Буянов Никита Александрович студент ФГ АОУ ВО «Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина» г. Екатеринбург, Свердловская область Аннотация: в статье проанализированы наиболее актуальные социальные проблемы образовательной системы России. Автором отмечены аспекты, требующие пристального внимания современной школы.
Ключевые слова: социальные проблемы, образовательная система, современная школа.
Общественные проблемы (социальные проблемы) - вопросы и ситуации, которые непосредственно либо косвенно оказывают большое влияние на человека и, с точки зрения всех членов общества, требуют коллективных усилий по их преодолению. Словосочетание «социальная проблема» возникло в обществе в начале XIX столетия также использовалось для обозначения одной определенной проблемы - неравномерного распределения богатства. В настоящее время к социальным проблемам относят: алкоголизм, бандитизм, бедность, безработица, инфляция, коррупция, распространения ВИЧ инфекции, терроризм, экстремизм, фашизм. Советские учебные заведения разрушается, на смену им приходят европейские тенденции. Внедрения или инновации никак не адаптированы под российский менталитет. Во-первых, упадок прежней системы образования. Нынешнее общество находится на таком уровне развития, когда пора уже отступить от преподавания как зазубривания фактов. Необходимо обучать детей находить данные, воспринимать ее и использовать на практике. А для этого необходимо не только лишь новые учебники для учащихся и пособий для преподавателей, но и самих педагогических работников. Второй проблемой образования в РФ называют чрезмерную теоретическую направленность. Воспитывая учёного-теоретика, мы делаем огромную нехватку узких специалистов. Получив хорошую теоретическую подготовку, мало кто может использовать полученные знания на практике. Поэтому, устроившись на работу, новые работники переживают серьёзную адаптацию, связанную с неосуществимостью сопоставить собственные знания с практической деятельностью. Третья проблема характерна не только для образования - это недостаточное финансирование. Отсутствие средств является причиной нехватки кадров в системе образования в целом по стране. Четвёртая проблема, которую особо остро начинают ощущать выпускники школ и студенты-первокурсники, это низкий уровень связи между этапами образования. Пятая проблема - увеличение спроса на вузы. Всё большее число вчерашних школьников стремится получить документ о высшем образовании.
Наиболее актуальные социальные проблемы для современной системы образования: 1. Недостаточная интенсивность и эффективность ученика в процессе обучения. Задача учителя - не только самому работать на уроке, а добиться продуктивной работы от ученика. 2. Учителя преувеличивают роль наблюдения и восприятия, используя иллюстративно-объяснительный характер обучения, тем самым фактически выключается мышление ученика, они «разучиваются думать». 3. Перегруженность учебных предметов. Мы пытаемся объять необъятное и затолкать в ребячьи головы нужное и ненужное в непомерных количествах. Загружается память, а не мышление. Знания в итоге непрочны, недолговечны, на практике не применимы. 4. С развалом пионерского и комсомольского движений в школе альтернативы так и нет до сих пор. Совсем разрушены прежние связи с шефствующими предприятиями и организациями. 5. Остро стоит вопрос о необходимости индивидуализации процесса обучения, о непременном учете возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, о соответствующей дифференциации знаний, оценок, а самое главное - программ. 6. Нежелание учителей работать по-новому с учетом последних достижений педагогики. Учителя просто не успевают за стремительными инновационными современными научными достижениями в области информационных технологий. 7. Исходными должны быть не интересы образовательного учреждения, а интересы ребенка и семьи. Школа призвана помогать семье в образовании ребенка, в воспитании доброго гражданина Отечества. Школа, основанная на православной традиции, позволяет детям всех национальностей войти в мировую культуру посредством русской культуры, создав условия для освоения своей национальной культуры.
На что должна обратить внимание современная школа? 1. Информационное обеспечение и сопровождение процесса обучения в современных условиях. 2. Гуманизация образования. Обеспечение свободного и всестороннего развития человека в процессе образования. 3. Установление оптимального и гармоничного сочетания гуманитарных, естественнонаучных, технических и других циклов дисциплин с целью развития в каждом обучающемся гуманитарной культуры. 4. Индивидуализация и дифференциация образования. Учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, создание условий для воспитания и обучения групп, обучающихся по определенным признакам.
Список литературы 1. Основы социальной работы» / под ред. П.Д. Павленюк. - М.: Инфра, 1998. 2. Садовский В.Н. Смена парадигм системного мышления // Системные исследования: методологические проблемы: ежегодник. 1992-1994. - М., 1996. - С. 64-78. 3. Голев Н.Д. Юридический аспект языка в образование / Межвуз: сб. научных трудов. - Барнаул, 1999. 4. Социальные проблемы для современной системы образования [Электронный ресурс]. Источник: Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 20 мая 2020 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2020. - 180 с.
|