" (опыт Самарской области) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 61–70. doi:10.17759/psyedu.2017090307
8. Материалы I съезда практических психологов образования Российской Федерации. М.,1994.
9. Материалы II съезда практических психологов образования Российской Федерации. Пермь,1995.
10. Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования Российской Федерации. Приказ от 22.10.99 №636
11. Пахальян В.Э. Каким должен или каким может быть психолог, работающий в системе образования? // Вопросы психологии 2002, №6.
12. Пахальян В.Э. Практическая психология образования в России: без парадоксов. // Вопросы психологии 2005, №5.
13. Пахальян В.Э. Служба практической психологии образования в России 2015: «Куда идем мы с……?» // Вестник практической психологии образования 2015. №2, с. 37 - 42.
14. Психологическая служба образования глазами мэтров: 15 лет спустя // Вестник практической психологии образования 2004, №1
15. Психология и современное Российское образование: Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. М., 2008
16. Психология образования: Модернизация системы образования в условиях введения в действие новых профессиональных стандартов. Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции - М., 2014.
17. Рубцов В.В., Дубровина И.В., Забродин Ю.М., Метелькова Е.И., Романова Е.С., Семикин В.В. Концепция развития системы психологического обеспечения (психологической службы) образования в Российской Федерации на период до 2010 года. // Психологическая наука и образование 2007.№2, с. 69-82.
18. Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Компетентностный подход как концептуальная основа связи профессионального образования и профессионального труда. // Вестник практической психологии образования. 2012, №3, с. 3-13.
19. Тезисы участников Всероссийского съезда практических психологов образования. Практическая психология в условиях модернизации образования. Материалы. В 2 т. М., 2003.

Источник: Пахальян В.Э. Практическая психология в отечественном образовании 2019: настоящее и будущее // Психологическая газета 23 января 2019

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.