На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Семья от А до Я: основные направления работы с родителями, детьми и педагогами
Семья от А до Я: основные направления работы с родителями, детьми и педагогами
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Аннотация: в статье представлен опыт деятельности Г(О)БУ Центр «СемьЯ» Липецкой области по работе с семьями. Сделан акцент на реализации регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» на территории региона по модели «СемьЯ от А до Я». Раскрыты запросы родителей по алфавиту. Обозначена значимость повышения родительской компетентности в вопросах воспитания, образования, развития детей. Представлены подходы и программы по работе с разными категориями семей, в том числе замещающими.
Ключевые слова: семья, родители, национальный проект «Образование», федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», региональная модель «СемьЯ от А до Я».

Семья играет главную роль в жизни каждого человека. Именно в семье ребёнок получает первое представление об общечеловеческих ценностях, о традициях народа, которое проносит через всю свою жизнь. И в конечном итоге благодаря семье развивается государство, поэтому решение проблем сиротства, укрепление института семьи и защита детей - его безусловный приоритет.
Согласно Указу Президента Российской Федерации №204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» важнейшей задачей государственных и общественных институтов на среднесрочную перспективу является создание эффективной межведомственной системы родительского просвещения и семейного воспитания в Российской Федерации.
В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 15 января 2020 года Президентом Российской Федерации в качестве главного приоритета государственной политики определена деятельность, направленная на поддержку семьи: «Выстраивая долгосрочную политику поддержки семьи, нужно идти от конкретных жизненных ситуаций, разбираться, с какими трудностями сталкивается молодая, многодетная или неполная семья».
Реализуемые в Липецкой области мероприятия и меры, направленные на усиление государственной поддержки семей в связи рождением и воспитанием ребенка, обусловили положительную динамику численности детского населения области и увеличение количества семей, обращающихся за психологической и социально-педагогической помощью.
В обычном своём проявлении зарождение семьи начинается с супружества, потом переходит в родительство. Родительство, которое является неоспоримо самой важной и ответственной деятельностью человека, для многих людей является деятельностью неосознанной, зачастую сводится только лишь к заботе о физиологических потребностях ребенка. Родительская функция выполняется исходя из устоявшихся традиций семьи, разнообразной и часто противоречивой информации, полученной из СМИ, популярной литературы и других источников и слабо вбирает в себя опыт научных достижений. Многим родителям не хватает знаний в вопросах возрастной психологии, педагогики, а уровень психологической культуры семейных отношений создаёт неблагоприятную среду для формирования личности ребёнка.
Низкая родительская компетентность в вопросах воспитания и развития детей может успешно преодолеваться только в последовательном формировании в обществе института целенаправленной подготовки к родительству, актуализацией у родителей (законных представителей) потребности в психологических и педагогических знаниях, в повышении психологической культуры общения в семье. Потому в свете задач, стоящих перед российским образованием на современном этапе общественного развития, системная и последовательная просветительская работа с родителями на всех этапах взросления ребенка, начиная с самого раннего возраста, является чрезвычайно важной.
Ряд нормативных документов, регламентирующих организацию образовательного процесса и взаимодействия субъектов образования, указывают на особую роль семьи в оптимизации процесса обучения на всех этапах.
В статье 44. ч.1 ФЗ «Об образовании в РФ» указано, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка» [5].
Современное образование строится согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Стандарт ориентирован на становление личностных качеств обучающегося и воспитанника, особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательных отношений [4].
В региональном плане мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства в Липецкой области, раздел I. Поддержка института семьи, пропаганда ответственного материнства, отцовства, ценности детства и раздел IX. Ребёнок и его право на семью предполагают комплексное взаимодействие различных ведомств и структур, направленное на сопровождение семей.
Решением задач психолого-педагогической направленности в работе с родителями на территории Липецкой области занимается государственное (областное) бюджетное учреждение Центр развития семейных форм устройства, социализации детей, оставшихся без попечения родителей, и профилактики социального сиротства «СемьЯ» (далее - Центр).
На базе Центра с 2003 года функционирует телефон доверия, по которому дети и родители получают экстренную психологическую помощь.
В 2008 году был открыт отдел психолого-педагогического сопровождения и ювенальных технологий, который начал заниматься работой с семьями, находящимися в состоянии конфликта, в том числе с подростками, совершившими правонарушения, и их родителями. К направлениям работы относилось проведение психолого-педагогических исследований по запросам судов и органов внутренних дел, коррекционно-реабилитационных занятий с несовершеннолетними, консультирование родителей, тренинги детско-родительских отношений. Позже к перечисленным направлениям деятельности добавилась медиация, в том числе семейная медиация.
Центр «СемьЯ» оказывает психолого-педагогическую помощь опекунам (попечителям), приемным родителям в рамках сопровождения. Сопровождением охвачено более 250 замещающих семей. В ходе сопровождения осуществляется диагностическое обследование членов замещающих семей, консультирование, проводятся коррекционно-развивающие занятия [1; 3]. Для замещающих родителей и взрослых членов замещающих семей работает психолого-педагогическая мастерская «Ключики в детство». В рамках мастерской проводятся тренинги и семинары-практикумы, направленные на формирование устойчивых внутрисемейных связей, на выработку навыков управления «трудным» поведением приемного ребенка, навыка бесконфликтного общения между членами замещающих семей, на профилактику эмоционального выгорания замещающих родителей: «Остановись, пока не поздно!», «Обними покрепче - пусти - отстань», «Дитя двух семей», «Мне с тобой легко и просто», «Учимся жить вместе», «Эффективное общение», «Тропинка к счастью», «Жить здорово!», «Точка кипения», «Счастье - когда мы понимаем друг друга», «Творческий подход - залог успеха детско-родительских отношений», «Девиантное поведение подростков - причины и способы преодоления» и др.
Но, прежде чем создать замещающую семью, граждане, выразившие желание принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проходят курс подготовки в Школе приемных родителей Центра. Обучение в Школе приемных родителей - это возможность для будущих приемных родителей оценить свои ресурсы, принять взвешенное решение, подготовить себя и членов своей семьи к проблемам, которые могут возникнуть после принятия ребенка. Опыт показывает, что подготовительные занятия уменьшают число неудачных попыток образования замещающей семьи. За период работы Школы с 2012 года состоялось 57 выпусков слушателей ШПР, в рамках которой подготовку прошли 2046 человек.
Центр является исполнителем областного гранта «Благополучная семья - стабильность в регионе!» (2015-2020 годы) при финансовом участии Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по программам Фонда «Право ребенка на семью», целью которой является комплексное решение проблем семейного неблагополучия и социального сиротства, организация системных изменений по формированию в области комплексной многоуровневой системы работы с семьями и детьми, направленной на предупреждение социального сиротства, реабилитацию семей группы риска, укрепление института семьи, сокращение числа отказов родителей от детей, в том числе новорожденных, развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выработку и трансляцию эффективных методик по работе в данной сфере. Комплекс данных мероприятий способствует профилактике социального и вторичного сиротства в области.
В настоящее время на базе Центра функционируют 5 отделов: отдел сопровождения замещающих семей; отдел диагностики, консультирования, коррекции; отдел постинтернатного сопровождения, отдел учебнометодической и проектной деятельности, отдел сопровождения инклюзивного образования детей с РАС и ментальными нарушениями.
К сожалению, насилие в семье имеет место быть. Специалистами Г(О)БУ Центра «СемьЯ» оказывается психолого-педагогическая помощь несовершеннолетним, пострадавшим от насилия в семье, и родителям, применяющим насилие при воспитании своих детей. Данная помощь имеет несколько направлений:
1. Консультирование несовершеннолетних, пострадавших от насилия в семье, родителей, применяющих насилие в отношении детей, с применением диагностики с целью прояснения проблемы, выявления индивидуально-психологических особенностей, особенностей внутрисемейных отношений.
В процессе консультирования специалист определяет степень глубины влияния насилия на личность ребенка.
В связи с этим выделяются три вида консультирования:
1) информирующее и ориентирующее. Данное консультирование направлено на предоставление необходимой психологической информации по запросу родителей (законных представителей), а также оказание помощи в выборе путей и средств преодоления семейного насилия;
2) личностно-поддерживающее. При личностно-поддерживающем консультировании оказывается помощь в стабилизации личности и укреплении ее защиты;
3) личностно-изменяющее. Личностно-изменяющее консультирование является самым сложным и направлено на гармонизацию личности через проработку и осознание внутренних конфликтов.
2. Оказание психологической коррекционной помощи детям, пострадавшим от семейного насилия, с целью преодоления последствий психологической травмы, а также родителям, применяющим насилие в отношении детей, с целью исправления стиля воспитания и формирования адекватных родительских компетенций.
3. Оказание экстренной психологической помощи по телефону доверия детям, пострадавшим от семейного насилия, и родителям, применяющим насилие при воспитании детей.
4. Проведение по уголовным делам, связанным с семейным насилием, психологических обследований детей, признанных жертвами семейного насилия, в том числе, сексуального, или свидетелями.
5. Психологическое сопровождение следственных действий, в которых участвуют несовершеннолетние, являющиеся потерпевшими от семейного насилия или его свидетелями.
6. Проведение тренингов для родителей, направленных на формирование адекватного стиля воспитания, профилактику жестокого обращения с детьми.
7. Проведение психопросветительской работы с родителями, направленной на формирование родительских компетенций, знаний об особенностях психологического развития детей разного возраста, с целью способствования формированию здоровых семейных отношений и профилактики семейного насилия.
В Центр обращаются родители (законные представители), имеющие проблемы в воспитании, обучении, социальной адаптации детей и подростков, по запросам и определениям судов, направлениям органов опеки и попечительства, других органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Помощь оказывается в различных формах (очно, заочно, индивидуально, в группе, в выездном режиме).
Учитывая условия эпидемиологической ситуации и социальные запросы общества, в Липецкой области нарастает потребность в оказании комплексной психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе родителям (законным представителям), которые:
1. Адаптируются к изменяющимся условиям в период пандемии.
2. Беспокоятся об образовании и развитии детей.
3. Волнуются о возрастных кризисах детей.
4. Готовятся к поступлению ребенка в детский сад.
5. Дезориентированы в дистанционном обучении.
6. Ежедневно воспитывают и заботятся о детях.
7. Заинтересованы в гармонизации детско-родительских взаимоотношений.
8. Интересуются вопросами полового воспитания детей.
9. Контролируют основные аспекты жизни детей.
10. Любят детей безусловно.
11. Могут повысить свои компетенции.
12. Находят выходы из сложных и проблемных ситуаций.
13. Обучаются способам и методам взаимодействия с детьми.
14. Получают методическую и консультативную помощь.
15. Разрешают мелкие конфликты в семье.
16. Способствуют созданию благоприятной обстановке в семье.
17. Тревожатся об эмоциональном состоянии детей.
18. Утратили родительский ресурс.
19. Фокусируют внимание на негативных проявлениях детей.
20. Хотят идеализировать поведение детей.
21. Ценят семейные традиции.
22. Чувствуют усталость и бессилие в воспитании детей.
23. Шокированы «трудным» поведением подростков.
24. Щепетильно относятся к семейным тайнам.
25. Эмоционально реагируют на деструктивное поведение детей.
26. Юны, но ответственны.
27. Являются любящими родителями.
Данные родительские запросы не только легли в основу реализации проекта, но и обусловили необходимость совершенствования и дальнейшего расширения развития деятельности службы оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей и гражданам, желающим принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, «Семья от А до Я».
С 2019 года на территории Липецкой области реализуется региональный проект «Поддержка семей, имеющих детей» национального проекта «Образование». Целью проекта является создание условий для повышения компетентности родителей (законных представителей) по вопросам образования, воспитания, развития детей посредством предоставления услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям), а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей.
Для реализации проекта была организована модель региональной ресурсной службы «Семья от А до Я» (рис. 1).
Реализация регионального проекта осуществляется под эгидой управления образования и науки Липецкой области. Координатором проекта в соответствии с приказом управления образовании и науки Липецкой области от 27.05.2019 г. №590 является наш Центр, на базе которого создана региональная ресурсная Служба оказания услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи.
С июня 2019 г. в Липецкой области обеспечена возможность получения услуги дистанционно, посредством консультирования по Skype при подключении в многофункциональных центрах «Мои документы». Организована деятельность мобильных бригад. 15 единиц автотранспорта, брендированных под проект «Поддержка семей, имеющих детей», осуществляли маршруты по муниципальным образованиям Липецкой области.

семья от а до я

Рис 1 Модель региональной ресурсной службы «Семья от А до Я»

С сентября 2019 года начал работать региональный портал информационно-просветительской поддержки родителей «Родительство от А до Я» (https\llroditel48.rul), позволяющий записаться на консультацию к специалисту, а также получить доступ к методическому материалу по интересующему вопросу. Деятельность портала направлена на информационно-просветительскую поддержку родителей (законных представителей).
Центр также оказывает методическую и консультативную помощь педагогам-психологам, социальным педагогам, специалистам организаций системы профилактики и безнадзорности несовершеннолетних; специалисты Центра ведут психопросветительскую работу среди различных групп населения, проводят семинары, тренинги, круглые столы, родительские собрания, принимают участие в заседаниях ассоциаций приемных и опекунских семей, слетах приемных и опекунских семей, тесно сотрудничают со СМИ по проблемам детства.
Одна из программ, направленная на повышение родительской компетентности - дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Родительство от А до Я» - стала победителем IV Всероссийского конкурса Центров и программ родительского просвещения в номинации «Программы и проекты, направленные на общее развитие родительских компетенций», награждение которой состоялось в рамках Всероссийской конференции по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения «Школа одаренных родителей» в РАО (26-28 октября 2020 г., г. Москва).
Повышение психолого-педагогической культуры родителей является основой раскрытия потенциала семьи, совершенствования семейного воспитания.
Перед нами как перед структурой, осуществляющей психологическое и социально-педагогическое сопровождение семьи, стоят следующие задачи:
1. Реализация регионального проекта «Поддержка семей, имеющих детей».
2. Проведение тренинговых программ по гармонизации детско-родительских отношений.
3. Разработка методических рекомендаций по вопросам социально-правового и психолого-педагогического сопровождения семьи.
4. Психологическое и социально-педагогическое просвещение родителей и детей (семинары, публичные лекции, тренинги).
5. Организация слётов, конкурсов и других мероприятий, направленных на формирование ответственного родительства и поддержки семейных традиций, ценностей.
6. Сотрудничество с родительской общественностью (СОНКО) по вопросам образования, воспитания, развития детей.
7. Функционирование регионального портала информационно-просветительской поддержки родителей (законных представителей) roditel48.ru.
Решение поставленных задач позволит повысить психолого-педагогическую компетентность родителей, сформировать ценности семьи у подрастающего поколения и через новые формы работы оказать квалифицированную психологическую помощь семьям региона и сделать доступной для каждого родителя Липецкой области получение квалифицированной психолого-педагогической, методической, консультативной помощи по образованию, развитию и воспитанию детей.


Список литературы
1. Гринберг С.Н. Приёмная семья: психологическое сопровождение и тренинги / С.Н. Гринберг, Е.В. Савельева, Н.В. Вараева [и др.]. - СПб.: Речь, 2007. - 352 с.
2. Николаева Е.И. Психология семьи: учебник для вузов / Е.И. Николаева. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2017. - 368 с.
3. Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В. Овчарова. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2003. - 319 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Минобрнауки РФ. - М.: Просвещение, 2011.
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Источник: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.