На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности взаимоотношений в системе «педагог-учащийся» в современной образовательной организации
Особенности взаимоотношений в системе «педагог-учащийся» в современной образовательной организации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Сачкова М.Е.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(Москва, Россия)

Реализация личностно-ориентированного подхода, закрепленного в современном федеральном государственном образовательном стандарте, невозможна без создания социально-психологических условий, оказывающих наиболее благоприятное воздействие на развитие индивидуальности каждого учащегося. Достичь поставленной задачи можно только через построение эмоциональноположительных, доверительных, уважительных отношений между педагогами и их учениками.

По мнению Т.Г. Панариной, в основе данного процесса лежат эмпатические способности учителей, на которых строятся гуманные, искренние и безоценочные отношения [3]. В работах О.Р. Кокориной подчеркивается, что педагогическое взаимодействие необходимо акцентировать на каждом ученике, в первую очередь, на тех, кто хуже всего социализирован в своих ученических группах [2]. Чаще всего это происходит либо из-за нехватки опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми, либо из-за некоторых особенностей личности или поведения. Включенность педагога наиболее важной становится на стадии зарождения ученической группы. Именно на этом этапе учитель должен создать положительный климат, основанный на уважении, поощрении, понимании, а также проявить усилия по развитию креативного потенциала и инициативности его учеников.
К сожалению, в реальных условиях школы или вуза не всегда наблюдается подобная идеалистическая картина. Достаточно часто могут возникать противоречия и даже конфликты. Зачастую они обусловлены эмоциональным «выгоранием» учителей, а также их неспособностью или неготовностью конфликты предотвращать и грамотно решать. На негативные отношения с учениками, по мнению И.А. Чайковской, могут также влиять большая дистанция с учащимися, предъявление к ним завышенных требований и выставление заниженных оценок. Автор считает, что позитивное отношение педагога к самому себе вносит гармонию и в психологические отношения с учениками, способствует эмоциональному принятию и сотрудничеству [5]. Если учитель «открыт» своим ученикам, он становится более объективным, беспристрастным, лучше понимает мотивы поведения и потребности учащихся, а значит и лучше осознает свое личностное влияние на них.
Такие значимые факторы отношений, как кооперация, взаимная референтность, взаимная заинтересованность, открытость и доверие не возникают просто так, а формируются и развиваются в ходе специальной адекватно простроенной системы обучения и воспитания. Интересным в данном плане представляется исследование Т.А. Веревкиной, проведенное в педагогических колледжах [1]. Автором было отмечено, что только 8% студентов полностью удовлетворены своими отношениями с педагогами, при этом половина всех учащихся хотели бы их улучшить, а 42% совсем не устраивают отношения. Исследователь предполагает, что корни такой ситуации следует искать в низком уровне культуры общения, в том, что педагоги не знают продуктивных способов организации эффективного педагогического взаимодействия, а также это может быть связано с низким уровнем учебной мотивации и отсутствием интереса студентов к изучаемым дисциплинам. Еще одной проблемой является то, что обычно отношения строятся в логике формально-деловых, ролевых взаимосвязей. При таком типе общения потребности педагогов и учащихся часто не совпадают, обучение становится репродуктивным, инициативность обучающихся никак не поддерживается, индивидуальные способности не отмечаются, в результате чего ученик или студент превращается в объект воздействия или средство реализации сугубо личностных и профессиональных амбиций преподавателя.
В исследованиях Р.Х. Шакурова были выявлены механизмы отношения студентов ссузов к преподавателям: «бумеранг», когда симпатию испытывают к преподавателю, который сам относится с добротой и уважением, «дефицит», когда наиболее ценными становятся качества, которые отсутствуют у самого студента, «интерес», когда преподаватель является источником необходимой информации, с которым интересно общаться и во внеаудиторное время [6]. В результате исследования в рамках магистерской диссертации Л.А. Хайруллиной, проведенном под нашим руководством, было установлено, что студенты вуза больше всего ценят таких преподавателей, которые компетентны, коммуникабельны, хорошо образованы, умеют увлечь и сами при этом постоянно развиваются [4]. При этом больше всего авторитет преподавателя проявляется в учебной деятельности, во внеучебное же время студенты предпочитают обращаться за помощью к одногруппникам или родителям.
Таким образом, на современном этапе особо актуальным становится всестороннее исследование системы отношений «педагог- учащийся», ведь без учета ее психологических механизмов образовательный процесс становится непродуктивным и малоэффективным.

 

Литература
1. Веревкина Т.А. Межличностные отношения педагогов и студентов // Среднее профессиональное образование № 9, 1997. С. 29- 32.
2. Кокорина О.Р. Гуманистическое взаимодействие преподавателей и студентов как условие педагогического содействия адаптации студентов педагогического колледжа // Среднее профессиональное образование. 1997. № 9. С. 57-60.
3. Панарина Т.Г. Социально-психологические основы оптимизации межличностных отношений «учитель-ученик». Автореф. дисс. ...канд. психол. Наук. М., 1996.
4. Хайруллина Л.Т. Проявления феноменов власти и авторитета в системе отношений «студент-преподаватель» // Молодые исследователи образования. XVI Всероссийская научнопрактическая конференция. Том I. - М.: ФГБОУ ВО МГ1ШУ, 2017.
5. Чайковская И.А. Исследование взаимосвязи самоотношения учителя и педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик». Автореф. дисс. .канд. психол. наук. Самара, 2000.
6. Шакуров Р.Х. Психология межличностных отношений в ссуз. Казань, 1998.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.