На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Современные социально-психологические технологии работы психологов образования
Современные социально-психологические технологии работы психологов образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Косинова В.В.
Московский государственный психолого-педагогический университет
vkosinova2 010@yandex. ru (Москва, Россия)


Эффективность работы, проводимой психологами в разных сферах образования, определяется, с одной стороны, правильным планированием с учётом сочетания основных групп технологий, а с другой - применением самых современных социально - психологических технологий.
Наряду с основными группами социально-психологических технологий, к которым относятся социально-психологическая диагностика, социально-психологическое консультирование и социально-психологический тренинг, развиваются и их инновационные варианты, например - диагностика и арт- терапевтические тренинги.

 

Наиболее известными арт-диагностическими тестами (которые успешно зарекомендовали себя в работе как с детьми младшего школьного возраста, так и с подростками) являются рисуночные тесты Р. Сильвер. Данные тесты позволяют, во-первых, проводить оценку познавательных процессов и способностей и, сравнивая полученные показатели с возрастной нормой, определять степень их отклонения от неё; во-вторых - осуществлять оценку творческих способностей, которые проявляются в более высоких показателях когнитивной успешности, связанной с переработкой визуальной информации.
Применяя шкалу эмоционального содержания и шкалу оценки образа Я, можно также решать следующие задачи:

 

1) оценивать текущее эмоциональное состояние и осуществлять диагностику эмоциональных нарушений, прежде всего депрессии и агрессии;

2) определять отношение испытуемых к себе и другим людям;

3) идентифицировать значимые (в том числе неосознаваемые) потребности и переживания испытуемых, нарушенные отношения и внутрипсихические конфликты [1, с.75].


Среди арт-терапевтических тренингов нами был разработан и успешно апробирован коммуникативный арт-терапевтический тренинг «Искусство и сила общения», который включает в себя 4 уровня. Основная цель 1-го уровня состоит в исследовании личностных коммуникативных особенностей, актуализации проблемы межличностных взаимоотношений и настраивании на позитивное взаимодействие в группе. Ведущей целью 2-го уровня является развитие навыков самопознания, в частности, умения психологически грамотно формулировать собственные переживания, эмоции и чувства, возникающие в процессе общения, что, в свою очередь, необходимо для анализа, контроля и выстраивания собственной стратегии эффективного общения.
На 3-м уровне происходит овладение приемами построения гармоничных отношений с другими людьми, а также развитие спонтанности и способности экспериментировать с новыми формами коммуникативного опыта посредством использования движения и танца. На 4 уровне осуществляется интеграция полученных теоретических знаний и практических навыков общения, что приводит к развитию межличностной компетентности, то есть умению понимать и принимать окружающих, вступать с ними в гармоничное взаимодействие.
Таким образом, применение современных социальнопсихологических технологий в работе психологов образования позволит не только гармонизировать психо-эмоциональное состояние учащихся, но и положительно повлияет на весь образовательный процесс в целом.


Литература
1. Психодиагностика в арт-терапии /А.И. Копытин. СПб.: Речь, 2014. 288 с.

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.