Позиция подростка в структуре семьи
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Жарков Алексей Вячеславович магистрант
УО «Барановичский государственный университет» г. Барановичи, Республика Беларусь

Аннотация: в статье представлены подходы учёных к понятию «структура семьи», а также различные подходы к рассмотрению позиции подростка в структуре семейных отношений. Также представлены результаты исследования позиции подростка в разных типах семьи.

 


Ключевые слова: семья, подростковый возраст, позиция в семейных отношениях.

На формирование определенного образа жизни личности наибольшее влияние имеет «семейная органическая конституция», которая состоит в классических моделях семейного реагирования.

Изменения в области брачно-семейных отношений на современном этапе развития общества очевидны: ролевая трансформация супружества, изменение приоритетности семейных ценностей. Коррекции также требует представление о задачах, стоящих перед родителями, в частности воспитательных, направленных на передачу следующему поколению необходимого для оптимального функционирования в обществе опыта и формирование соответствующих качеств личности как детерминантов его эффективного применения [1].
Родительство (материнство и отцовство) является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Эти качества личности, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на качестве потомства, обеспечивает личное счастье человека. Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства [3].
Мы определяем семью как сообщество людей, которые занимаются одной деятельностью, имеют общий бюджет и имеют кровное родство между собой.
Современные семейные отношения представляются нам как союз двух человек, которые в дальнейшем заводят детей и живут в тандеме. Но на самом деле семейная жизнь состоит из определения семейных обязанностей, которые должны выполнять каждый участник семейной жизни.
В случае недоговорённости об исполнении семейных обязанностей в семье происходит кризис. По статистике в прошлом году в Беларуси было 60 714 браков, при этом разводов - 33 152. В целом на 1000 браков в 2018-м пришлось 546 разводов. Об этом говорится в свежем сборнике Белстата «Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь» [5].
Взаимоотношения детей и родителей отличаются противоречивостью, которая может достигать определенной критической отметки. «Расстановка сил в межпоколенческих отношениях», по мнению Д.И. Фельдштейна, вскрывает всю глубину, широту и жесткость разрыва в мироощущении взрослых и детей, качественного преобразования растущего человека в новой среде его обитания, в которой ценности старшего поколения становятся невостребованными, непригодными для жизни [4].

В современной психологии принято выделять два типа семей, а именно:
1. Нуклеарная (простая) семья - семья, состоящая из родителей, и их несовершеннолетних детей.
2. Расширенная (сложная) семья - семья, состоящая из родителей, их детей, а также членами семей, входящих в два и более поколений.
В своих работах С. Минухин выделяет в структуре семьи 4 холона, а именно [2]:
1. Индивидуальный холон - это каждый, отдельный индивид семьи со своим характером, со своими особенностями, со своими увлечениями, со своим взглядом на мир.
2. Супружеский холон - это тот холон, который создают молодые пары. Задачами данного холона являются:
- создание ощущения безопасности;
- реализация личностного потенциала в семейной жизни;
- удовлетворение потребности в интимной жизни и др.
Границы в данном холоне должны быть неприкосновенны, всё что происходит в данном хлоне является интимной частью семьи. Родители молодой пары не должны вмешиваться в их жизнь, так как могут нарушить гармоничность в распределении ролей, которые только начинают присваиваться.
3. Родительский холон - в данный холон входят сами родители, либо те, кто их заменят и дети. В данном холоне создаются условия для развития каждого члена семьи. Также в данном холоне уже распределяются роли, есть те, кто подчиняются, и есть те, кто управляют внутренними делами семьи. Часто из-за этого в этом холоне появляются конфликтные ситуации, так как роли доминирования и роли подчинения, могут быть не определенны, либо границы могут быть размыт. Как только ребёнок сможет принять свою роль в семьи, когда он начнёт брать на себя ответственность, то только тогда можно утверждать, что он готов к семейной жизни.
4. Сиблинговый холон - включает в себя только детей, а также их взаимоотношения между собой. С. Минухин, как и А. Адлре, считает, что такие взаимоотношения показывают общение на равных, а именно формирует навыки сотрудничества, верности, вражды и так далее, из чего в дальнейшем формируются «коллективистские» паттерны поведения человека.
Также С. Минухин в своих работах выделял 5 типов с семей с дисфункцией, а именно позиция родителей по отношению к ребёнку и на оборот, позиция ребёнка по отношению к родителям:
1. Семья «па-де-де» - данная семья отличается размытием границ, и полным слиянием участников семейной жизни друг с другом. Такие семьи получается в тех случаях, когда у них ещё нет ребёнка, ребёнок был потерян, либо ребёнок покинул семью, также стоит отметить, что также такие семьи бывают, когда есть только один родитель и ребёнок. В любом варианте семьи «па-де-де», она состоит из диады - достаточно неустойчивого вида человеческих общностей, так как при росте напряжения в диаде нет возможности сбросить напряжение в другом контакте. Вторая сложность такой семьи в том, что в ней меньше возможностей поддерживать нормальный ритм человеческих взаимоотношений «близость - автономия», отношения слишком близкие и поэтому они ограничивают членов таких семей.
2. Семья типа «башмак» - это семья, где есть много детей (многодетная семья), в которой старший ребёнок выполняет родительскую роль (ребёнок вытеснен в родительскую подструктуру). Если старший ребёнок не может выполнять родительские функции, а также совмещать их со своей учёбой, то у него начнут формироваться невротические проявления, также частой проблемой будут выступать психосоматические проявления.
3. Семья типа «аккордеон» - это семья, в которой один из членов семьи долго отсутствует в семье (по долгу работу). Чаще всего такой фигурой выступает отец. Так как отец долго отсутствует, то матери помимо своих обязанностей, приходится выполнять обязанности отца, что может привести к размытию ролей и несформированного у ребёнка образа отца и отсутствие представление обязанностей у отца.
4. Флуктуирующие (неустойчивые) семьи - семьи непостоянные по составу и семьи, часто меняющие место проживания. В первом случае непостоянство касается структуры семьи, во втором - социальной среды. В случае непостоянства структуры семьи речь чаще всего идет об одиноком родителе, который меняет партнеров, пытаясь устроить личную жизнь. При этом любовные партнеры пытаются играть и родительскую роль по отношению к ребенку в такой семье. Отсутствие постоянного объекта идентификации, несогласованные и иногда противоречивые требования новых мамы или папы также вносят хаос в мировосприятие ребенка.
5. Семьи с призраком - это семьи, которые пережили смерть (или уход) своего члена, но психологически не могут принять новую ситуацию и продолжают чувствовать себя связанными отношениями с ушедшим человеком. Такая связанность проявляется в эффектах присутствия, обилии внутренних диалогов и другой феноменологии, связанной с утратой. Наиболее вероятно такое состояние в случае, если смерть произошла неожиданно и с ушедшим были сложные, конфликтные взаимоотношения.
Нами была поставлена цель, выявить у современных подростков их позицию в современной семье. Для определения позиции ребёнка по отношению к родителям, мы использовали проективную методику «Семейная социограмма».
В качестве респондентов нашего исследования выступили дети подросткового возраста, от 13 до 15 лет. Базой нашего исследования выступила средняя школа №16 г. Барановичи. В исследовании приняли участие 61 человек.
По результатам нашего исследования, мы выявили, что: 31% подростков занимают доминирующую позицию в своей семье. Из этого следует, что такие подростки не считают своих родителей авторитетами, не выполняют свои обязанности, а также у таких подростков размыты границы с родителями, что может говорить о садистических наклонностях данного подростка. 42% занимают среднюю позицию. Такие подростки очень подвижны в своих ролях и обязанностях, к ним прислушиваются, они имеют слово в распределение семейных обязанностей. 27% респондентов, занимают низшую позицию в семье, из чего можно сделать вывод, что такие дети не имеют «слова» в иерархии семьи. Они чувствуют себя подавленными в своей семье из-за чего могут наблюдаться различные деструктивные проявления.


Также нами были выявлены типы семей.
51% респондентов считают свою семью расширенной, они включают туда различных своих родственников. В таких семья размыты границы, так как другие члены семьи могут внедрятся со своими «советами», что именно для этой семьи не подойдут как основная манера поведения. Не прослеживается чёткая иерархия, на этой почве часто появляются конфликтные ситуации.
У 49% семьи имеют нуклеарную систему. Такие семьи «не впускают» в свою семьи других родственников, из-за чего в данных семья выстраивается свой микроклимат, роли и обязанности распределяются и обговариваются. Также в данных семьях реже можно проследить конфликтность по ролевой идентичности.
Подводя итоги, можно заявить, что в современном мире у подростков прослеживается тенденция к доминирующей роли в семье, из-за чего ролевой аспект в семейной жизни стирается. Дети начинают диктовать правила в тех моментах, где родители априори должны главенствовать. Для профилактики подобных проявлений мы рекомендуем проводить обучающие мероприятия для подростков, а также тренинговые занятия, связанные с ролевой идентичностью в семье.

Список литературы
1. Беспалько А. А. Позиция ребенка в структуре семьи / А. А. Беспалько // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. - 2018. - №. 2. - С. 1-10.
2. Голубев В.Н. Концептуальные положения системного подхода к изучению семьи: В. Сатир, С. Минухин, М. Боуэн / В.Н. Голубев // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera - CZ sro. - 2011. - №. 32. - С. 6 - 8.
3. Клещёва Е.А. Тренинг по профилактике раннего родительства: профессиональный поиск / Е.А Клещёва, М.В. Ромославская // Вестник БарГу. - 2017. - С. 26-27.
4. Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогическая наука как ресурс развития современного социума / Д.И. Фельдштейн // Мир психологии. - 2012. - №1 (69). - С. 204-220.
5. Новости Tut by
Источник: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.