Федоров В.В. Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва, Россия) В подростковом возрасте особенно ярко выражена потребность в индивидуализации [2].
Подростки стремятся быть не такими как все, быть отличными, стремятся «нащупать» своё истинное Я. Несомненно, что данному процессу способствует самопрезентация подростков, в том числе в ученических группах.
Под самопрезентацией, вслед за О.А. Пикулёвой, мы понимаем в различной мере осознаваемый и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления Я- информации в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации с учетом специфики социальной ситуации [1]. Самопрезентационное поведение на основе мотивов, которые за ним стоят, можно объединить в тактики самопрезентации. В свою очередь набор отдельных тактик может помогать реализовывать определенную самопрезентационную стратегию. Одной из распространенных классификаций стратегий и тактик самопрезентации является модель, предложенная С.-Ж. Ли с коллегами. Данная модель включает 12 тактик, 7 из которых - желание понравиться, запугивание, просьба/мольба, приписывание достижений на свой счёт, преувеличение собственных достижений, негативная оценка других, примероносительство - относятся к ассертивной стратегии, а 5 оставшихся - оправдание с отрицанием ответственности, отречение, оправдание с принятием ответственности, препятствование самому себе и извинение - относятся к защитной стратегии самопрезентации [3]. Целью нашего исследования является выявление специфики гендерных различий в тактиках и стратегиях самопрезентации подростков. В исследовании приняли участие 230 обучающихся подросткового возраста московской средней общеобразовательной школы с 6 по 9 классы (из них 104 мужского пола, 126 женского пола). Для измерения тактик и стратегий самопрезентации подростков использовалась Шкала измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли, М. Неслер, А.Корбетт, Дж. Тедеши. Адаптация и модификация проведена О.А. Пикулевой, В.В. Хороших, 2004). Выдвинутая гипотеза получила свое подтверждение: были выявлены статистически значимые различия в тактиках и стратегиях самопрезентации у подростков женского и мужского пола. Подростки мужского пола значимо больше, в отличие от подростков женского пола, демонстрируют тактики «оправдание с отрицанием ответственности», «оправдание с принятием ответственности», «отречение», «желание понравиться», «запугивание», «приписывание себе достижений», «преувеличение своих достижений», «негативная оценка других», «пример для подражания» и «ассертивную» стратегию самопрезентации. Подростки женского пола значимо больше, чем подростки мужского пола демонстрируют тактику «извинение». По тактике «просьба/мольба» и «защитной» стратегии есть тенденции к преобладанию их демонстрации у подростков мужского пола.
1. Пикулёва О.А. Психология самопрезентации личности: Монография. М.: ИНФРА-М, 2015. 320 с. 2. Социальная психология развития : учебник для бакалаври- ата и магистратуры / под ред. Н. Н. Толстых. М.: Юрайт, 2014. 3. Lee S.-J., Quigley B.M., Nesler M.S., Corbett A.B., Tedeschi J. Development of a self-presentation tactics scale // Personality and Individual Differences, 1999, 26, pp. 701-722.
Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |