На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Профориентационная деятельность в современных условиях: формы и методы привлечения будущих студентов
Профориентационная деятельность в современных условиях: формы и методы привлечения будущих студентов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Дякиева Балджя Батнасуновна
Андреева Арья Александровна
Бембинова Данара Викторовна
Сельнинов Владислав Владимирович
Стаценко Владимир Алексеевич


Профориентационная работа, являясь составной частью всей многообразной деятельности современного вуза, становится не только все более востребованной из года в год, но требует все новых совершенных и инновационных подходов к своему дальнейшему развитию. Тому есть объективные причины, связанные, как с экономической ситуацией, развитием демографических процессов, рынка труда, но также с продолжающимися реформами в системе общего и высшего образования.
Кроме того, организация многоплановой профориентационной работы диктуется снижением или отсутствием конкурса среди абитуриентов в средние профессиональные и высшие учебные заведения и необходимостью адаптации вуза к сложившимся условиям.
Вместе с тем, как отмечают ученые, исследующие в своих работах проблемы профориентации С.В. Титова [14], Н.Н. Загузина [8], Т.Ю. Цибизова [15], А.С. Мутырова [11], и другие актуальность создания целостной педагогической системы профориентационной работы с обучающимися системы общего образования диктуется многими причинами. Серьезное внимание данной проблеме уделено в статьях «Методы профориентационной работы высшего учебного заведения» авторов Т.А. Безусовой и Л.Г. Шестаковой [4] и «Профориентационная работа в вузе: проектный подход» Т.Н. Патрахиной и К.С. Вялковой [13]. В числе главных они отмечают факторы психолого-педагогической направленности, которые связаны с растущей потребностью молодежи в раннем профессиональном самоопределении, в осознанном выборе профессии в соответствии с интересами и склонностями. На первый план также выводится образовательный аспект, т. е. востребованность образования, направленного на развитие способностей человека, его творческого этнокультурного потенциала. Также немаловажны и демографические процессы: снижение количества выпускников, нежелание продолжать обучение в 10-11 классах.
С учетом вышеуказанных причин, профориентация рассматривается комплексно и всесторонне, с учетом общественных и личностных характеристик. Так, профориентация в широком смысле слова - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных, а также научно-обоснованных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
С учетом такого понимания профессиональная ориентация в вузе - это система многоплановой работы, направленной на усвоение учащимися выпускных классов школ необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках будущих профессий.
Сегодня многие вузы испытывают проблему набора студентов, поэтому без результативной профориентационной деятельности современный вуз не конкурентоспособен, так как именно абитуриенты - будущие студенты являются основным и очевидным преимуществом. Важно понимать, что, если вуз планирует функционировать и развиваться в условиях конкурентной борьбы, ему необходимо подходить креативно и системно к выбору методов профориентационной деятельности.
В рамках данного исследования мы рассмотрим профориентационную работу вуза с целью привлечения абитуриентов для поступления. Ее роль для вуза возрастает с позиции поиска новых возможностей по привлечению слушателей. Учитывая значимость решения данной проблемы, носящей социальный аспект, Центр профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ныне ФИРО РАНХиГС) еще в 2015 году разработал Концепцию сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования и Стратегию развития системы сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в 2015-2020 гг. На основе данных документов формировались инновационные системы организации профориентационной работы со школьниками России.
Суть документов сводился к трем базовым принципам: непрерывность, социальное партнерство и практикоориентированность, а основные идеи к тому, что выбор профессии - серьёзная образовательная задача и в то же время длительный, непрерывный процесс.
В этой связи профориентационная деятельность образовательного учреждения рассматривается как научно обоснованная система подготовки потенциальных абитуриентов к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная учитывать как индивидуальные особенности личности, так и необходимость полноценного распределения трудовых ресурсов в интересах общества. В целом, методы профориентационной работы современного высшего образовательного учреждения можно представить в виде пассивных и активных.
К пассивным методам следует отнести:
- беседы с абитуриентами о направлениях и профилях, организуемых преподавателями образовательного учреждения;
- приглашение преподавателей вуза на школьные мероприятия;
- оформление информационных стендов, рекламных щитов и полиграфической продукции о направлениях и профилях вуза;
- организация дня открытых дверей и др.
Активные методы профориентационной деятельности образовательного учреждения требуют особой подготовки и ориентированы на косвенное вовлечение предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества.
К примеру, С.В. Титова [14, с. 3-5] выделяет следующие активные методы профориентации:
- привлечение школьников к работе вузовских проблемных групп;
- создание в вузах рекламных роликов, позволяющих позиционировать направления и профили вуза;
- активное участие преподавателей вуза в государственных программах по повышению квалификации и профессиональной переподготовке;
- организация научных исследований по актуальным вопросам экономики, психологии, управления и др.;
- проведение профессиональных недель факультетов;
- организация олимпиад для различных групп населения и для школьников, в частности.
Среди перспективных направлений реализации дополнительного образования с акцентом на организацию предпрофильной и профильной подготовки на базе вуза (довузовской подготовки) оправдывают себя различные Школы, адресованные старшеклассникам как один из активных и инновационных методов профработы. Рассмотрим это на примере Школы юного журналиста. Потребность инициации нового вузовского проекта была продиктована поиском новых возможностей по привлечению слушателей. Занятия со школьниками организуются в дневное время в период осенних и весенних каникул. Целевая группа включает в себя учащихся 9-11 классов общеобразовательных школ республики, но при этом желающие из числа школьников 7-8 классов также могут принимать участие в работе Школы.
Направление «Журналистика» стало одной из новых специальностей в подготовке кадров для региона КалмГУ и было открыто в 2011 году в Институте калмыцкой филологии и востоковедения. В целях успешного его внедрения в содержание деятельности КалмГУ кафедра калмыцкой литературы была преобразована в кафедру калмыцкой литературы и журналистики. Создание новой специальности потребовало реализацию ряда мер для пропаганды нового направления и привлечения абитуриентов для поступления, подготовки учебных пособий на местном материале [7, с. 3-104]. Важным было осуществление набора из числа лучших выпускников школ, имеющих высокие баллы ЕГЭ по профильным предметам. Так, с целью повышения качества набора студентов по направлению «Журналистика» было принято решение о создании образовательной площадки «Школа юного журналиста». Это было важно и в связи с тем, что несмотря на то, что журналистика как профессия продолжает оставаться привлекательной в глазах молодежи, далеко не все знают об особенностях и рисках профессии журналиста, специфике журналистской работы.
Открытие Школы юного журналиста было неслучайным решением инициаторов нового дела. В современном насыщенном мире одним из наиболее существенных признаков прогресса и уровня развития общества является наличие широко функционирующих средств массовой информации - прессы, радио, кино, телевидения, а в последние годы и Интернета. В этой связи, создаваемые на базе организаций высшего образования школы юного журналиста, призваны решать задачи не только в развитии журналистского образования, начиная со статьи в школьной газете, но также стать одним из эффективных средств выстраивания медиаобразовательной практики в стране. В этом видится также продолжение традиций журналистского образования в России и сохранение преемственности в подготовке кадров для разных СМИ. Как известно, вопросы развития журналистского образования становились предметом обсуждения еще в дореволюционное время, а к концу 20-х годов существовали самые разнообразные формы подготовки журналистов: от курсовых и начальных школ, техникумов до институтов [9, с. 83].
Вместе с тем, фундаментальный теоретический курс «Основы журналистики» в программу вузов были введены только в 1982 году. К концу 80-х годов подготовка журналистов велась в 23 университетах страны, а также в Академии общественных наук при ЦК КПСС, Высшей партийной школе и областных ВПШ, в Высшей комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ, Московском институте международных отношений (МГИМО), Университете дружбы народов им. П. Лумумбы, Военно-политической академии им. В.И. Ленина и т. д. Расширению границ и географии подготовки кадров для советских СМИ способствовала и начавшаяся перестройка, развитие гласности и плюрализма мнений [9, с. 86].
В 90-е годы резко увеличилось число изданий. Расширилась тематика и специализация изданий. Оживилась репортерская и расследовательская журналистика. Пресса стала на коммерческие рельсы. Все эти процессы в журналистике существенно изменили ситуацию в журналистском образовании. Быстро стали возникать новые отделения и факультеты журналистики в университетах, пединститутах и других вузах. Появились факультеты журналистики и рекламы в коммерческих учебных заведениях. Например, в Москве началась подготовка журналистов в ряде государственных педагогических вузов, Московском гуманитарном институте им. Е.Р. Дашковой, Эколого-политологическом институте, Экстерном гуманитарном университете, Институте международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, Институте телевидения и радиовещания и др. Аналогичные учебные заведения созданы в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Самаре и других городах [9, с. 93].
«Сейчас в России более сотни государственных и коммерческих вузов готовят журналистов разных профилей, работников рекламы и паблик рилейшнз, дизайнеров, менеджеров и маркетологов в области журналистики и рекламы», - отмечает автор статьи «О развитии журналистского образования в России и за рубежом» В.В. Кихтан [9, с. 96].
От общего процесса развития журналистского образования старались не отставать и региональные высшие учебные заведения. Калмыцкий государственный университет, являясь единственным государственным вузом в республике, а с 2017 года еще и опорным региональным университетом, следуя тенденциям в предпочтениях абитуриентов, обратил внимание на открытие новых направлений подготовки специалистов: фармация, туризм, международные отношения, профили «калмыцкий язык / китайский язык» «калмыцкий язык / корейский язык» и др.
В числе трудностей, которые пришлось решать, была разработка оптимальной программы обучения для учащихся 10-11 классов по курсу «Журналистика». Приходилось изучать опыт коллег из других регионов, которые также сталкивались с такими проблемами. К примеру, автор учебно-методической разработки курса «Основы журналистики в школе» Т.В. Ковган отмечает: «Я преподаю журналистику в школе с 1997 года, и знаю, что и сегодня методических разработок, и практических рекомендаций по журналистике для школ до сих пор не существует. Учебники для вузов, как правило, не учитывают нашу школьную специфику и возрастные особенности учащихся» [10].
Чтобы поступить на направление «Журналистика», абитуриент, помимо написания творческой работы должен предоставить свое портфолио - публикации в профессиональных СМИ, наличие такого портфолио значительно добавляет баллы в творческом конкурсе. И вот тут возникает очень серьезная проблема. Поэтому одной из главных задач в Школе явилась практическая помощь учащимся освоить именно профессиональные критерии таких жанров, как репортаж и интервью. Эти жанры выбраны не случайно. Во- первых, опыт показывает, что старшеклассники способны грамотно работать в этих жанрах и на хорошем качественном уровне подготовить свои работы к публикации во «взрослых» профессиональных СМИ. Во-вторых, это самые распространенные жанры в журналистике. Репортажные моменты могут присутствовать в жанре путевого и портретного очерка, зарисовки, проблемной корреспонденции. Вместе с тем, журналистика в наши дни - это новая социальная тенденция. И навыки, получаемые на занятиях, отвечают запросам современности. Кроме того, «... пишущий человек получает большие возможности для самореализации и личностного роста» [6, с. 31-34]. Мы в своей работе также руководствовались учебным пособием для учащихся 10-11 классов «Азбука журналистики» под редакцией О.И. Лепилкиной, изданной в 2006 году в Москве издательством «Вентана-Граф» [1].
Важной частью работы стало заключение договоров с ведущими организациями СМИ республики для взаимовыгодной работы по реализации программы обучения слушателей: они выступали и в роли работодателей будущим выпускникам - журналистам.
Кроме того, по-прежнему актуальным остается тот факт, что знание технологии создания журналистского текста, глубокое понимание его структуры делает человека более критичными к восприятию информации, которую мы получаем из СМИ. Много времени уделяется таким немаловажным вопросам в работе СМИ, особенно печатных, как выбор заголовка, подзаголовков, рубрик, под которыми печатаются материалы. На конкретных примерах из практики ведущих СМИ ведется работа по анализу заголовков, высказываются личные суждения о соответствии или несоответствии, адресности того или иного заголовка. Поэтому независимо от того, выберет ли учащийся журналистику своей будущей профессией, обучение по данному курсу поможет ему сформировать устойчивость к влиянию массмедиа, критичность в оценке информации и самостоятельность во мнениях и суждениях. Главным результатом для будущего представителя сферы массмедиа становится умение и грамотно писать, и грамотно говорить.
Основа деятельности «Школы юного журналиста» состоит в том, что она создаёт условия для продуктивной творческой деятельности школьников старших классов, поддерживает инициативы слушателей и способствует их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы ШЮЖ, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, литературного чтения, риторики. Особенно ценны знания по журналистике для их использования на уроках русского языка. В целом, журналистика как вид деятельности основывается на школьном курсе предмета «Русский язык». Занятия журналистикой способствуют более глубокому пониманию этого школьного предмета, активному использованию огромнейших возможностей русского языка. «Многие навыки, которые приобретаются на занятиях кружка журналистики, повышают успешность ученика в предмете «Русский язык». Такая тесная взаимосвязь важнейшего школьного курса и сферы человеческой деятельности весьма продуктивна» [5, с. 53-57].
Кроме того, на занятиях в ШЮЖ ребята значительно углубляют свои знания по стилистике, лексике, синтаксису и орфографии. У них вырабатывается чувство языка и чувство меры, формируется потребность строить письменные и устные высказывания грамотно и выразительно [2, с. 6-8; 3, с. 56-61]. Для чтения лекций приглашаются лучшие учителя русского языка и литературы, имеющие большой опыт работы в общеобразовательной школе, знающие технологии сдачи экзаменов в формате ЕГЭ. Результатом этого взаимодействия становятся: повышение языковых компетенций школьников, приобретение коммуникативного опыта, реализация творческих способностей. Такая работа важна и потому, что в традиционной школьной программе по русскому языку на творческие работы выделяется весьма ограниченное время. Однако навыки написания текстов, поиск и отбор информации, работа над структурой текста - наиболее ценные навыки, которые пригодятся каждому учащемуся как при подготовке к выпускным экзаменам, так и в дальнейшей жизни [12, с. 98].
Таким образом, в рамках программы обучения решаются разные задачи: обучающие, развивающие, познавательные, воспитательные, практико-деятельностные, а также сочетаются различные виды познавательной деятельности, направленные на формирование коммуникативных учебных действий, развитие навыков работы с информационно-коммуникационными средствами, что открывает новые возможности для поддержки интереса школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Особую значимость данная работа имеет для детей, проявляющих интерес к навыкам работы юного корреспондента, имеющим активную жизненную позицию, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и развития.
В числе привлекательных для слушателей форм работы организация мастер-классов с привлечением практикующих специалистов в сфере СМИ, встречи не только с известными журналистами региона, но имеющими интересные журналистские судьбы, богатую творческую биографию. Также важным является создание необходимых условий для работы обучающихся, (предоставление необходимой технической поддержки: программное обеспечение, цифровая камера, фотоаппарат), а также привлечение заинтересованных лиц к обучению в Школе (рекламные и пиар-кампании, публикации материалов о работе Школы на сайте КалмГУ, в газетах районов, города и республики, а также с информацией с условиями приема в Школу, объявлениями о весенней и осенней сессии). Школа выполняет учебную функцию (производит обучение по утвержденному учебному плану, включающему практические занятия, а также мастер-классы) и одновременно производственную функцию (по завершении занятий на основе полученных знаний обучающиеся готовят контрольный проект - медиапродукт). По окончании обучения слушателям выдается сертификат ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова».
Как общий результат обучения в результате освоения программы курса у слушателей должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Слушатель должен знать круг профессиональных обязанностей журналиста, выразительные средства журналистики, существующие формы печатных материалов, основные отличия материалов разных жанровых групп печатных и электронных СМИ (информационные, аналитические, художественно-публицистические) и др.
Слушатель должен уметь уверенно ориентироваться в информационной среде, быстро находить необходимые источники информации, оперативно получать нужные сведения, используя различные методы, работать с интернет-ресурсами, материалами информационных агентств, мобильной связью.
Вся многообразная работа Школа отвечала также задачам поддержки талантливых детей, независимо от места проживания обучающегося.
Таким образом, программа ШЮЖ позволяет будущим абитуриентам максимально полноценно подготовиться к введению в профессию. В течение двух-трех лет обучения в Школе слушатели имеют возможность познакомиться с основами журналистики, поучаствовать в производстве газетных материалов, получить опыт практической деятельности в профессиональной среде. Учащиеся ШЮЖ получают также возможность применять свои знания на практике: публиковать свои материалы в различных СМИ города и района, делать сюжеты для телевизионных и радиопрограмм. Знания, приобретаемые в ШЮЖ, оказываются крайне полезными и при прохождении творческого конкурса при поступлении на специальность «Журналистика».
Одной из целей, поставленных перед организаторами ШЮЖ руководством университета, было четкое понимание того, что получит от проводимой работы регион, что получит университет, а также население республики и сами обучающиеся. К слову, обучение в Школе осуществляется на бесплатной основе.


Если расставить по схеме уровень выгод, которые приобретает та или иная инстанция, то это выглядит таким образом:


Выгодополучатель: регион.
1. Укрепление взаимодействия ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова», республиканских СМИ и общеобразовательных организаций Республики Калмыкия по подготовке высококвалифицированных кадров для региона.
2. Создание системы поддержки творчески одаренных детей Республики Калмыкия на базе КалмГУ.


Выгодополучатель: университет.
1. Создание новых форм работы с абитуриентами и улучшение условий для повышения уровня профориентационной работы университета.
2. Координация деятельности и информационно-методическое сопровождение профориентационной работы университета.
3. Привлечение талантливых абитуриентов для качественного набора для поступления по направлению «Журналистика».


Выгодополучатель: население.
1. Возможность дополнительной довузовской профессиональной ориентации школьников из муниципальных бюджетных общеобразовательных организаций.
2. Социальная защита населения: создание условий получения учащимися высшего образования по востребованной в обществе профессии журналиста, обучаясь в родном университете, не выезжая за пределы республики.
3. Создание системы поддержки творчески одаренных детей Республики Калмыкия.


Выгодополучатель: школьники.
1. Формирование у слушателей - учащихся старших классов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.
2. Социальная защита обучающихся: создание условий получения профессии журналиста, обучаясь в родном университете, не выезжая за пределы республики.
3. Профессиональная ориентация в выборе будущей профессии [14, с. 69-80].
Таким образом, в современном мире профессиональный выбор человека - это предмет социального договора между всеми субъектами, заинтересованными в результатах этого выбора. Основными участниками договора выступают три главных благополучателя профориентационной работы со школьниками: во-первых, работодатели, во-вторых, сами школьники и, в-третьих, их родители. Образовательные организации в этом процессе выполняют роль своего рода «квалифицированных посредников» или провайдеров, представляющих интересы конечных заказчиков. Их задача - организовать взаимодействие «работодатель - школьник - родитель» в профориентационно значимом контексте.


Список литературы
1. Азбука журналистики: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / О.И. Лепилкина [и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2006. - 272 с.
2. Апухтина Л.М. Роль уроков литературы в формировании ключевых компетенций учащихся // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - №3. - С. 6-8.
3. Ахметова О.В. О роли литературной гостиной в формировании компетентной личности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2012. - №3. - С. 56-61.
4. Безусова Т.Н. Методы профориентационной работы высшего учебного заведения / Т.Н. Безусова, Л.Г. Шестакова // Педагогические науки. - 2016. - №54-2. - С. 66-78.
5. Большухин Л.Ю. Работа мастерских по русскому языку и литературе / Л.Ю. Большухин, Е.В. Маринова // Эксперимент и инновации в школе. - 2012. - №2. - С. 53-57.
6. Дагаева Н.М. Журналистская деятельность в школе - путь к личностному и социальному успеху учащихся // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - №3. - С. 31-34.
7. Дякиева Б.Б. Литературно-художественное творчество и журналистика: учебное пособие. - Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2015. - 104 с.
8. Загузина Н.Н. Довузовская подготовка как условие содействия профессиональному самоопределению старших школьников
9. Кихтан В. В. О развитии журналистского образования в России и за рубежом // Коммуникации. - 2011. - №6 (224). - С. 78-96.
10. Ковган Т. В. Основы журналистики в школе: учебно-методическая разработка курса
11. Мутырова А. Л. Педагогическая система профориентационной работы вуза в условиях непрерывного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Астрахань, 2008. - 22 с.
12. Обласова Т.В. Специфика учебных текстов для развития текстовой деятельности школьников в процессе изучения предметов гуманитарного цикла // Образование и наука. - 2012. - №4. - С. 93-102.
13. Патрахина Т.Н. Профориентационная работа в вузе: проектный подход / Т.Н. Патра- хина, К.С. Вялкова // Концепт. - 2018. - №4 (апрель). - С. 85-95.
14. Титова С. В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза // Мир современной науки. - 2011. - №6. - С. 3-18.
15. Цибизова Т.Ю. Дополнительное образование как форма преемственности в системе непрерывного образования // Образование и саморазвитие. - 2011. - №5 (27). - С. 55-60.

Источник: Образование и педагогика: актуальные вопросы: монография / редкол.: Ж.В. Мурзина, О.Л. Богатырева. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.