Таблица А.1 - Соответствие компонентов и фракталов личностно профессионального саморазвития функциям интегративной образовательной среды
Компоненты личностнопрофессионального саморазвития педагога
|
Концептуальный фрактал самоорганизации
|
Функции интегративной образовательной среды
|
1. Мотивационный компонент
|
Самоорганизация в управлении собственными потребностями и мотивами, стимулирующими процесс саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды. Потребности возникают на смыслообразующей основе саморазвития.
|
Побудительная функция - условия среды определяют смыслы, потребности и мотивы, которые являются ведущими побудителями процесса личностнопрофессионального саморазвития педагога.
|
2. Проектировочный компонент
|
Самоорганизация имеет основополагающее значение в проектировании как способности устанавливать цели - субъективные образы желаемых результатов саморазвития. Целеполагание осуществляется за счет внутренних факторов и мотивов без внешнего воздействия.
|
Прогностическая функция - интегративная образовательная среда определяет и инициирует процесс целеполагания как предполагаемого результата процесса саморазвития педагога.
|
3. Деятельностнопрактический компонент
|
Самоорганизация в достижении поставленных целей в результате действий педагога на основе выбранных технологий (системы условий, форм, методов и средств решения поставленных задач).
|
Результативная функция - интегративная образовательная среда определяет получение собственного результата и опыта личностнопрофессионального саморазвития педагога.
|
4. Рефлексивный компонент
|
Самоорганизация в проведении оценки результатов саморазвития, осуществлении рефлексии собственного развития как по внешним, так и, в первую очередь, собственным (внутренним) критериям.
|
Аналитическая функция - сравнительная оценка результатов осуществляется по собственным и внешним (средовым) критериям процесса личностнопрофессионального саморазвития педагога.
|
5. Эмоционально-волевой
|
Самоорганизация в
|
Регулятивная функция -
|
компонент
|
управлении собственными
|
интегративная
|
|
эмоциями, мыслями и
|
профессионально-
|
|
поведением на основе
|
развивающая
|
|
саморегуляции процесса и
|
образовательная среда
|
|
результатов личностно-
|
способствует развитию
|
|
профессионального
|
эмоционально-волевой
|
|
саморазвития педагога в
|
саморегуляции процесса и
|
|
условиях интегративной
|
результата саморазвития
|
|
образовательной среды.
|
педагога.
|
Таблица А.2 - Соотношение самоменеджмента и тьюторского сопровождения процесса личностно-профессионального саморазвития педагога
Компоненты личностнопрофессионального саморазвития педагога
|
Компетенции самоменеджмента
|
Педагогические условия тьюторского сопровождения саморазвития педагога
|
1. Мотивационный
|
К1. Готовность к
|
У1. Стимулирование
|
компонент
|
осознанному личностно-
|
развития внутренней
|
|
профессиональному
|
мотивации к процессу
|
|
самоизменению, стремление
|
самосовершенствования,
|
|
к непрерывному процессу
|
инициирование
|
|
самосовершенствования как
|
саморазвития педагога,
|
|
признак творческой
|
обучение основам
|
|
саморазвивающейся
|
самоорганизации
|
|
личности.
|
деятельности.
|
2. Проектировочный
|
К2. Способность
|
У2. Оказание научно-
|
компонент
|
самостоятельно определять
|
методической помощи в
|
|
цель и задачи саморазвития,
|
конструировании
|
|
прогнозировать его
|
индивидуальной
|
|
предполагаемый результат и
|
профессионально-
|
|
временной формат,
|
развивающей траектории
|
|
конструировать траекторию саморазвития.
|
саморазвития.
|
3. Деятельностно-
|
К3. Способность к
|
У3. Научно-методическое
|
практический компонент
|
самостоятельному
|
сопровождение процесса
|
|
осуществлению
|
саморазвития педагога,
|
|
спроектированной
|
обеспечение доступности
|
|
индивидуальной
|
профессионально-
|
|
профессионально-
|
развивающих ресурсов,
|
|
развивающей траектории без
|
оказание помощи в
|
|
постоянных внешних
|
реализации проекта
|
|
стимулов и контроля.
|
саморазвития.
|
4. Рефлексивный компонент
|
К4. Самостоятельное
|
У4. Проведение
|
|
проведение анализа
|
мониторинга и анализа
|
|
процесса саморазвития,
|
личностно-
|
|
владение методами
|
профессионального
|
|
объективной оценки и
|
саморазвития педагога на
|
|
самоанализа полученных
|
научно-методической
|
|
результатов личностно-
|
основе, обобщение
|
|
профессионального
|
результатов саморазвития в
|
|
саморазвития в условиях
|
продуктах педагогического
|
|
интегративной образовательной среды.
|
творчества.
|
5. Эмоционально-волевой
|
К5. Способность
|
У5. Научно-методическое
|
компонент
|
самостоятельно
|
обеспечение процесса
|
|
регулировать процесс
|
самоконтроля непрерывного
|
|
личностно-
|
процесса личностно-
|
|
профессионального
|
профессионального
|
|
саморазвития на основе
|
саморазвития педагога,
|
|
самоконтроля деятельности,
|
обучение основам
|
|
вносить коррективы в
|
саморегуляции
|
|
собственные действия по
|
деятельности.
|
|
результатам саморазвития.
|
|
Таблица А.3 - Критерии и диагностическое обеспечение процесса личностно - профессионального саморазвития педагога
Компоненты личностнопрофессионального саморазвития педагога
|
Критерии процесса саморазвития педагога
|
Диагностическое обеспечение
|
1. Мотивационный компонент
|
Мотивационно-ценностный критерий - включает уровень сформированности мотивов личностнопрофессионального саморазвития педагога; личностно-значимые смыслы и характер имеющихся мотивов; степень осмысления затруднений в профессиональнопедагогической деятельности, уровень потребности в личностнопрофессиональном изменении; осознание ценности саморазвития как высшего смысла педагога; способность к систематическому и непрерывному самосовершенствованию.
|
Анкетирование с целью определения преобладающих смыслов, потребностей и мотивов саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды.
|
2. Проектировочный компонент
|
Ориентировочно-целевой критерий - способности осуществлять целеполагание как проектирование, формулировать приоритетные задачи саморазвития, давать прогнозы в достижении реальных результатов, проектировать вариативную индивидуальную профессиональноразвивающую траекторию, определять технологии, методы, приемы и средства саморазвития.
|
Методика самонаблюдения и самоанализа, методика оценки проектировочных и конструктивных компетенций педагога (по Н.В. Кузьминой).
|
3. Деятельностнопрактический компонент
|
Результативно- технологический критерий - оценивает способность реализовывать в конкретной практической деятельности спроектированную индивидуальную
|
Анализ продуктов саморазвития, соотнесенных с результатами профессиональнопедагогической деятельности (проекты, публикации, сертификаты,
|
|
профессиональноразвивающую траекторию в целях достижения результата собственного развития.
|
дипломы, педагогические разработки и др.).
|
4. Рефлексивный компонент
|
Оценочно-аналитический критерий - определяет уровни сформированности аналитических и рефлексивных компетенций, необходимых для объективной оценки результатов саморазвития; наличие стремления оценивать результаты профессиональнопедагогической деятельности и саморазвития.
|
Методика оценки аналитических компетенций по результатам саморазвития.
|
5. Эмоционально-волевой компонент
|
Регулятивно- самоорганизационн ый критерий - оценивается уровень сформированности самоорганизации, саморегуляции и волевых характеристик педагога в организации и реализации саморазвития как личности и профессионала, сформированных компетенций управлять этим процессом, осуществлять его контроль; развитая способность к саморазвитию без оказываемого внешнего воздействия; самоконтроль деятельности; наличие умений корректировать собственные действия по результатам саморазвития.
|
Анализ тестирования с целью оценки сформированности эмоционально-волевой регуляции процесса саморазвития педагога.
|
Разработанная система соответствия процессуальных компонентов личностно-профессионального саморазвития педагога в условиях интегративной образовательной среды, представленная в таблицах А.1 - А.3, служит основанием для определения: - фрактальной сущности процесса саморазвития педагога как личности и профессионала; - функций интегративной образовательной среды в процессе саморазвития педагога; - оптимального соотношения самоменеджмента и тьюторского сопровождения личностно-профессионального саморазвития педагога в интегративной образовательной среде; - критериально-диагностического обеспечения в целях организации и проведения мониторинга процесса саморазвития педагога как личности и профессионала.
Источник: Ушаков, Алексей Антонидович Личностно-профессиональное саморазвитие педагога в условиях интегративной образовательной среды: теория и технология. Монография - М.: Мир науки, 2020. - Сетевое издание. |