На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Теоретические принципы ухудшения социально- психологической адаптивности личности подростка под влиянием аддиктивного поведения
Теоретические принципы ухудшения социально- психологической адаптивности личности подростка под влиянием аддиктивного поведения
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

В.А. Скляренко
магистрант ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог

Девиантное (отклоняющееся) поведение можно охарактеризовать как комплекс поступков, которые противоречат общепринятым нормам и проявляются в виде дисбаланса адаптационных механизмов, психических процессов и неспособности к эстетическому и нравственному контролю своего поведения. Следует учитывать, что имеется определенная взаимосвязь между различными типами и клиническими формами девиантного поведения.

Девиантное поведение можно разделить на четыре вида:
1) делинкветное поведение (данная категория предусматривает уголовное наказание);
2) аддиктивное поведение (попытки уйти от реальности с помощью препаратов);
3) патохарактерологическое поведение (изменение характера- расстройство личности);
4) психопатологическое поведение (агрессия направляется на самого себя, результатом становится алкоголизм, наркомания, суицид) [2, 182-290].


Мы рассмотрим второй вид девиантного поведения - аддиктивное (токсикомания).
Из ряда причин подростковой токсикомании можно выделить следующие: разочарование в людях, неудовлетворенность жизнью в связи с разного родафакторами: трудностями личного характера; несовершенством социальнокультурной сферы, которая не дает возможности проведения досугового времени, что крайне важно для подростков; социальной несправедливостью; не благоустроенностью быта; не возможностью реализовать себя в данных условиях.
Существуют также иные причины обращения к психоактивнымм веществам, свойственные именно подросткам. К таким относятся: символика принадлежности к определенной социальной группе; удовлетворение любопытства к действию психоактивного вещества; достижение “ясности мышления”; выражение собственной независимости либо враждебного отношения к окружающим; достижение полного чувствам расслабления; познание приносящего удовольствие нового, волнующего или тающего опасность опыта; или “творческого вдохновения”; уход от гнетущего состояния.
Еще один значимый фактор - социальное окружение. Известно, что вероятность стать токсикоманом в окружении людей, употребляющих токсические препараты, возрастает. В виду того, что мода к подражанию является обязательной особенностью этапа социализации личности в процессе формирования, нельзя не брать во внимание и явление токсикомании как одну из форм социального поведения. Самыми распространенными считаются причины, связанные с базовыми возрастными особенностями: активное стремление к исследованию окружающего мира, а так же сам процесс социализации, адаптации к незнакомым жизненным условиям, утверждением себя в окружении и возникающими из этого проблемами.
Подросткам не свойственно начинать употребление токсических веществ в одиночку. Чаще всего это происходит по шаблонной схеме: несовершеннолетний попадает в изолированную среду, которую считает по-своему привлекательной. Чтобы не быть ею отвергнутым, он решается на выполнение всех правил и установок данной среды, и если в этой группе имеет место прием токсических веществ, то со временем он с ними столкнется. Токсикоманию необходимо рассматривать с позиции социокультурного явления, испытывающего влияние определенных содержательных аспектов[3, 45-95].
Токсикоманам, как и алкоголикам, свойственно стремление формироваться в группы для хранения, приобретения и употребления токсических препаратов. При поддержке «партнера» проще преодолеть естественный страх перед токсическими отравлениями, интереснее вместе прочувствовать состояние токсической эйфории. В этом состоянии несовер-шеннолетние характеризуются повышенным уровнем внушаемости, зависимым от группы поведением. Достаточно скорое привыкание и стремление к систематическому употреблению психоактивного вещества приводит к скоропостижными заметным переменам в личностной и интеллектуально-мнестической сферах. Так подростки превращаются в орудие у более сильных и опытных «вожаков» для совершения правонарушений. Криминальные организации токсикоманов причисляют к примитивным преступным группам [4, 490-511].
Часто употребление токсических препаратов происходит в общественных местах. Подростки сидят группами в школьном туалете,во дворе на скамейке, иногда даже в классе на уроке, застывшие и молчаливые.Возрастает желание хуже учиться, прогуливать занятия, они становятся более раздражительными, утомляемы, плаксивы [2, 180-290].
Выделяют следующие характерные признаки у подростка, употребляющего психоактивные вещества:
• внешний вид неопрятный, видны следы клея;
• наколки на руке, наличие выбритого затылка;
• раздражение век и глаз, наличие сыпи вокруг рта и носа. В тех случаях, когда подросток выбривает затылок, кожа в месте прикладывания ваты (тряпки) покрасневшая и раздраженная;
• стремление к уединению и группированию в перерывах между занятиями;
подросток почти не бывает дома, не готовит домашние задания, пропускает школьные занятия, теряет интерес к учению;
• нарушение аппетита, сна, повышенная утомляемость;
• несовершеннолетние становятся раздражительными, грубыми, на вопросы родителей и учителей огрызаются.
Последствия: Психоорганический синдром - плохо соображают, ослабляет память, трудно сосредоточиться. Резко снижается способность усвоения учебного материала. Склонность к безделью, пассивность чередуются с агрессивностью и злобностью. Смерть может быть вызвана параличом дыхательного центра, асфиксией или из-за несчастных случаев.
Поведение отдельных детей и подростков, которое привлекает внимание несоблюдением общественных норм, рекомендаций и советов, разнится с поведением детей, которые не нарушают требований семьи, общества, школы. Поведение, отличающееся отклонением от установленных нравственных и правовых норм, называется девиантным. Оно включает антисоциальные, антидисциплинарные, делинквентные, суицидальные, противоправные действия и поступки. По своей природе они могут быть вызваны разными отклонениями в развитии личности и ее реагирования. Зачастую такое поведение - реакции несовершеннолетних на сложные обстоятельства и проблемы жизни. Данное поведение занимает позицию между нормой и патологией, поэтому оно должно быть оценено как педагогом, так и врачом. Вероятность возникновения девиаций в поведении может основываться на особенностях физического развития, социального окружения и условий воспитания[5, 351-360].
Во время оценки собственного тела, подростки заостряют внимание на норме или неполноценности, либо же превосходстве и из этого формирует выводы о своей общественной ценности.
Мальчики, которые превосходят по развитию свой возраст (аксе- лерированные) убеждены в собственной силе и мужественности и поэтому могут не добиваться уважения окружающих. Уверенности в себе им прибавляет и тот факт, что их считают толковыми. Это позволяет таким подросткам вести себя естественно, они требуют меньше внимания и более послушны. А вот в случае с отстающими в развитии, низкорослыми и худыми мальчиками все совершенно иначе: окружающие воспринимают их неприспособленными, незрелыми и маленькими. Они проявляют мятежность и испытывают необходимость в покровительстве. Чтобы изменить неудовлетворяющее впечатление о себе, им приходится постоянно проявлять «храбрость», предприимчивость, изобретательность, быть на виду, и своими «достижениями» подтверждать свою ценность и уникальность в группе, в которую они входят. Подобная активность вызывает трудностив общении и эмоциональное напряжение, создающее предпосылки для формирования девиантного поведения^, 182-200].
Еще одним фактором, значительно влияющим на поведение, является половое созревание. При варианте преждевременного полового развития в некоторых случаях образуются чаще всего эмоциональные нарушения, в других - расстройства в поведении (претенциозность, агрессивность, вспыльчивость) нарушение влечений; в частности сексуального. При варианте задержанного полового развития проявляются неуверенность, медлительность, импульсивность, несобранности и трудности адаптации.
Развитие и формирование структуры личности подростка происходит под воздействием общества и культуры, которые «воспитывают» его в соответствии с полом и социально-экономическим положением. Важно, что половое созревание у подростков современности завершается до наступления социальной зрелости. Возможность свободы выбора жизненного пути растягивает время приспособления.
Социальное созревание протекает неравномерно и привязано к завершению образования, наступления совершеннолетия и материальной независимости. Подросток в отдельных сферах жизни может быть неприспособленным и проблематично переживать свою несостоятельность. Например, будучи авторитетным в окружении спортсменов, молодой парень может оказаться абсолютно неподготовленным к взаимоотношениям с лицами противоположного пола [3, 45-87].
Главные причины возникновения у несовершеннолетних потребности в применении психоактивных препаратов - неблагоприятный микросоциальный климат развития, возрастные особенности, расстройства функционирования высшей нервной деятельности. Злоупотребление токсическими веществами может прекратиться без традиционного лечения в случае своевременного вмешательства родителей или других взрослых для компенсации или устранения вышеперечисленных неблагоприятных факторов. И наоборот - лекарства и угрозы (наказания) могут оказаться бесполезными, если условия для утоления жизненно важных социальных нужд несовершеннолетнего отсутствуют либо же они фрустрированы.
Трудности и низкая продуктивность преодоления и профилактики употребления психотропных препаратов несовершеннолетними определяется, в первую очередь, тем, что взрослые, которые ответственные за это, напрасно полагают, что данная проблема должна рассматриваться только наркологией. На самом деле, в виду возрастных особенностей подрастающей личности, предпосылки всех видов девиантного поведения у подростков едины. Алкоголизм, правонарушения, токсикомания и наркомания, невротические и аффективные расстройства - звенья одной цепи [4, 325-411].


Библиографический список
1. Абрамова, С.М. Возрастная психология / С.М. Абрамова. - М.: Высшая школа, 2001. - 319 с.
2. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозр. психиат. и мед. психол., 1991. - 354 с.
3. Козырев, Г.И. Внутриличностные конфликты // Социально-гуманитарное знание. - 1999. - № 2. - С. 108.
4. Максимова, Н.Ю. Психологическая профилактика алкоголизма и наркомании несовершеннолетних / Н.Ю. Максимова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 592 с.
5. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников / В.В. Шабалина. - СПб.: Сова, 2001. - 599 с.

Источник: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. - 311 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.