На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Родительское отношение к болезни детей с физическими нарушениями
Родительское отношение к болезни детей с физическими нарушениями
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Г. В. Пятакова, Е. А. Сенькив

Тяжелая, инвалидизирующая болезнь ребенка является трудной жизненной ситуацией для его родителей. Такая ситуация может сопровождаться эмоциональными состояниями экстремального и кризисного уровней, проявлениями, которые клиницистами и клиническими психологами часто описываются в терминах психической дезадаптации. Признаки эмоционального неблагополучия родителей могут представлять собой факторы риска по развитию дезаптационных срывов эмоциогенной природы у их детей, а также создавать определенные трудности для специалистов, участвующих в процессе комплексной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В связи с этим важным фактором преодоления трудной жизненной ситуации и условием успешного восстановительного лечения является гармоничное отношение родителей, в частности матери, к болезни своего ребенка. Целью данной работы явилось исследование отношения родителей (матерей) к болезни своих детей, страдающих тяжелыми врожденными и приобретенными нарушениями опорно-двигательной системы.

В исследовании приняли участие 90 человек: матери детей с тяжелыми последствиями физических травм, требующих сложного хирургического лечения в условиях стационара, а также матери, воспитывающие детей с врожденной деформацией опорно-двигательного аппарата неясного генеза без церебральной патологии (артрогриппоз), и матери детей, страдающих детским церебральным параличом (ДЦП). В момент обследования больные дети и их матери находились на лечении в детской ортопедической клинике. Особенности отношения матерей к болезни ребенка изучались с помощью клинического полуструктурированного интервью, а также с применением опросника для диагностики отношения к болезни ребенка (ДОБР) (В.Е. Каган, И.П. Журавлёва).
Сравнительный анализ параметров отношения матерей к болезни ребенка показал, что у родителей, имеющих детей с различными нарушения- ми, независимо от причин, характера и тяжести поражения опорно-двигательного аппарата, наблюдается достоверное увеличение значений показателей по шкале тревоги и шкале общей напряженности по сравнению со средненормативными показателями.
Полученные результаты свидетельствуют о выраженных негативных переживаниях и тревожных состояниях матерей, обусловленных осознанием тяжести заболевания ребенка и неизбежных трудностей в ходе хирургического лечения и восстановительных медицинских мероприятий. При этом родители детей с врожденными заболеваниями опорно-двигательной системы различного генеза, в отличие от матерей детей с тяжелыми последствиями физической травмы, чаще испытывают чувство беспомощности в связи с ситуацией болезни и сложного лечения ребенка. Об этом свидетельствуют высокие показатели по шкале интернальности родительского отношения к болезни. Родители детей с ДЦП и артрогриппозом, находящиеся в стационаре в ожидании хирургического лечения, воспринимают болезнь и лечение своего ребенка как нечто от них не зависящее, то событие в жизни их семьи, которое не подвластно их контролю и не зависит от их собственных усилий. Такое отношение к заболеванию собственного ребенка, с одной стороны, отражает опасную тенденцию к формированию проявлений инактивности, выученной беспомощности в сложной психотравмирующей ситуации, с другой стороны – носит защитный характер и позволяет матери элиминировать чувство вины и не принимать на себя чрезмерную ответственность за болезнь и последствия сложного лечения. Матери детей с опытом физической травматизации склонны максимально контролировать и ограничивать активность своего ребенка. Такие родительские установки, вероятно, являются отражением общего высокого уровня тревоги родителей в связи с травматической ситуацией физического повреждения ребенка.
Источник: Ананьевские чтения – 2014
Психологическое обеспечение профессиональной деятельности
Материалы научной конференции 21–23 октября 2014 года
Ответственный редактор Г.С. Никифоров

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.