На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Характеристики дисгармоничного семейного воспитания как триггеры виктимного поведения подростков
Характеристики дисгармоничного семейного воспитания как триггеры виктимного поведения подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Яценко Татьяна Евгеньевна канд. психол. наук, доцент, декан УО «Барановичский государственный университет» г. Барановичи, Республика Беларусь Олифирович Наталья Ивановна канд. психол. наук, доцент УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» г. Минск, Республика Беларусь Хомич Виктория Владимировна педагог-психолог ГУО «Дивинская средняя школа» п. Дивин, Республика Беларусь

Аннотация: в статье актуализирована проблема влияния семейного воспитания на развитие девиаций в подростковом возрасте, в частности - на развитие склонности к виктимному поведению. Представлены результаты эмпирического исследования стилевых характеристик родительского отношения к современным подросткам. Описаны характеристики дисгармоничного семейного воспитания (уровень протекции, жесткость предъявляемых требований, непоследовательность воспитательных воздействий, строгость запретов и санкций и пр.), обусловливающие развитие у подростков склонности к гиперсоциальному, агрессивному, зависимому, самоповреждающему, некритичному виктимному поведению.


Ключевые слова: дисгармоничное семейное воспитание, виктим- ность, подростковый возраст, родительское отношение.


Семейное воспитание - важный фактор становления личности, принятия ею новых социальных ролей и успешного решения социально-психологических задач взросления. Несмотря на существенное увеличение количества новых источников влияния на социализацию подростков и процесс становления их идентичности (Интернет, социальные сети, телевидение и пр., компании сверстников, информационная и медиасреда), связанных с моделированием новой семиотической среды и своеобразного виртуального жизненного пространства, родительская семья выступает одним из ведущих триггеров их конструктивного/деструктивного социального поведения, позитивной/негативной идентичности, деформаций их личности.
В частности, предиктором поведенческих девиаций подростков может выступать дисгармоничное семейное воспитание, построенное на дисбалансе уровня протекции, жесткости предъявляемых требований, устойчивости и последовательности в применении воспитательных воздействий, строгости запретов и санкций, проявляющемся в отклонении в сторону чрезмерного или минимального применения в построении детско-родительских отношений, вне зависимости от контекстуальной и ситуационной составляющих взаимодействия.
Исследования ученых показывают, что выбор родителями дисфункциональных стилей семейного воспитания приводит к развитию созависимости у подростков [1], невротического перфекционизма [2], невротических расстройств [3], расстройств пищевого поведения [4], нарушениям психологического здоровья личности [5], закреплению паттернов виктим- ного поведения и воспроизводству виктимных реакций в последующие возрастные периоды [6] и пр.
В своем исследовании мы обратились к исследованию влияния семейного воспитания на развитие виктимности подростков. Виктимность - социально-психологическое свойство личности, воплощающееся в исполнении индивидами роли реальной / мнимой жертвы, для которой характерно неэффективное сопротивление нарушению границ своего психологического пространства и уклонение от позиции субъекта жизнедеятельности, обусловливающее их психологическую виктимизацию или ревиктимизацию в межличностном взаимодействии [7].
Исследование проведено на базе учреждений общего среднего образования г. Барановичи. Выборка исследования представлена 100 подростками: 50 мальчиков и 50 девочек в возрасте 13-14 лет.
Результаты эмпирического исследования с применением методики «Опросник родительского отношения к детям - «зеркало» для АСВ» (И. А. Фурманов и А. А. Аладьин), нацеленной на выявление типов дисгармоничного семейного воспитания, показали следующие особенности стилевых характеристик родительского отношения к подросткам в современной семье:
1) подростки получают достаточное количество внимания со стороны родителей, родительское отношение выстраивается по принципу баланса между гипопротекцией и гиперпротекцией;
2) родители на достаточном уровне удовлетворяют потребности подростка, указывают на требования, которые подросток, в силу своих возможностей, может выполнять;
3) родители понимают чувства и состояния девочек и мальчиков;
4) родители совместно с подростками выполняют задания, доверяют им в плане работы, дают задания, которые подростки выполняют самостоятельно;
5) родители проверяют школьный дневник, выполнение поручений подростка и т. д.
Установлены различия в стилевых характеристиках родительского отношения к подросткам (на основе вычисления критерия различий t- Стьюдента):
1) матери, в отличие от отцов, склонны к большей конфликтности в отношениях с подростками, чаще поощряют автономию подростков, склонны к враждебному отношению к супругу, к поощрению подростков;
2) отцы в большей степени, чем матери, не уверены в воспитании подростка; директивны в отношениях с дочерьми, чем с сыновьями; проявляют непоследовательность чаще в отношениях с мальчиками, чем с девочками;
3) в общении с сыновьями отцы в большей степени, чем в общении с дочерьми, обсуждают вопросы, касающиеся содержания познания, перспектив общего развития подростка, его представлений о себе, об изменениях, произошедших в нем за какой-то промежуток времени (каким он был и каким стал), его отношения к себе;
4) преобладающие сферы общения подростка с матерью: мир чувств ребенка, ситуативно-бытовые действия, нормы социального взаимодействия, процесс познания. Преобладающими сферами в общении подростка с отцом являются процесс познания, нормы социального взаимодействия, мир чувств ребенка.
Рассмотрим результаты регрессионного анализа по методикам «Опросник родительского отношения к детям - «зеркало» для АСВ, «Тип ролевой виктимности» М.А. Одинцовой, «Опросник склонности к вик- тимному поведению» О.О. Андронниковой.

Таблица 1
Предикторы реализованной виктимности подростков

Мальчики

Девочки

Гипопротекция (В=0,46), чрезмерность требований и обязанностей (В=0,34), гиперпротекция (В=0,26), низкий уровень проявления проекции на подростка собственных нежелательных качеств (В=-0,2)

Чрезмерность санкций (В=0,23), неразвитость (В=0,23) и расширение сферы родительских чувств (В=0,2), потворствование (В=0,13), игнорирование потребностей дочерей (В=0,17)

Вероятность получения опыта психологической травматизации в отношениях с другими людьми повышается у девочек при следующей совокупности характеристик родительского отношения: родители привержены к применению строгих наказаний, они эмоционально отвергают дочерей, но в то же время максимально и некритично удовлетворяют их потребности дочерей. Для мальчиков: родители живут своей жизни, игнорируют общение с подростком, обращают на его внимание только тогда, когда случится что-то серьезное, не стремятся удовлетворить потребности подростка: духовные потребности, эмоциональный контакт, общение с родителями.


Предикторы склонности подростков к агрессивному виктимному поведению


Таблица 2

 

Мальчики

Девочки

Предпочтение детских качеств (В=0,27), низкий уровень расширения сферы родительских чувств (В=-0,3), устойчивость стиля воспитания (В=-0,39), минимальность санкций (В=-0,28), достаточность запретов (В=-0,2)

Гипопротекция (В=0,15), расширение родительских чувств (В=0,47), вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (В=0,19), недостаточность запретов (В=0,13), неразвитость родительских чувств (В=0,16), низкий уровень фобии утраты (В=-0,24), умеренность требований-обязанностей (В=-0,14)

Потворствование (Вм=0,38; Вд=0,21), игнорирование потребностей подростка (Вм=0,32; Вд=0,23)

Склонность к агрессивному виктимному поведению развивается у девочек и мальчиков в случае недостатка внимания, любви и контроля со стороны родителей. Вероятно, свое негативное поведение, проявление агрессии к другим людям подростки начинают рассматривать как единственный способ привлечения внимания и ощущения своей значимости.


Таблица 3
Предикторы склонности подростков
к самоповреждающему виктимному поведению

Мальчики

Девочки

Высокий уровень предпочтения родителями в подростке детских качеств (В=0,41), фобии утраты его (В=0,24), гипопротекция (В=0,33), чрезмерность санкций (В=0,17), умеренность требований-запретов (В=-0,29), развитость родительских чувств (В=-0,2)

Высокий уровень потворствования (В=0,26), противоречивость требований как сочетание чрезмерности требований-обязанностей (В=0,42) и недостаточности требований-запретов (В=0,24), умеренность санкций (В=-0,2).

 

Амбивалентность родительского отношения, частая изменчивость в критериях эмоционального принятия, контроля, внимания, наказаний сложно поддается осознанию подростками. Вероятно, причину подобной неустойчивости родительского отношения они видят в себе. Не решаясь открыто заявить родителям о травматичности для них подобного отношения, они смещают вектор агрессии извне вовнутрь, наказывая себя физически или психологически.


Таблица 4
Предикторы склонности подростков
к гиперсоциальному виктимному поведению

 

Мальчики

Девочки

Низкий уровень проявления фобии утраты (В=-0,27), развитость родительских чувств (В=-0,23)

Воспитательная неуверенность родителей (В=0,28), недостаточность требований-запретов (В=0,17), низкий уровень гипопротекции (В=-0,44), расширение сферы родительских чувств (В=-0,24), неустойчивость стиля воспитания (В=-0,16)

Чрезмерность санкций (Вм=0,25; Вд=0,5), игнорирование потребностей подростка (Вм=0,3; Вд=0,34)

Таким образом, фрустрация потребности мальчиков в заботе со стороны родителей наряду с жесткостью наказаний и научению игнорировать свои потребности приводит к готовности мальчиков жертвовать собой ради других людей, замещать свои потребности потребностями другого человека, ориентироваться на социально одобряемое поведение как способ получения внимания. Для девочек: амбивалентность родительского отношения, частое фрустрирование потребности в одобрении вследствие несоответствия ожиданиям родителей формирует представление о гиперсоциальном виктимном поведении как эффективном способе удовлетворения своих социальных потребностей.


Таблица 5
Предикторы склонности подростков к зависимому и беспомощному виктимному поведению

Мальчики

Девочки

Игнорирование потребностей подростка (В=0,21), гиперпротекция (В=0,18), неразвитость родительских чувств (В=0,28), гипопротекция (В=0,23), умеренность требований- запретов (В=-0,24), редкая проекция на подростка собственных нежелательных качеств (В=-0,18)

Чрезмерность требований и обязанностей (В=0,35), предпочтение в подростке детских качеств (В=0,19), недостаточность требований-запретов (В=0,24) наряду с чрезмерностью санкций (В=0,21), низкий уровень вынесения конфликта между супругами в сферу воспитания (В=-0,2)

Таким образом, демонстрация родителями отношения к дочерям как к маленькому ребенку, выражение недоверия к их возможностям, применение частого контроля и санкций, не согласующихся с отношением к дочерям как к взрослому человеку, обусловливает формирование у них представления о себе как слабых, зависимых, беспомощных, развитию рентной установки на виктимное поведение.


Таблица 6
Предикторы склонности подростков к некритичному виктимному поведению

Мальчики

Девочки

Высокий уровень проявления предпочтения в подростке детских качеств (В=0,32), фобия утраты (В=0,19), игнорирование потребностей подростка (В=0,15).

Высокий уровень расширения сферы родительских чувств (В=0,42) наряду с гипопротекцией (В=0,31).

Потворствование (Вм=0,2; Вд=0,37).


Таким образом, установление минимальной психологической дистанции в общении с подростками, частое нарушение их личностных границ, позволение им руководствоваться принципом удовольствия, а не обязательств, приводят к развитию склонности к некритичному виктимному поведению, сложности дифференциации источника опасности, прогнозирования возможных деструктивных действий со стороны других людей.
Таким образом, очевидна необходимость психологического просвещения родителей с целью повышения уровня осознаваемости ими применяемых воспитательных воздействий на подростков и формирования навыков социально-психологического прогнозирования.


Список литературы
1. Мануллина А.Ф. Созависимость и дисфункциональное воспитание в неполных семьях / А.Ф. Мануллина, М.О. Михайлова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №58-4. - С. 335-339.
2. Яценко Т. Е. Стилевые характеристики материнского отношения к девочкам подросткового возраста со здоровым и патологическим перфекционизмом / Т.Е. Яценко, А.Н. Под- чашинская // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2018. - №3 (39). - С. 147-154.
3. Ананикова В.В. Неправильное воспитание как причина возникновения невротических расстройств, формирования акцентуаций характера и искажения самооценки детей и подростков / В.В. Ананикова // Теоретический и практический потенциал современной науки: сб. науч. ст. / под науч. ред. Д.В. Фурсова. - М.: Пера, 2019. - С. 59-63.
4. Хатыпова А.С. Взаимосвязь нарушений пищевого поведения и представлений подростков об их родителях / А.С. Хатыпова, М.Г. Чухрова // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2018. - №5 (21). - С. 23-26.
5. Яценко Т.Е. Характеристики психологического здоровья юношей и девушек, склонных к виктимному поведению / Т.Е. Яценко, Л.А. Русецкая // Традиционные национальнокультурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России. - 2019. - №2. - С. 62-66.
6. Яценко Т.Е. Взаимосвязь виктимной деформации личности и склонности к виктим- ному поведению в подростковом и юношеском возрастах / Т. Е. Яценко // Вестник Шадрин- ского государственного педагогического университета. - 2019. - №3 (43). - С. 233-241.
7. Яценко Т.Е. Психологическая сущность категории «виктимное поведение» с позиции субъектно-средового подхода / Т.Е. Яценко // Вестник БарГУ. Серия: Педагогические науки. Психологические науки. Филологические науки. - 2019. - Вып. 9. - С. 127-134.
Источник: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.