На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Корреляты уровня посттравматического стресса у людей, переживших травматические ситуации
Корреляты уровня посттравматического стресса у людей, переживших травматические ситуации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

П.П. Кулакова

Проблема посттравматического стресса (ПТС) в последнее время становится все более изучаемой в разных областях научного знания, связанных со стрессорами высокой интенсивности. Это обусловлено постоянно возрастающим темпом жизни, сопряженным с высокой степенью подверженности современного человека разного рода ситуациям, подвергающим риску его жизнь и здоровье, а также близких ему людей. В качестве основных факторов следует отметить увеличение вероятности риска возникновения стрессовых ситуаций, связанных с военными действиями, терроризмом, техногенными катастрофами, повышенной подверженностью людей информационному воздействию СМИ посредством телевидения, интернета, социальных сетей. Все это создает большую нагрузку на психику человека.

С ростом темпа жизни людей увеличивается и перенасыщение впечатлениями, событиями, человек повседневно сталкивается со стрессовыми ситуациями, которые в той или иной мере оказывают на него свое влияние. Так, посттравматический стресс представляет собой симптомокомплекс, характеристики которого отражают прежде всего нарушение целостности личности в результате психотравмирующего воздействия стрессоров высокой интенсивности (Клиническая психология..., 2012, с. 231). Темпераментальные особенности и черты характера личности могут служить как ее ресурсом для совладания со стрессом, так и являться «хорошей» почвой для развития ПТС. Это обусловлено тем, что темперамент является «наиболее фундаментальной характеристикой индивидуально-психологических различий» (Русалов, 2004, с. 3) и имеет биологическую детерминацию, а «характер» представляет собой «совокупность индивидуальных, сложившихся в процессе социализации и ставших устойчивыми, стереотипов поведения, штампов эмоциональных реакций, стиля мышления, привычек, стилей взаимоотношений с окружающими» (Русалов, Манолова, 2003, с. 9). Таким образом, изучение последствий влияния стрессоров высокой интенсивности на индивида не может быть полноценным без рассмотрения их в контексте индивидуально-психологических различий.
Настоящее исследование обращено к изучению различий в свойствах темперамента и чертах характера, сопряженных с высокой выраженностью симптоматики ПТС. Целью данной работы является выявление связи между выраженностью симптоматики ПТС, свойствами темперамента и чертами характера. В качестве респондентов выступило 50 человек в возрасте от 18 до 23 лет, из них 25 мужчин и 25 женщин, переживших травматические ситуации разного рода, такие как: известие о травме, серьезном заболевании или смерти близкого человека (п = 16); физическое, моральное и сексуальное насилие (п = 8); разводы и расставания, социальное взаимодействие (п = 14); авария (п = 2); пожар (п = 3); экзамены (п = 1); переживания за подругу (п = 2); смерть домашнего животного (п = 2); проблемы со здоровьем (п = 1).
В исследовании использовались три методики. Первой предъявлялась «Шкала оценки влияния травматического события» (ШОВТС) (Тарабрина, 2007), направленная на выявление симптомов посттравматического стрессового расстройства и оценки степени их выраженности. Вторым предъявлялся «Опросник структуры темперамента» (ОСТ) В.М. Русалова, направленный на диагностику свойств «предметнодеятельностного» и «коммуникативного» аспектов темперамента (Русалов, 1990). Третья методика - «Опросник черт характера взрослого человека» (ОЧХ-В) В.М. Русалова и О.Н. Маноловой, направленная на диагностику особенностей черт характера, включая акцентуации и деакцентуации (Русалов, Манолова, 2003). Полученные данные были обработаны и сопоставлены при помощи статистического пакета Statistica 8, программы Microsoft Office Excel 2007. В качестве методов статистической обработки использовались непараметрический критерий Краскала - Уоллиса для нескольких несвязанных выборок и непараметрический критерий Манна - Уитни для двух несвязанных выборок. В программе Microsoft Office Excel 2007 была применена функция «квартиль» для определения верхнего и нижнего квартилей, интерквартильного размаха.
Результаты анализа показали, что имеются различия в свойствах «предметно-деятельного» и «коммуникативного» аспектов темперамента между низкой, средней и высокой степенями выраженности симптоматики ПТС. Было выявлено, что при выраженных свойствах темпа, эмоциональности, эргичности и пластичности «предметно-деятельного» аспекта темперамента, а также свойств пластичности и темпа «коммуникативного» аспекта темперамента наблюдается высокая степень выраженности симптоматики ПТС, и наоборот. Обнаружено также, что высокая степень выраженности симптоматики ПТС наблюдается и при таких выраженных чертах характера, как циклотимность, тревожность, эмотивность, возбудимость, экзальтированность и демонстративность. Все вышеназванные черты характера имеют эмоциональный компонент, возможно, основанием которому служит соответствующее свойство темперамента. Люди, у которых часто меняется настроение, которые не контролируют свои импульсивные влечения и побуждения, чьи эмоциональные реакции развиваются стремительно и являются очень бурными на различные жизненные ситуации, с наибольшей вероятностью будут тяжело справляться со стрессорами высокой интенсивности. Следовательно, у них будет большая вероятность развития ПТС с выраженной симптоматикой. Кроме того, высока вероятность развития ПТС с выраженной симптоматикой у людей с такими качествами, как ранимость, панический страх, нерешительность, сострадательность, чуткость, обостренное чувство справедливости. Так, можно полагать, что при акцентуациях вышеописанных черт характера будет наблюдаться высокая степень выраженности симптоматики ПТС, при деакцентуациях - низкая. Важно отметить явно прослеживающуюся связь между выраженностью симптоматики ПТС и эмоциональной сферой во всех изучаемых в рамках проведенного исследования конструктах. При этом все найденные взаимосвязи оказались прямыми. Следует отметить и то, что черты характера, симптомы ПТС в той или иной мере связаны с темпераментальными свойствами индивида.
Таким образом, в данном исследовании выявлены и описаны различия в степени выраженности симптоматики ПТС при по- разному проявленных свойствах «предметно-деятельного», «коммуникативного» аспектов темперамента и чертах характера человека.

Библиографический список

1. Клиническая психология. В 4 т. Т. 2. Частная патопсихология : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, М.С. Радионова, Н.В. Тарабрина ; под ред. А.Б. Холмогоровой. - Москва : Академия, 2012. - 432 с.
2. Русалов, В. М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие / В.М. Русалов. - Москва : Институт психологии АН СССР, 1990. - 60 с.
3. Русалов, В. М. Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ-В) / В.М. Русалов, О.Н. Манолов. - Москва : ИП РАН, 2003. - 100 с.
4. Русалов, В. М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для различных возрастных групп. Методическое пособие / В.М. Русалов. - Москва : ИП РАН, 2004. - 136 с.
5. Тарабрина, Н. В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Ч. 2. Бланки методик / Н.В. Тарабрина. - Москва : Когито-Центр, 2007. - 77 с.

Источник Психология третьего тысячелетия : VI Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / под общ. ред. О. А. Гончарова, Б. Г. Мещерякова. — Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2019. — 158 [2] с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.