На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности взаимодействия педагогов с родителями одаренных детей
Особенности взаимодействия педагогов с родителями одаренных детей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: в статье анализируются проблемы, возникающие при взаимодействии родителей с одаренным ребенком, рассматриваются типичные ошибки, тормозящие реализацию его потенциальных возможностей. Выделены условия создания благоприятной и психологически безопасной образовательной среды. Представлена типология родителей по отношению к своему ребенку. Описаны основные формы взаимодействия педагогов и психологов с семьей одаренного ребенка (тренинги, семинары, беседы, диспуты, дискуссии).


Ключевые слова: одаренность, ошибки родителей, стиль воспитания, формы взаимодействия.


Признаки одаренности у детей можно заметить уже на ранних этапах их развития, когда пространство жизни ребенка ограничено семьей, отсутствует активное взаимодействие с социальной средой. Роль родителей в этот период особенно велика, именно они могут не только помочь выявлению выдающихся способностей своих детей, но и препятствовать этому процессу.
Серьезными препятствиями, мешающими эффективному развитию способностей ребенка, являются неадекватный стиль воспитания (авторитарный, манипулятивный, конфликтный, либеральный), или асоциальный образ жизни. Однако нарушения в развитии одаренных детей могут возникать не только в проблемных семьях, но и в тех ситуациях, когда родители, обнаружив у ребенка наличие способностей и интереса к определенной сфере деятельности, стараются всеми силами развивать имеющийся потенциал. Однако их чрезмерные усилия не всегда идут на благо ребенку, могут принести вред его развитию и здоровью. Дополнительные занятия (кружки, секции, олимпиады, конкурсы), часто не соответствуют возрастным и психологическим особенностям ребенка. Перегрузки, переутомление, физическая и эмоциональная усталость - все это может привести не только к проблемам со здоровьем и различным соматическим реакциям, но и к трудностям в поведении, в том числе к протестным реакциям, негативизму и отказу от занятий ранее любимой деятельностью. Еще одна типичная ошибка родителей одаренных детей - стремление оградить ребенка от возможных трудностей, не позволяя ему самому принимать решения. Таким образом стимулируется инфантилизм, конформизм, стремление делегировать ответственность за себя, за свои успехи и неудачи взрослым, родителям, педагогам.
Однако нередко наблюдаются ошибки другого рода: родители, не замечая проявления способностей ребенка и его успехов в отдельных видах деятельности, акцентируют его неуспехи, неудачи в других школьных предметах, подвергая ребенка критике и воспринимая его как неудачника. Дети, не получая поддержки родителей, замыкаются в себе, изолируются эмоционально и физически или проявляют агрессию в форме грубости, споров и непослушания. Подобные девиации не могут не сказываться на учебном процессе, поэтому педагогам целесообразно уделить пристальное внимание выстраиванию грамотного взаимодействия с родителями одаренного ребенка. Только психологическая поддержка и педагогическое сопровождение позволят обеспечить наиболее благоприятное развитие, как способностей ребенка, так и личности в целом.
Аналогичная ситуация наблюдается и в том случае, когда родители создают иллюзию принятия интересов ребенка, а на деле не воспринимают их всерьез, предпочитая самим планировать его жизненные и профессиональные перспективы. Когда после нескольких лет занятия интересующей его деятельностью ребенок сталкивается с реальностью в лице родительских запретов, это может привести к возникновению серьезного конфликта, вплоть до разрыва отношений, ухода из дома. Ребенок оказывается перед травматичным для себя выбором: с одной стороны, перед ним дело, которому он посвятил несколько лет своей жизни, и в котором он может выразить себя.
С другой стороны, родители, которых он любит, уважает и не хочет разочаровывать.
Одной из главных задач родителей одаренных детей является обеспечение для них психологически безопасных, комфортных условий для обучения и развития [2]. Необходимо помогать ребенку в четком распределении труда и отдыха, так как одаренный ребенок, увлеченный своим делом, часто не может определить степень своей усталости, что приводит к перенапряжению и стрессовым реакциям. Особое внимание необходимо уделить состоянию ребенка в период подготовки к экзаменам, олимпиадам и конкурсам.
Важно создать атмосферу, в которой учтены индивидуальные особенности ребенка, темп деятельности, уровень стрессоустойчивости, а также его реальная подготовка (знания, умения, навыки, компетенции). Целесообразно учесть количество знаний, которые необходимо приобрести в промежуток времени, оставшийся до ответственного мероприятия. Это обеспечит не только сохранение психического здоровья ребенка, которому не придется осваивать огромное количество новой информации из- за неправильного распределения времени, но и качество полученных знаний, понимание материала и возможность использовать его в дальнейшем благодаря сохранению в долговременной памяти. В случае, когда родители замечают трудности в той или иной теме, им необходимо отказаться от давления, вместо этого постаравшись в доступной и мягкой форме оказать ребенку помощь. Важно помнить, что ни ради оценок, ни ради достижений не стоит жертвовать внутрисемейными отношениями, создавая в глазах ребенка негативные образы родителей.
Также именно родители могут определить наиболее сильные стороны своего ребенка, наблюдая за особенностями нервной системы и степенью развития высших психических функций, качеством моторных и координационных навыков, воображением и творческими способностями, умением взаимодействовать с окружающими и стремлением к познанию. В данной ситуации перед родителями стоит задача, прежде всего, предоставить ребенку широкий выбор видов деятельности, чтобы он на практике мог понять, где лежит сфера его интересов и что у него получается лучше всего. Но вместе с тем важно избавиться от стереотипов, ориентируясь на потребности ребенка, а не на собственные нереализованные желания. Родители также способствуют развитию самостоятельности ребенка не только вопросах обеспечения бытовых условий, но и в выработке умения брать на себя ответственность и принимать решения.
При работе с родителями одаренных детей необходимо обратить внимание на то, являются ли они сами обладателями высоких способностей и достижений в определенном виде деятельности, и, как следствие, является ли ребенок в данной семье обладателем одаренности, передающейся по наследству. Такие родители также могут быть разделены на несколько типов [3]. Первые, сами в свое время пережившие свое становление, осознавая наличие у себя таланта и благодаря этому понимая связанные с этим риски, могут с легкостью найти подход к своему ребенку, оказать ему помощь и быть для него теми людьми, на которых он может положиться. Вторая категория родителей в силу определенных причин не смогла в полной мере реализовать свой потенциал, поэтому они всеми силами стараются проявить свои амбиции через ребенка. Многие родители, относящиеся к подобному типу, могут полностью отказываться от самореализации, посвятив себя воспитанию ребенка, что не всегда хорошо сказывается на нем. В данных семьях нередки ситуации гиперопеки, сверхконтроля, завышенных требований по отношению к ребенку. В том случае, когда детям не удается реализовать ожидания родителей, они подвергаются либо жесткой критике и наказаниям, либо манипуляциям со стороны родителей с помощью чувства вины ребенка за вложенные в него время и средства. Родители же третьей категории, обнаружив у ребенка выдающиеся способности, воспринимают его как самого лучшего, воспитывают в условиях вседозволенности и требуют особого отношения к нему со стороны учителей. Ребенок в подобных семьях может вырасти эгоистом, деспотичным, не принимающим мнение других людей, не понимающим запретов. Данная тенденция является негативной, так как это сказывается не только на взаимодействии ребенка со сверстниками, но и на уровне развития его творческих способностей и критичности к результатам своей работы. Человек, не готовый принимать новое и сопоставлять различные точки зрения, не сможет добиться выдающихся результатов, даже несмотря на наличие способностей к определенной деятельности.
При поступлении ребенка в образовательное учреждение педагогам и психологу необходимо провести индивидуальную беседу с родителями для выяснения их отношения к одаренности, их воспитательной траектории, стратегии влияния на ребенка. Полезно также выявить индивидуальные особенности родителей, мешающие личностному развитию их детей. Именно поэтому главным при первой встрече является установление контакта и доверительных отношений между родителями и педагогом-психологом. Этому способствует использование открытой позы, умеренная жестикуляция, отсутствие менторского, поучающего тона со стороны психолога, а также демонстрация готовности к взаимодействию без излишней навязчивости, предоставляющая родителям свободу выбора в степени откровенности при беседе или консультировании. Суждения психолога не должны носить категоричный характер, а любые сообщаемые сведения следует излагать родителям в доступной форме, соответствующей их культуре, образовательному уровню, семейному опыту. При последующих индивидуальных встречах с родителями стоит соблюдать эти же правила, а разговор следует начинать не с постановки четких требований и обозначения трудностей ребенка, а с положительной информации, что также способствует установлению контакта между психологом и родителем и располагают к продуктивному диалогу.
Следующей формой взаимодействия с родителями одаренного школьника является проведение просветительских семинаров, на которых педагоги и психологи сообщают информацию о возрастных особенностях развития детей, специфике феномена одаренности и дают рекомендации по взаимодействию с одаренными детьми. В подобных семинарах можно использовать не только формат лекций, носящих исключительно теоретический характер, но и интерактивные формы взаимодействия, к которым можно отнести дискуссионные клубы и круглые столы по выбранной проблеме, где каждый из родителей может предложить свой вариант и переосмыслить свои устоявшиеся суждения об обучении и воспитании одаренного ребенка.
Важным элементом работы с родителями талантливых учащихся является создание общей системы интересов, что способствует не только улучшению взаимодействия между ребенком и взрослым, но и взаимному развитию каждого участника образовательного процесса. К примеру, родители творчески одаренных детей могут принимать участие в театральных постановках, оказывая помощь в написании сценария, подборе костюмов и создании декораций, при этом главная инициатива должны оставаться у детей, чтобы они не чувствовали, что родители контролируют их и вмешиваются в их жизнь. При введении родителей в любое мероприятие необходимо получить согласие учащихся, чтобы предотвратить возникновение конфликтных ситуаций между родителем и ребенком. Для учащихся с интеллектуальной и математической одаренностью можно предложить проведение семейной олимпиады, при подготовке к которой членам семьи необходимо будет объединить усилия для достижения общей цели, научиться искать компромиссы и учитывать сильные стороны каждого из них. Способствует улучшению взаимодействия между родителями и детьми и поиску общих интересов проведение семейных праздников, куда могут входить различные конкурсы, эстафеты и выставки творческих работ и достижений учащихся.
Для преодоления различных проблем в обучении и поведении одаренных школьников, основанных на трудностях в отношениях с родителями, можно использовать тренинговую форму работы [1]. Тренинги можно проводить как совместно для родителей и детей, так и отдельно для каждой группы. Подобные занятия должны составляться в зависимости от потребностей конкретного ученика или его семьи после подробной диагностики и индивидуальной беседы с участниками образовательного процесса.
Подводя итог, необходимо отметить, что только при взаимодействии педагогов, психологов и семьи одаренного ребенка можно воспитать психически здоровую личность, которая наиболее полно сможет реализовать свой потенциал.


Список литературы
1. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2005.
2. Рычкова В.В. Проблемы воспитания одаренных детей в семье / В.В. Рычкова // Молодой ученый. - 2011.
3. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность / В.С. Юркевич. - М.: Просвещение, 2000.
4. Федотенко И.Л. Особенности обучения одаренных детей в условиях общеобразовательной школы / И.Л. Федотенко, М.Р. Зарудская // Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Тула, 10-11 окт. 2019 г.). -Тула: Тул. гос. пед. ун-т им. Л.Н. Толстого,
2019. - С. 282-285

Источник: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.