Лусто И.И., Ясева Н.Ю. УО «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» (Могилев, Республика Беларусь) В настоящее время семейный алкоголизм является одной из актуальных социальных проблем и вызывает особую обеспокоенность современного общества. Пьянство и алкоголизм порождают множество социальных проблем. По причине злоупотребления алкоголем одного или обоих супругов разрушаются семьи. От злоупотребления спиртными напитками в семье в первую очередь страдают дети. У детей пьющих родителей могут возникать серьезные нарушения физического здоровья, а также психической сферы. Кроме того, алкоголизм в семье значительно влияет на социальное развитие ребенка и его дальнейшую судьбу [1].
Поэтому большое значение приобретает своевременная и целенаправленная работа с детьми из аддиктивных семей. В связи с этим появляется необходимость более углубленного изучения особенностей таких детей для повышения эффективности оказания им психолого-педагогической помощи и поддержки в условиях общеобразовательной школы [2]. В помощь педагогам и психологам учреждений образования мы предлагаем программу и методические материалы по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних, воспитывающихся в алкогольных семьях. Целью программы является формирование у несовершеннолетних знаний по проблеме зависимого поведения и ответственного отношения к своему здоровью. Задачи программы: • дать необходимые знания о влиянии алкоголя на организм человека и его социальную жизнь; • ознакомить с нормативно-правовой базой регулирования аддиктивного и девиантного поведения; • формировать ответственное отношение к своему здоровью; • обучить навыкам противостояния явлениям, возникающим по причине употребления алкоголя их родителями. Программа включает 3 модуля. 1. Медико-социальный модуль. Учащиеся знакомятся с влиянием алкоголя на внутренние органы человека, репродуктивную и нервную системы, а также особенностями влияния алкоголя на растущий организм. 2. Социально-психологический модуль. В этом модуле изучаются социальные и психологические проблемы, возникающие у человека по причине употребления алкоголя. 3. Социально-правовой модуль. Работа направлена на повышение уровня правовой информированности несовершеннолетних, изучение нормативно-правовых актов, которые регулируют аддиктивное и девиантное поведение, в том числе и информирование об организациях и службах, оказывающих помощь несовершеннолетним, воспитывающимся в алкогольных семьях. Психолого-педагогическая помощь включает лечебные мероприятия, консультации, психотерапию и психокоррекцию всех членов аддиктивной семьи. К сожалению, статистика показывает, что медицинская реабилитация лиц с алкоголизмом имеет до настоящего времени невысокую эффективность и большой процент рецидивов, так как пролеченный пациент возвращается в ту же среду, которая толкнула его к пьянству. Поэтому работа с семьей, где родители злоупотребляют алкоголем, включает в себя формирование мотивации самого пьющего человека и его семьи на безалкогольное существование и построение другой системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности злоупотребляющего алкоголем человека, способной быть хозяином собственной судьбы. В качестве одной из самых эффективных технологий по созданию благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, можно отметить движение «Анонимные алкоголики» [3]. Важно помнить, что психолог и педагог учреждения образования не в силах излечить человека с алкоголизмом, они лишь могут с помощью различных мер воздействия предотвратить опасные последствия для ребенка. Решить проблему аддиктивного поведения можно только в том случае, если будут задействованы все возможные меры профилактики, ведь известно, что болезнь легче предотвратить, чем ее вылечить. Литература 1. Ковалевская А.В. Семейное неблагополучие и нарушения психологического здоровья / А.В. Ковалевская // Народная асвета. - 2010. - № 8. - С. 84-90. 2. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации, индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность): утверждено постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 116 // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. - 2011. - №17. 3. Романек Н.В. Пропаганда здорового образа жизни в контексте социально-педагогической работы / Н.В. Романек // Сацыяльна- педагапчная работа. 2006. №10. C. 59-61.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |