На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Компоненты личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды
Компоненты личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Таблица А.1 - Соответствие компонентов и фракталов личностно профессионального саморазвития функциям интегративной образовательной среды

Компоненты личностнопрофессионального саморазвития педагога

Концептуальный фрактал самоорганизации

Функции интегративной образовательной среды

1. Мотивационный компонент

Самоорганизация в управлении собственными потребностями и мотивами, стимулирующими процесс саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды. Потребности возникают на смыслообразующей основе саморазвития.

Побудительная функция - условия среды определяют смыслы, потребности и мотивы, которые являются ведущими побудителями процесса личностнопрофессионального саморазвития педагога.

2. Проектировочный компонент

Самоорганизация имеет основополагающее значение в проектировании как способности устанавливать цели - субъективные образы желаемых результатов саморазвития. Целеполагание осуществляется за счет внутренних факторов и мотивов без внешнего воздействия.

Прогностическая функция - интегративная образовательная среда определяет и инициирует процесс целеполагания как предполагаемого результата процесса саморазвития педагога.

3. Деятельностнопрактический компонент

Самоорганизация в достижении поставленных целей в результате действий педагога на основе выбранных технологий (системы условий, форм, методов и средств решения поставленных задач).

Результативная функция - интегративная образовательная среда определяет получение собственного результата и опыта личностнопрофессионального саморазвития педагога.

4. Рефлексивный компонент

Самоорганизация в проведении оценки результатов саморазвития, осуществлении рефлексии собственного развития как по внешним, так и, в первую очередь, собственным (внутренним) критериям.

Аналитическая функция - сравнительная оценка результатов осуществляется по собственным и внешним (средовым) критериям процесса личностнопрофессионального саморазвития педагога.

5. Эмоционально-волевой

Самоорганизация в

Регулятивная функция -

компонент

управлении собственными

интегративная

 

эмоциями, мыслями и

профессионально-

 

поведением на основе

развивающая

 

саморегуляции процесса и

образовательная среда

 

результатов личностно-

способствует развитию

 

профессионального

эмоционально-волевой

 

саморазвития педагога в

саморегуляции процесса и

 

условиях интегративной

результата саморазвития

 

образовательной среды.

педагога.

Таблица А.2 - Соотношение самоменеджмента и тьюторского сопровождения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога

Компоненты личностнопрофессионального саморазвития педагога

Компетенции
самоменеджмента

Педагогические условия тьюторского сопровождения саморазвития педагога

1. Мотивационный

К1. Готовность к

У1. Стимулирование

компонент

осознанному личностно-

развития внутренней

 

профессиональному

мотивации к процессу

 

самоизменению, стремление

самосовершенствования,

 

к непрерывному процессу

инициирование

 

самосовершенствования как

саморазвития педагога,

 

признак творческой

обучение основам

 

саморазвивающейся

самоорганизации

 

личности.

деятельности.

2. Проектировочный

К2. Способность

У2. Оказание научно-

компонент

самостоятельно определять

методической помощи в

 

цель и задачи саморазвития,

конструировании

 

прогнозировать его

индивидуальной

 

предполагаемый результат и

профессионально-

 

временной формат,

развивающей траектории

 

конструировать траекторию саморазвития.

саморазвития.

3. Деятельностно-

К3. Способность к

У3. Научно-методическое

практический компонент

самостоятельному

сопровождение процесса

 

осуществлению

саморазвития педагога,

 

спроектированной

обеспечение доступности

 

индивидуальной

профессионально-

 

профессионально-

развивающих ресурсов,

 

развивающей траектории без

оказание помощи в

 

постоянных внешних

реализации проекта

 

стимулов и контроля.

саморазвития.

4. Рефлексивный компонент

К4. Самостоятельное

У4. Проведение

 

проведение анализа

мониторинга и анализа

 

процесса саморазвития,

личностно-

 

владение методами

профессионального

 

объективной оценки и

саморазвития педагога на

 

самоанализа полученных

научно-методической

 

результатов личностно-

основе, обобщение

 

профессионального

результатов саморазвития в

 

саморазвития в условиях

продуктах педагогического

 

интегративной образовательной среды.

творчества.

5. Эмоционально-волевой

К5. Способность

У5. Научно-методическое

компонент

самостоятельно

обеспечение процесса

 

регулировать процесс

самоконтроля непрерывного

 

личностно-

процесса личностно-

 

профессионального

профессионального

 

саморазвития на основе

саморазвития педагога,

 

самоконтроля деятельности,

обучение основам

 

вносить коррективы в

саморегуляции

 

собственные действия по

деятельности.

 

результатам саморазвития.

 

Таблица А.3 - Критерии и диагностическое обеспечение процесса личностно - профессионального саморазвития педагога

Компоненты личностнопрофессионального саморазвития педагога

Критерии процесса саморазвития педагога

Диагностическое
обеспечение

1. Мотивационный компонент

Мотивационно-ценностный критерий - включает уровень сформированности мотивов личностнопрофессионального саморазвития педагога; личностно-значимые смыслы и характер имеющихся мотивов; степень осмысления затруднений в профессиональнопедагогической деятельности, уровень потребности в личностнопрофессиональном изменении; осознание ценности саморазвития как высшего смысла педагога; способность к систематическому и непрерывному самосовершенствованию.

Анкетирование с целью определения
преобладающих смыслов, потребностей и мотивов саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды.

2. Проектировочный компонент

Ориентировочно-целевой критерий - способности осуществлять целеполагание как проектирование, формулировать приоритетные задачи саморазвития, давать прогнозы в достижении реальных результатов, проектировать вариативную индивидуальную профессиональноразвивающую траекторию, определять технологии, методы, приемы и средства саморазвития.

Методика самонаблюдения и самоанализа, методика оценки проектировочных и конструктивных компетенций педагога (по Н.В. Кузьминой).

3. Деятельностнопрактический компонент

Результативно- технологический критерий - оценивает способность реализовывать в конкретной практической деятельности спроектированную индивидуальную

Анализ продуктов саморазвития, соотнесенных с результатами профессиональнопедагогической деятельности (проекты, публикации, сертификаты,

 

профессиональноразвивающую траекторию в целях достижения результата собственного развития.

дипломы, педагогические разработки и др.).

4. Рефлексивный компонент

Оценочно-аналитический критерий - определяет уровни сформированности аналитических и рефлексивных компетенций, необходимых для объективной оценки результатов саморазвития; наличие стремления оценивать результаты профессиональнопедагогической деятельности и саморазвития.

Методика оценки аналитических компетенций по результатам саморазвития.

5. Эмоционально-волевой компонент

Регулятивно- самоорганизационн ый критерий - оценивается уровень сформированности самоорганизации, саморегуляции и волевых характеристик педагога в организации и реализации саморазвития как личности и профессионала, сформированных компетенций управлять этим процессом, осуществлять его контроль; развитая способность к саморазвитию без оказываемого внешнего воздействия; самоконтроль деятельности; наличие умений корректировать собственные действия по результатам саморазвития.

Анализ тестирования с целью оценки сформированности эмоционально-волевой регуляции процесса саморазвития педагога.

Разработанная система соответствия процессуальных компонентов личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды, представленная в таблицах А.1 - А.3, служит основанием для определения:
- фрактальной сущности процесса саморазвития педагога как личности и профессионала;
- функций интегративной образовательной среды в процессе саморазвития педагога;
- оптимального соотношения самоменеджмента и тьюторского сопровождения личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде;
- критериально-диагностического обеспечения в целях организации и проведения мониторинга процесса саморазвития педагога как личности и профессионала.

Источник: Ушаков, Алексей Антонидович
Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в условиях интегративной образовательной среды: теория и технология. Монография - М.: Мир науки, 2020. - Сетевое издание.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.