Дети - зеркало родителей
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Паршикова Надежда Вячеславовна воспитатель МАДОУ «Д/С №30 «Знайка» г. Рязань, Рязанская область

Аннотация: в статье рассмотрены особенности семейных отношений, которые играют основополагающую и главенствующую роль в формировании личности ребенка. Отношения в семье влияют на то, как человек в дальнейшем будет строить свою жизнь, по какому пути он пойдет, как будет принимать решения, строить отношения с окружающими, преодолевать трудности. Именно в семье маленький человек получает свой первый жизненный опыт, делает свои первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях.


Ключевые слова: семья, ребенок, отношения, поведение, особенности, мировоззрение.


Ни для кого не секрет, что дети впитывают информацию со скоростью губки. Так же происходит и в отношениях с родителями, дети подмечают и явные, и едва уловимые проявления родителей, их отношения между собой, мировоззрение, манеры, привычки и особенности. У каждого родителя есть собственный набор личностных качеств, приобретенный вследствие жизненного опыта. Каждый родитель имеет колоссальное влияние на формирование будущей личности своего ребенка, но зачастую не осознает этого.
С первых лет своей жизни ребенок усваивает нормы человеческих взаимоотношений, черпая информацию из семьи, малыш учится различать добро и зло, учиться правилам поведения в различных ситуациях, обращая непосредственное внимание на реакцию родителей. Повзрослев, дети зачастую полностью повторяют в своей семье все то, что было в семье родителей.
Семья должна обеспечивать ребенку чувство безопасности и защищенности. Если ребенок знает, что дома его всегда выслушают и поддержат, то он приобретает уверенность в своих силах, из его жизни уходят волнение и страх, что способствует формированию здоровой психики и уравновешенного поведения.
Семья играет огромную роль в формировании жизненного опыта ребенка. Дети, чьи родители обеспечивают ребенку полноценный досуг, лучше адаптируются в незнакомой обстановке, не так остро реагируют на происходящие вокруг перемены. Также очень важно, как можно больше разговаривать с детьми, обсуждать, что их волнует, вызывает переживания, страхи. Важно обеспечить всестороннюю языковую среду ребенка, она не должна ограничиваться общением в строго определенной группе, состоящей из узкого круга семьи. В дальнейшей жизни дети, которые были лишены возможности общения со своими сверстниками, могут часто испытывать чувство одиночества и неполноценности. Можно смело утверждать, что положительное отношение и поддержка познавательной и творческой активности со стороны родителей, признание успехов ребенка помогают развивать интеллектуальные и творческие способности в дальнейшем.
Зачастую ребенок воспринимает маму как источник жизненного опыта. Если мама окружает ребенка лаской, пониманием, заботой, чуткостью, то он будет развиваться с ярким чувством целостности, защищенности и стабильности. Если же мать проявляет безразличие, холодность, часто подавляет желания и потребности ребенка, игнорирует его страхи, проявляет враждебность или раздраженность, развитие ребенка будет нарушено.
Отцы же предназначены ребенку для того, чтоб подталкивать его к активному взаимодействию и познанию мира за пределом материнских объятий.
Отец знакомит ребенка с окружающим миром, берет его с собой в разные места, показывает многообразие видов деятельности, прививает новые интересы, демонстрирует способы взаимодействия с миром вокруг него. Если отец ребенка уверенный в себе человек, то новый мир воспринимается ребенком как занимательное и интересное место, с которым можно смело взаимодействовать. Если же у самого отца присутствуют проблемы при взаимодействии с окружающим миром, ребенок рискует в точности перенять данный стиль мышления.
К сожалению, даже самые любящие родители бессознательно способны передать своему ребенку нежелательные модели поведения.
1. Чрезмерная навязчивость в жизни ребенка может привести к совершенно противоположному результату - ребенок просто отдалится и закроется от родителей. В дальнейшей жизни это может перенестись и на отношения с другими людьми.
2. Чрезмерная критика приведет к тому, что у ребенка разовьется чувство нерешительности, он будет бояться критики и осуждения со стороны родителей и окружающих.
3. Нервные родители, живущие в постоянном чувстве тревоги, воспитают таких же детей, которые не смогут расслабиться в собственном доме.
4. Дети, воспитанные в семье, где родители постоянно ссорятся, но по отдельности любят ребенка, зачастую вырастают неуверенными в себе людьми с нарушенным чувством целостности.
5. Дети, растущие в семье с излишней опекой, часто подвержены симптомам депрессии, потому что вынуждены скрывать свои истинные потребности в познании окружающего мира.
Семья - главный источник всех правильных поступков на жизненном пути лично, и искоренение ошибок в воспитании является возможным.

Список литературы
1. Абрамова А.А. Сущность феномена «культура родительства» и проблемы его анализа / А. А. Абрамова // Социально-гуманитарные знания. - 2010. - №5.
2. Пугачев А.С. Влияние семьи на личность [Текст] / А.С. Пугачев // Молодой ученый. - 2012. - №7 (42). - С. 310-311.

Источник: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.