Н.А.Сахарова Значение психологических практик для психологической науки трудно переоценить. Еще Л.С. Выготский выделял в качестве причины кризиса психологии ее оторванность от практики. Л.С. Выготский отмечал, что «практика входит в глубочайшие основы научной операции и перестраивает ее с начала до конца; практика выдвигает постановку задач и служит верховным судьей теории, критерием истины; она диктует, как конструировать понятия и как формулировать законы» (Выготский, 1982, с. 387-388). Развитие психологических практик, начавшееся в нашей стране в середине 1980-х гг., может считаться новым этапом в развитии психологического знания. А.М. Айламазьян приводит анализ работ отечественных психологов, посвященных взаимоотношению психологической практики и академической психологии (Айламазьян, 2018). В последние годы этой проблемой занимались Ф.Е. Василюк, А.А. Пузырей, Е.Ю. Завершнева, А.Г. Асмолов, М.С. Гусельцева, В.Н. Цапкин, А.Ф. Копьев и др. (цит. по: Айламазьян, 2018).
Один из вопросов, на который, по мнению Ф.Е. Василюка, часто не в состоянии ответить психолог-практик - почему то или иное действие консультанта, психотерапевта приводит к тому или иному результату, «каковы внутренние механизмы, срабатывающие при этом?» (Василюк, 2003, с. 182). А.М. Айламазьян предлагает программу изучения психологических практик с точки зрения культурно-исторического подхода, и одним из пунктов этой программы является описание феноменологии психических состояний и задействованных психологических механизмов (Айламазьян, 2018, с. 126). На наш взгляд, неоценимый вклад в такое описание может внести органическая психология В.П. Зинченко (Зинченко, 1997). Термин «органическая психология» В.П. Зинченко предложил для разграничения классической психологии и психологии искусства Л.С. Выготского. С другой стороны, «понятие “органическая психология” может рассматриваться и как производное от понятия “функциональный орган”. Это еще один, правда, тоже внешний аргумент, подчеркивающий органичность культурно-исторической психологии. Аналогом понятия “функциональный орган” в теории Выготского является понятие “психологическая функциональная система”» (Зинченко, 1997, с. 26). В психологии В.П. Зинченко предлагает изучать не просто человека, а духовный организм, единицей анализа которого является функциональный орган индивида (Зинченко, 2011, с. 234). В.П. Зинченко пишет, что А.А. Ухтомский «выдвинул идею функционального органа нервной системы или функционального органа индивида и дал строгое определение понятия подвижного, интегрально целого функционального органа» (Зинченко, 2018, с. 347). «...С именем "органа" мы привыкли связывать представление о морфологически сложившемся, статически постоянном образовании. Это совершенно не обязательно. Органом может быть всякое временное сочетание сил, способное осуществить определенное достижение» (Ухтомский, 1978, с. 61). Функциональные органы можно рассматривать как новообразования, которые возникают в активности индивида, взаимодействующего со средой (Зинченко, 2011). Понятие «новообразование» как главный признак развития человека широко используется Л.С. Выготским, А.В. Запорожцем, А.Н. Леонтьевым. Но, с точки зрения В.П. Зинченко, отечественные психологи не замечали энергийную природу этих новообразований (Зинченко, 2016). В.П. Зинченко отмечает, что «важнейшая черта функциональных органов состоит в том, что они существуют виртуально и наблюдаемы, да и то лишь частично, в исполнении, т.е. в активности, в том числе и в активном покое, в действии, в поступке» (Зинченко, 2011, с. 658). Использование понятия «функциональный орган» помогает понять значение психологических границ человека, с которыми работают психологи-практики (Леви, 2007; Сахарова, Щукина, 2014). В этой статье хотелось бы остановиться на понятии «контакт», которое также широко используется в психологической практике. Ф.Е. Василюк обращает внимание на то, что если в научном психологическом исследовании контакт с испытуемым рассматривается как фактор, искажающий объективную картину, то в «психотехнической практике, как правило, стремятся к интенсивному, уникальному и эмоциональному контакту» (Василюк, 2003, с. 187). В вегетотерапии В. Райха (основателе телесной психотерапии) делается акцент на важности экспрессии и контакта с клиентом. «Грамм контакта заменяет тонну техник» - выражение В. Райха, которое стало основополагающим принципом другого направления телесной психотерапии - биосинтеза (основатель - Д. Боаделла) (Боаделла, 2016). Любой невроз включает в себя какое-то нарушение контакта. В психотерапии контакт не всегда устанавливается спонтанно. Он нарушен и разрушен травматическими паттернами и историями клиента. Но без установления контакта реальная терапевтическая работа невозможна. Слово «терапия» в переводе с греческого означает две вещи: забота (care) и исцеление (cure). Забота терапевта может помочь клиенту исцелить себя. Контакт - это фундаментальный, основной принцип терапии. Если установлен правильный контакт, уровень эмоциональной энергии клиента, связанный с его проблемами, регулируется сам по себе. В терапии психолог должен делать акцент на энергии, которая возникает в контакте (Боаделла, 2016). Часто для описания такого качества взаимодействия людей используют понятие «душевный контакт». Это перекликается со взглядами В.П. Зинченко на душу. Он не дает определение души, но настаивает на объективности ее существования (Зинченко, 2016). «Душа — это удивительный дар, который от дарения не скудеет, а увеличивается: чем больше даришь, тем больше тебе остается» (Зинченко, 2016, с. 342). Жизнь души протекает в пространстве «между», т.е. в том числе в пространстве между людьми. «Сильная душа трансформирует разрушительную (отрицательную) энергию, порождаемую избытком недостатка, в энергию положительную, в энергию созидания и достижений» (Зинченко, 2016, с. 343). Чем не описание психотерапевтического процесса? В заключение опять хочу привести цитату В.П. Зинченко, которая, на мой взгляд, описывает необходимые качества практического психолога: «Возвращаясь к теме воспитания души, скажу, что гигантским шагам души должны предшествовать малые шаги - шаги со-присутствия, со-действия, со-чувствия, сопереживания, со-страдания, со-участия, со-причастия, вчувствования в сокровенное, которое есть в людях, в природе, в произведениях искусства и даже в вещах, в утвари. <.. .> Совершая такие шаги, впадая в состояние понимания мира, другого человека, произведения искусства, самой себя душа будет расти и крепнуть». (Зинченко, 2016, с. 347).
Библиографический список 1. Айламазьян, А. М. Психопрактика как предмет исследования: к проблеме схизиса в психологии / А.М. Айламазьян // Вопросы психологии. - 2018. - № 4. - С. 121-127. 2. Боаделла, Д. Биосинтез. Потоки жизни / Д. Боаделла. - Москва : ЦПК и ТП, 2016. - 448 с. 3. Василюк, Ф. Е. Методологический анализ в психологии / Ф.Е. Василюк. - Москва : МГ11ПУ : Смысл, 2003. - 240 с. 4. Выготский, Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 1. Вопросы теории и истории психологии / Л.С. Выготский. - Москва : Педагогика, 1982. - 488 с. 5. Зинченко, В. П. Посох Осипа Мандельштама и Трубка Мамардашвили. К началам органической психологии / В.П. Зинченко. - Москва : Новая школа, 1997. - 336 с. 6. Зинченко, В.П. Преходящие и вечные проблемы психологии / В.П. Зинченко // Введение в психологию. - Москва : Прайм- Еврознак, 2003. - С. 649-662. 7. Зинченко, В. П. Алексей Алексеевич Ухтомский и психология / В.П. Зинченко // Стиль мышления: проблема исторического единства научного знания. К 80-летию Владимира Петровича Зинченко. Коллективная монография / под общ. ред. Т.Г. Щедриной. - Москва : РОССПЭН, 2011. - С. 233-271. 8. Зинченко, В. П. Размышление о душе и ее воспитании (Час Души) / В.П. Зинченко // Философское наследие / науч. ред. Т.Г. Щедрина. - Москва ; Санкт-Петербург ; ЦГИ «ПРИНТ», 2016. - С. 322-348. 9. Зинченко, В. П. Психология предметного действия / В.П. Зинченко / ред.-сост. Н.Д. Гордеева, научн. ред А.Н. Назаров. - Москва ; Санкт-Петербург ; ЦГИ «ПРИНТ», 2018. - 384 с. 10. Леви, Т. С. Психологическая граница как телесный феномен / Т.С. Леви // Бюллетень АТОП. - 2007. - № 9. - С. 51-68. 11. Сахарова, Н. А. Феномен «психологические границы личности» в психологии [Электронный ресурс] / Н.А. Сахарова, Ю.В. Щукина // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». - 2014. - № 3. - С. 1-9. 12. Ухтомский, А. А. Избранные труды / А.А. Ухтомский. - Ленинград : Наука, 1978. - 360 с.
Источник Психология третьего тысячелетия : VI Международная научно-практическая конференция : сборник материалов / под общ. ред. О. А. Гончарова, Б. Г. Мещерякова. — Дубна : Гос. ун-т «Дубна», 2019. — 158 [2] с. |