На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологическое сопровождение семей, воспитывающих одаренного ребенка
Психологическое сопровождение семей, воспитывающих одаренного ребенка
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Гамова Екатерина Ивановна канд. психол. наук, доцент ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования»
г. Курск, Курская область

Аннотация: выявление, развитие, поддержка одаренного ребенка невозможна без участия семьи. Актуальным является вопрос психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов и родителей. В статье рассмотрены семейные сценарии развития одаренности, направления работы с семьями, воспитывающими одаренных детей, некоторые аспекты организации психолого-педагогической работы с семьей.

Ключевые слова: одаренный ребенок, развитие одаренности, психологическое сопровождение семьи.
В современной России одарённость признана стратегическим государственным ресурсом и одним из образовательных приоритетов, что закреплено в ряде важных документов, в том числе в федеральном проекте «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Задачей проекта является формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренного ребенка невозможно без участия семьи. В образовательной организации объедение усилий педагогов, родителей и психолога является первоочередной задачей. Рассмотрим некоторые аспекты организации психологопедагогической работы с семьей.
Любой этап сопровождения начинается с диагностической работы, в том числе и диагностики детско-родительских отношений. Поэтому рассмотрим специфику отношения родителей к факту детской одаренности.
Родители - главный источник развития одаренного ребенка, потому что именно они наиболее восприимчивы к его нуждам и озабочены его будущим. Некоторые родители стремятся «воплотиться в своих детях», «воссиять» самим в своем одаренном ребенке, заставляя его добиваться того, чего не смогли в жизни добиться сами, рассматривая детей, как свое лучшее «Я». И тогда неудачи детей родители воспринимают очень болезненно, как крах своих надежд. В таких ситуациях ребенок чувствует вину перед родителями, испытывает страдание. Родителям необходимо проанализировать собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Поэтому специалистам сопровождения необходимо провести диагностику ценностных приоритетов в воспитании и развитии ребенка.
Самые главные человеческие ценности - это здоровье (как физическое, так и психическое) и счастье. Родителям необходимо актуализировать, какие ценности они воспитывают в своем ребенке. Установить это можно, проанализировав собственное поведение и выяснив, за что они хвалят своего ребенка. Родительские оценки для ребенка - одновременно и награда, и критерий его самовосприятия и самооценки. Система родительских оценок, в которой ребенок видит себя должна точно и полно отражать ребенка во всей ее многогранности. Ниже приведена специфика отношения родителей к ситуации развития одаренного ребенка.
Знания психологов о возможных поведенческих реакциях родителей при нереализованном потенциале позволяет более точно определиться в направлениях работы с семьями, воспитывающими одаренного ребенка.
При реализации механизма отрицания: одаренность ребенка не замечается, отчуждение от одаренности ребенка в случае, если на нее обращают родительское внимание; безразличие к развитию одаренности ребенка.
При реализации механизма проекции: неосознанная тенденция загубить одаренность ребенка с целью повторения собственного жизненного сценария как способ решения экзистенциального кризиса («Я не стал и прекрасно прожил, и с тобой ничего не случится»).
При реализации механизма эго-трансцендентности: терминальное отношение к ребенку (принятие уникальности его личности); право на ошибки; совместное гармоническое развитие; синергетический эффект: семья как целостная система («1+1=1»).
При реализации механизма идентификации: инструментальное отношение к ребенку (ребенок и его одаренность как средство достижения побочных целей); идентификация с достижениями ребенка; завышенные «взрослые» требования и ожидания без права на ошибку.
В то же время внутрисемейные отношения обладают огромным потенциалом в деле развития одаренности детей и молодежи. Причем влияние этих отношений нельзя как идеализировать, так и недооценивать. По характеру оно крайне диалектично. Семья может взрастить талант. Она же, как это ни прискорбно, нередко талант ребенка губит. Роль родителей в развитии одаренности ребенка до сих пор изучена недостаточно. На чем сходятся все исследователи, это на том, что одним из решающих факторов семейного влияния являются родительские установки и ценности. Какие ценности разделяют родители, таким будет качество, степень сотрудничества и взаимодействия между родителями и их одаренными детьми.
В отечественной психологической литературе описывается три варианта семейного сценария развития одаренности [1, с. 56-57]:
1. Развитие «благодаря» семье. Это идеальный вариант для ребенка. Родители для него союзники, которые разделяют его ценности и устремления. Они поддерживают его во всем, создают условия для его движения.
2. Развитие одаренности «из-за» семьи. Семья предъявляет повышенные требования к ребенку, которым он должен соответствовать и которые, независимо от его желаний, должен в обязательном порядке оправдать. Это сценарий, где ребенку отводится инструментальная роль. Он - инструмент в руках взрослых, за счет которого родители достигают своих эгоистических целей, не заботясь о том, каким образом их отношение отразится на личности ребенка, его одаренности и психике в целом.
3. Третий диалектический вариант: встречаются сплошь случаи, когда то, что губит, на первых порах - как это не удивительно - взращивает. Это все те разобранные в предыдущих главах сценарии одаренных детей-перфекционистов с комплексом неполноценности, для которых достижения выступали средством компенсации и самоутверждения себя в глазах строгих взрослых. В этом случае уже дети использовали одаренность в качестве инструмента: достижениями они пытались доказать, что они имеют право на любовь и чего-то да стоят. Толчок к развитию их одаренности был получен не благодаря, а вопреки.
Специалистам, работающим с семьей, важно учитывать, что, если творческий потенциал родителей реализован, значит - они обязательно будут поддерживать развитие одаренности ребенка. И напротив, родители, в силу жизненных обстоятельств не реализовавшие свой потенциал, обязательно будут чинить препятствия творческому развитию их чада. Практика показывает, что оба случая - и реализованного, и нереализованного потенциала родителей - подразумевают как позитивный, так и негативный варианты родительско-детского взаимодействия.
Многие исследователи утверждают, что, реализовавшись сами, родители побуждают к развитию своих детей и создают им для этого все условия, выполняя фасилитаторскую функцию. В детях им хочется видеть свое продолжение, как части свободного себя. Искренняя любовь к ребенку пробуждает либеральное гуманистическое отношение. Они принимают его таким, какой он есть. Его потенциал - его уникальная индивидуальность, а он свободная в своем жизненном и профессиональном самоопределении личность.
Сложность взаимодействия возникает с родителями, которые сами добились жизненных и профессиональных высот и из-за этого выступают против повторения детьми их жизненного сценария. Такие родители, избирая родительский стиль воспитания «гиперопека», из благих побуждений стараются уберечь ребёнка от того, что пришлось пройти самому. В работе с такими семьями необходимо помнить, что для одаренного ребенка нереализованность его потенциала стратегически чревата серьезными психологическими проблемами во взрослой жизни - от невротических проявлений до глубоких кризисов, за которыми тянутся печальные последствия.
Проблемы взаимодействия возникают и с родителями, потенциал которых не реализован. Самый благоприятный исход этой нереализованности, когда у отца или матери появляется с одаренным ребенком душевное единение (ценностно-ориентационной единство), порождающее феномен эго-трансцендентности. Они становятся истинными союзниками, смотрят на жизнь «одними глазами». Развитие ребенка становится мощным стимулом самоактуализации родителей.
Согласно психологическим исследованиям, в этом случае семья превращается в спаянное единое целое, где каждый член семьи, обогащая других, развивается со всеми вместе. Получается своеобразный синергетический эффект: один плюс один уже равняется не двум, а неразложимой на элементы единице. Это тоже идеальный вариант для творческого развития одаренного ребенка.
При психологическом сопровождении семьи, выбравшей путь компенсации собственной родительской нереализованности, необходимо учитывать другой психологический механизм развития одаренности - механизм идентификации.
В этом случае в достижениях ребенка родитель видит не индивидуальность ребенка, а отражение собственного потенциала. Компенсаторный исход - не лучший вариант развития одаренности ребенка, потому что у него, как и у сценария с гиперопекой, стратегически могут быть печальные последствия.
Чаще всего психологи и педагоги сталкиваются с двумя вариантами влияния нереализованности потенциала родителей на развитие одаренности детей. Ценностно-смысловой диссонанс может проявляться в отчуждении от одаренности ребенка, в ее полном непризнании. У таких родителей включается психоаналитический механизм отрицания. Не зная, что с ней делать, они боятся детской одаренности и потому вытесняют из сознания факт ее существования. «Будь как все, будь проще, и люди к тебе потянутся», - звучит обычно из уст таких родителей.
В крайнем же случае - в ситуациях, когда мотивация одаренного ребенка на развитие настолько сильная, что отрицать ее не получается, она может вызвать обратный эффект в семье и вместо признания собственной одаренности ребенок натыкается на неприкрытую агрессию в свой адрес. Тут встречается неосознанная тенденция загубить одаренность ребенка с целью повторения собственного жизненного сценария. Таким вычурным образом родитель с нереализованным потенциалом неосознанно решает собственный экзистенциальный кризис: «Я не стал и прекрасно прожил, и с тобой ничего не случится».
Своевременная психолого-педагогическая помощь позволяет избежать драматических сценариев развития событий в семьях одаренных детей, в настоящее время в системе образования проводится масштабная просветительская работа с родителями по вопросам и проблемам одаренности. Таким образом, при организации психологической работы с семьей, необходимо помнить, что обогащающая роль родителей проявляется:
В ранней идентификации детской одаренности: образовательная организация может просто не знать о неакадемических способностях ребенка; здесь как нельзя актуальна помощь родителей педагогам и психологам;
в создании обогащающей информационной среды: чтение, экскурсии, просмотр развивающих фильмов и т. п.;
в поощрении адекватных рисков, творчества, самостоятельности и достижений;
в удовлетворении базовых потребностей: любви, ласки, безопасности;
в формировании у детей адекватной самооценки.
Современные родители признают, что, чтобы дополнять влияние образовательной организации, они нуждаются в консультациях о психологических особенностях своих детей, методах обучения, доступных в домашних условиях, и в психологической помощи с целью полноценного принятия решения в области планирования детского образования.
Анализ психолого-педагогических источников показывает, что социализация и адаптация одаренного ребенка имеет ряд особенностей. В зарубежных исследованиях [2, с. 78-79; 3, с. 96-98] описываются эмоциональные и социальные проблемы одаренных детей, а также способы их решения в зависимости от вида одаренности. В ходе психологического сопровождения семей с одаренным ребенком необходимо разработать рекомендации для детско-родительского взаимодействия.
С другой стороны, психологическое сопровождение семьи одаренного ребенка должно охватывать четыре направления:
- диагностику особенностей семейного взаимодействия;
- организацию информационной среды для родителей;
- организацию совместной практической деятельности способного ребенка и его родителей;
- обучение родителей приемам поддержки и поощрения в процессе социализации ребенка.
Рассмотрим данные направления более подробно. Цель работы психолога с родителями талантливых детей - обучение родителей эффективному взаимодействию с их ребенком. Данная работа проводится для:
- расширения возможностей понимания одаренного ребенка;
- улучшения рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
- выработки новых навыков взаимодействия с ребенком;
- установления и развития отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
Необходимо подготовить родителей к тому, что из одаренного ребенка вырастет одаренный взрослый, и объяснить им, что в этом нет ничего страшного, что это - замечательно.
Главная цель психологической помощи родителям одаренных и способных детей - помочь им понять, что их ребенок, какой бы он ни был, прежде всего - ребенок.
Организация информационной среды предполагает цикл родительских встреч «Мой ребенок - восьмое чудо света». Формы подобных мероприятий очень разнообразные: круглые столы, конференции, практикумы, «творческие копилки» и т. д. Кроме того, информационные технологии позволяют объединить родителей, воспитывающих одаренных детей в интернет-пространстве образовательной организации. Ребенок и его родители могут подобрать необходимые задания для отработки и совершенствования какого-то навыка. Участники группы - семьи, которые мотивированы на развитие потенциала ребенка. На страничках группы предлагаются интересные статьи, опыт других родителей, родители делятся своими впечатлениями от совместных мероприятий.
Совместная практическая деятельность способного ребенка и его родителей предполагает работу по развитию творческого и познавательного потенциала детей. Анализ литературы и практического опыта работы с семьями показывает, что лето - благоприятное время для решения воспитательно-образовательных задач. Информация о том, как развивать ребенка летом, что нового и интересного можно с ним узнать, какие открытия совершить, необходима каждой семье. Целесообразно подготовить родителей к активному познавательному совместному отдыху с детьми. Предлагаются разнообразные темы и задания во время отдыха с детьми.
Компетентные рекомендации по проведению летнего отдыха с детьми дают родителям больше возможностей и идей для совместных с детьми экскурсий, интересных и полезных дел и творческих работ, а у детей больше положительных эмоций, приятных воспоминаний о том, как он провел лето вместе с родителями. В течение учебного года родители и дети участвуют в совместных проектах разнообразной тематики, самостоятельно делают презентации своих проектов на тематических неделях. Для развития творческой и познавательной активности детей родители помогают детям участвовать в различных творческих и познавательных конкурсах различного уровня.
Проведение тренингов для родителей позволит изучить эффективные приемы и способы поддержки и поощрения родителей на уровне образовательной организации. Деятельность родителей обязательно должна поддерживаться и поощряться. Формы и методы поощрения могут быть разнообразными: совместные выступления, видеоролики, стенды «Наши позитивные родители», конференции, концерты и т. д. Таким образом, педагогический коллектив образовательной организации продемонстрирует эффективность поддержки семей с одаренными детьми.
Исходя из вышеизложенного, важнейшим направлением психологопедагогического сопровождения семей одаренных обучающихся является сохранение и укрепление здоровья детей. Конкретными задачами работы в данном направлении являются - развитие навыков саморегуляции и управления стрессом и формирование установок на здоровый образ жизни.
Поощрительные меры являются действенным инструментом в повышении мотивации одаренных детей к обучению и росту своих достижений. Приведение этих мер в систему и ее регулирование будут формировать стимулирующие мотивы одаренных детей и способствовать оказанию им социальной помощи и поддержки со стороны взрослых, в первую очередь - родителей.
Работа с родительской общественностью в системе психолого-педагогического сопровождения будет являться неотъемлемым элементом системы образования, равноправным партнером структур и специалистов разного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

Список литературы
1. Комаров Р.В. Психологические аспекты одаренности учащихся: специфика, преграды успешности, инновационный инструментарий / Р.В. Комаров // Системная психология и социология. - 2014. - №3 (11). - С. 62-70.
2. Bainbridge C. Social and Emotional Problems Affecting Gifted Children.
3. Heylighen F. Gifted People and their Problems.
4. Комаров Р.В. Введение в психологию одаренности

Источник: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 280 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.