Е.Л. Аршинская
В настоящее время в связи с меняющимися требованиями к образовательным результатам, когда важно сформировать у обучающихся новые учебные стратегии, позволяющие осваивать учебное содержание и организовывать свое индивидуальное образовательное пространство, актуальной становится проблема, связанная с возникновением учебных перегрузок школьников. В работах К. Гехта, Ю.К. Бабанского, Ф.В. Ипполитова, И.В. Дубровиной, М.А. Волковой, Т.Б. Табардановой и других отмечено, что учебные перегрузки могут возникать на различных этапах школьного обучения, но наиболее уязвимыми в этом отношении являются обучающиеся средних и старших классов. Учебные перегрузки, появляющиеся как раз в тот период, когда происходит активное формирование жизненных установок и ценностей, становятся не только фактором риска возникновения нарушений в развитии, но и снижают личностную потребность и направленность на непрерывное овладение знаниями.
В настоящее время для определения учебной перегрузки используется гигиенический («количественный») подход, который представлен в «Санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» («СанПиН»), где регламентированы различные виды учебной нагрузки. Во многих образовательных учреждениях придерживаются мнения о том, что расписание, составленное в соответствии с временным регламентом, гарантирует отсутствие учебной перегрузки. Ряд исследователей критически относится к таким расчетам, считая, что учебная нагрузка, определенная «СанПиН» в часах, рассчитана на «среднего» ученика и не учитывает психофизиологические особенности различных групп обучающихся. Так как учебная нагрузка определяется большим количеством факторов, в рейтинге влияния на перегрузку обучающихся количество учебных часов находится лишь на 3-4-м месте (Кузнецов, 2010). Таким образом, учебные перегрузки могут иметь как объективный (временной, «количественный»), так и субъективный характер. Как отмечают М.А. Холодная и Э.Г. Гельфман, субъективно учебная перегрузка проявляется в том, что процесс обучения вызывает необходимость заставлять себя учиться и приводит к возникновению состояний напряженности, неудовлетворенности из-за невозможности соответствовать требованиям окружающих и своим собственным (Гельфман, Холодная, Демидова, 1993). Под субъективным характером учебной перегрузки мы будем понимать восприятие учебной нагрузки самим обучающимся как высокой, а также наличие негативных последствий в результате занятости учебой - ощущение усталости, отсутствие возможности уделить время занятиям по интересам и отдохнуть. Принимая во внимание вышесказанное, мы считаем, что говорить об учебной перегрузке у обучающихся можно в том случае, если отмечается наличие двух показателей: объективного (временного) и субъективного (оценка обучающимся своей учебной нагрузки как высокой и наличие последствий высокой учебной нагрузки). При этом мы столкнулись с проблемной ситуацией - отсутствием диагностического инструментария, касающегося субъективной оценки учебной нагрузки. Теоретический анализ показал, что определить субъективные представления школьников средних и старших классов об учебной нагрузке и выявить наличие перегрузки возможно, составив опросник, содержащий вопросы двух видов: 1) оценка интенсивности учебной нагрузки; 2) наличие негативных последствий учебной перегрузки. Таким образом, нами был разработан опросник «Субъективная оценка учебной нагрузки», затем была проведена оценка критериальной валидности и надежности вопросов. Интенсивность учебной нагрузки, согласно данному опроснику, может рассматриваться как высокая, достаточная и низкая. В эту группу вошли вопросы, касающиеся соответствия учебной нагрузки возможностям, ее влияния на интеллектуальное развитие, на эмоциональный фон, регулирование педагогами адекватности учебной нагрузки, возможности для занятий по интересам. В группу для оценки последствий интенсивной учебной нагрузки вошли утверждения, касающиеся наличия головных болей, вызванных учебными занятиями, недосыпание из-за учебных нагрузок, усталость к концу учебных занятий и в конце учебной недели. Последствия интенсивной учебной нагрузки могут быть оценены как значительные, незначительные или отмечается их отсутствие. Далее нами было проведено изучение субъективной оценки учебной нагрузки у обучающихся 6-9 классов общеобразовательных школ г. Иркутска. Общее количество опрошенных составило 270 человек. Процентное распределение показало, что 73,3% считают, что учебная нагрузка соответствует их возможностям, 24,1% опрошенных отмечают ее превышение. Учебная нагрузка может считаться оптимальной только в том случае, если способствует интеллектуальному развитию. Школьников, которые так считают, оказалось 78,5%, а 18,9% отмечают, что высокая учебная нагрузка снижает их возможности в полном объеме развить свои интеллектуальные способности. Ощущение повышенной учебной нагрузки связано с эмоциональной составляющей учебной деятельности, которая не привносит положительных эмоций в жизнь 63,3% школьников. По мнению 63,3% школьников педагоги не считаются с нагрузкой по другим учебным предметам. По сложности и объему домашние задания соответствуют только 37,4% обучающихся, большинство подростков оценивает их как частично превышающие возможности (55,6%). Есть ученики, которым слишком сложно выполнять в полном объеме все домашние задания, таких 4,1%, а также существует полярная группа, для которой объем и сложность домашних заданий недостаточны (3%). В совокупности эти обстоятельства создают внутреннее напряжение и эмоциональный дискомфорт. Полученные данные позволяют говорить о том, что учебная перегрузка по оценкам школьников возникает в результате выполнения домашних заданий (М = 2,61) и в результате того, что педагоги не регулируют учебную нагрузку (М = 1,63). Изучение второго фактора - «Последствия интенсивной учебной нагрузки» - показало: в основном последствия сказываются на том, что школьники испытывают усталость в конце учебной недели, а также после занятий в школе. Следствием повышенной учебной нагрузки является высокая распространенность постоянных (32,2%) и периодических головных болей (46,3%). Испытывают хроническое недосыпание из-за необходимости выполнять учебные задания 25% обучающихся, 46,3% школьников иногда недосыпают по этой же причине. При этом следует отметить, что школьники все-таки находят время на занятия по интересам, а также на отдых. Это можно объяснить возрастными особенностями подростков, поскольку часто они делают выбор в пользу эмоционально более привлекательного поведения. Таким образом, можно констатировать, что обучающиеся основной школы в той или иной степени испытывают на себе учебную перегрузку, в большей степени они страдают от последствий интенсивной учебной нагрузки, что непосредственно отзывается на их здоровье.
Библиографический список
1. Гельфман, Э. Г. Психологические основы конструирования учебной информации (проблемы конструирования интеллектоемких технологий преподавания) / С.Г. Гельфман, М.А. Холодная, Л.Н. Демидова // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14, № 6. - С. 35-45. 2. Кузнецов, А. А. Основные направления деятельности РАО по созданию школьных стандартов нового поколения / А.А. Кузнецов // Проблемы современного образования. - 2010. - № 1. - С. 14-17.
Источник Психология третьего тысячелетия : VI Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / под общ. ред. О. А. Гончарова, Б. Г. Мещерякова. — Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2019. — 158 [2] с. |