На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психолого-педагогическая помощь и поддержка детей из аддиктивных семей в условиях общеобразовательной школы
Психолого-педагогическая помощь и поддержка детей из аддиктивных семей в условиях общеобразовательной школы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Лусто И.И., Ясева Н.Ю.
УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» (Могилев, Республика Беларусь)

В настоящее время семейный алкоголизм является одной из актуальных социальных проблем и вызывает особую обеспокоенность современного общества. Пьянство и алкоголизм порождают множество социальных проблем. По причине злоупотребления алкоголем одного или обоих супругов разрушаются семьи. От злоупотребления спиртными напитками в семье в первую очередь страдают дети. У детей пьющих родителей могут возникать серьезные нарушения физического здоровья, а также психической сферы. Кроме того, алкоголизм в семье значительно влияет на социальное развитие ребенка и его дальнейшую судьбу [1].


Поэтому большое значение приобретает своевременная и целенаправленная работа с детьми из аддиктивных семей. В связи с этим появляется необходимость более углубленного изучения особенностей таких детей для повышения эффективности оказания им психолого-педагогической помощи и поддержки в условиях общеобразовательной школы [2].
В помощь педагогам и психологам учреждений образования мы предлагаем программу и методические материалы по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних, воспитывающихся в алкогольных семьях. Целью программы является формирование у несовершеннолетних знаний по проблеме зависимого поведения и ответственного отношения к своему здоровью.

Задачи программы:
• дать необходимые знания о влиянии алкоголя на организм человека и его социальную жизнь;
• ознакомить с нормативно-правовой базой регулирования аддиктивного и девиантного поведения;
• формировать ответственное отношение к своему здоровью;
• обучить навыкам противостояния явлениям, возникающим по причине употребления алкоголя их родителями.

Программа включает 3 модуля.
1. Медико-социальный модуль. Учащиеся знакомятся с влиянием алкоголя на внутренние органы человека, репродуктивную и нервную системы, а также особенностями влияния алкоголя на растущий организм.
2. Социально-психологический модуль. В этом модуле изучаются социальные и психологические проблемы, возникающие у человека по причине употребления алкоголя.
3. Социально-правовой модуль. Работа направлена на повышение уровня правовой информированности несовершеннолетних, изучение нормативно-правовых актов, которые регулируют аддиктивное и девиантное поведение, в том числе и информирование об организациях и службах, оказывающих помощь несовершеннолетним, воспитывающимся в алкогольных семьях.
Психолого-педагогическая помощь включает лечебные мероприятия, консультации, психотерапию и психокоррекцию всех членов аддиктивной семьи. К сожалению, статистика показывает, что медицинская реабилитация лиц с алкоголизмом имеет до настоящего времени невысокую эффективность и большой процент рецидивов, так как пролеченный пациент возвращается в ту же среду, которая толкнула его к пьянству. Поэтому работа с семьей, где родители злоупотребляют алкоголем, включает в себя формирование мотивации самого пьющего человека и его семьи на безалкогольное существование и построение другой системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности злоупотребляющего алкоголем человека, способной быть хозяином собственной судьбы. В качестве одной из самых эффективных технологий по созданию благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, можно отметить движение «Анонимные алкоголики» [3].
Важно помнить, что психолог и педагог учреждения образования не в силах излечить человека с алкоголизмом, они лишь могут с помощью различных мер воздействия предотвратить опасные последствия для ребенка. Решить проблему аддиктивного поведения можно только в том случае, если будут задействованы все возможные меры профилактики, ведь известно, что болезнь легче предотвратить, чем ее вылечить.

Литература
1. Ковалевская А.В. Семейное неблагополучие и нарушения психологического здоровья / А.В. Ковалевская // Народная асвета. - 2010. - № 8. - С. 84-90.
2. Положение о социально-педагогической и психологической
службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность): утверждено постановлением
Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 116 // Сборник нормативных документов Министерства
образования Республики Беларусь. - 2011. - №17.
3. Романек Н.В. Пропаганда здорового образа жизни в контексте социально-педагогической работы / Н.В. Романек // Сацыяльна- педагапчная работа. 2006. №10. C. 59-61.

Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.