На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности формирования аддиктивного поведения подростков
Особенности формирования аддиктивного поведения подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

А.В. Козлова
магистрант ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог
О.А. Холина канд. психол. наук, доц. ТИ имени А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)» г. Таганрог

В современном обществе в связи с наличием большого числа перемен социально-экономического характера наблюдается обострение проблем, связанных с ростом преступности, в частности среди подростков и детей, не достигших совершеннолетия. При этом, высокая степень опасности отклоняющегося поведения среди подростков связана с тем, что у них не сформированы приемлемые в социуме нормы поведения, в связи с чем, подростки воспринимают преступные действия как норму, в будущем же данное восприятие может привести к нестабильности в обществе.

Многие исследования психологии направлены на изучение и анализ особенностей аддиктивного поведения подростков. Присутствие высокого сосредоточения агрессивного поведения в обществе, при отсутствии объяснения такого сложного явления подчеркивают необходимость исследования аддиктивного поведения в современном мире, с нацеленностью на поиск, выявление и устранение особенностей, влияющих на негативное развитие подростков и их существование в обществе [3, 53]. Вышеназванные особенности обуславливают актуальность исследуемой темы и важность изучения вопросов, касающихся причин аддиктивного поведения с целью поиска решений для минимизации отклоняющегося поведения.
Социально-психологические механизмы и факторы формирования девиантного поведения несовершеннолетних изучались в работах отечественных авторов (А.И. Долгова, А.А. Реан, А.Е. Личко) и зарубежных авторов (М. Раттер, Ф. Райс и др.).
На основании исследований авторов, подробно изучающих девиантное поведение у подростков, можно говорить о том, что выявление причин, отклоняющегося поведения несовершеннолетних нужно начинать с анализа предпосылок, как индивидуальной, так и психологической направленности. При этом, девиантное поведение - это совокупность действий, которые имеют отклонение от общепринятой или предполагаемой нормы, вне зависимости от типа норм [4, 135]. Среди основных элементов, вызывающих девиантное поведение, можно выделить социальную среду, в которой ребенок растет и развивается.
Аддиктивное поведение представляет собой один из видов поведения разрушающего действия (деструктивное поведение), особенностью которого является стремление человека отстраниться от реальности, в которой он существует, имея направление на определенную деятельность или предмет. При этом под действием направленности происходит изменение психоэмоционального состояния, к которому прибегают с помощью приема различных веществ. Таким образом, аддиктивное поведение дает человеку возможность создания мнимой безопасности, иллюзии равновесия в жизни.
Характерным признаком аддиктивного поведения у подростков является наличие таких черт личности, как высокий уровень мотивов, направленных на достижение определенного успеха, низкая степень заинтересованности в наличии неудач, вне зависимости от места их локализации.
Подростки с аддиктивным поведением способны перенаправлять ответственность за события, имеющие неприятный характер, другим людям, или обвинять их в своих невезениях [1, 98]. Также, аддиктивные подростки считают, что их родственники не являются авторитетом в различных вопросах, отдавая предпочтение и наделяя высоким значением обстоятельства внешней направленности, к которым могут относится учителя, товарищи.
На сегодняшний день среди несовершеннолетних наблюдается рост числа девиантного поведения, которое характеризуется в действиях социума, в частности к данному поведению относится высокий уровень наркомании, алкоголизма, хулиганства среди подростков. По данным ВОЗ, в 2016 году около 73% подростков имело опыт употребления наркотиков, а 12% из них уже больны [5, 242]. К этому надо добавить, что увеличивается и рост числа проблемных семей, так или иначе сталкивающихся с проблемой зависимости и нуждающихся в квалифицированной и своевременной помощи. Помимо прочего, имеет место усиление вызывающего поведения по отношению к взрослым.
Наиболее критичными являются проявление жесткости и агрессивности, преступных действий среди детей и подростков, причем статистика данного поведения имеет неутешительные значения. Все чаще встречаются различные виды отклоняющегося поведения, в особенности участие подростков в формированиях организаций политической направленности, взаимодействие с незаконопослушными гражданами.
Большое значение в возникновении аддикций имеет такой фактор, как психологические травмы детского возраста и насилие над детьми, отсутствие заботы с предоставлением детей самих себе.
По мнению исследователей Холиной О.А., Петровой Е.Г., в возникновении аддиктивного поведения немаловажную роль играют недостатки внимания со стороны школы, не возможность найти подход со стороны учителей, изоляция от одноклассников [6, 7].
Аддиктивное поведение можно описать следующими последовательными этапами (согласно В. Кагану) [4, 125].
Первые пробы. Совершаются обычно под чьим-либо влиянием или в компании. Немалую роль здесь играют любопытство, подражание, групповой конформизм и мотивы группового самоутверждения. Глубинная мотивация восходит к присущей человеку потребности в изменении состояний сознания: вероятность того, что первые пробы перерастут в развернутый процесс формирования аддиктивного поведения и последующего перерастания в болезнь тем больше, чем меньше возраст при первых пробах и чем меньше потребность в изменении сознания удовлетворяется социально одобряемыми способами.
Поисковое аддиктивное поведение. Следующим за первыми пробами идет этап экспериментирования с различными видами психоактивных веществ - алкоголем, медикаментами, наркотиками, бытовыми и промышленными химикатами. Обычно оно присуще младшему подростковому возрасту. Для одних подростков важно их употребление как знак принадлежности к группе, для других - сам факт изменения состояния сознания («отруб», «отключка»), для третьих - качество вызываемых эффектов и особенности «кайфа». Как правило, этот этап разворачивается в компании и оформляется по алкогольному типу - для веселья, раскованности, обострения восприятия, снятия сексуальных барьеров, выражения отношения («не нюхаешь, значит, не уважаешь»).
Переход аддиктивного поведения в болезнь. Происходит под влиянием множества разнообразных факторов, которые можно условно разделить на социальные, социально-психологические, психологические и биологические.
Таким образом, особенности подросткового возраста обусловлены рядом трудностей, с которым сталкивается подросток в данный период. Как в организме, так и на психологическом уровне происходят перестройки, которые являются весьма значительными. В частности, происходит изменение социального взаимодействия, интересов, позиций в области нравственности и морали. При этом главным элементом развития подростка выступает его активность в социуме, которая имеет направление на изучение и постепенное вхождение в мир, в котором существуют взрослые.
На сегодняшний день проблема аддиктивного поведения среди подростков становится наиболее остро, данная проблема до сих пор не имеет решения и эффективных методов борьбы, распространяясь глобальными темпами. При этом, причиной появления аддиктивного поведения у подростков может служить отношения в семье, окружение, школа. Зачастую дети, которые имеют высокие потребности, находятся в поисках путей достижения целей, поставленных перед собой. Однако при невозможности найти такой путь, они замыкаются в себе и в качестве утешения прибегают к концентрации внимания на различных предметах, будь то компьютер, вредные привычки, алкоголь или наркотики.
Помимо прочего, на основании существующей модели становления аддиктивного поведения подростков, возможно выявление данного поведения на первоначальной стадии, что осуществимо при повышенном внимании родителей к ребенку, их заинтересованность в развитии. Так, родители должны быть способны определить, употребляет ли их ребенок различные вещества негативного воздействия. Ведь именно родители и ближайшие родственности способны помочь подростку в борьбе с пагубными привычками, проявляя терпение и настойчивость в данной борьбе.

 

Библиографический список
1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: учеб. пос. / [Т.П. Авдулова и др.]. - М.: Академия, 2014. - 329 с.
2. Гилева, Н.С. Психология девиантного поведения: учебно-метод. пос. / Н.С. Гилева; Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта: изд. 2-е, испр. и доп. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2012. - 128 с.
3. Гуревич, П.С. Психология: учеб. / П.С. Гуревич. - М.: Инфра-М, 2015. - 330 с.
4. Мандель, Б.Р. Аддиктология (ФГОС ВПО): учеб. пос. / Б.Р. Мандель. - М.: Директ- Медиа, 2014. - 536 с.
5. Рогов, Е. И.Настольная книга практического психолога. Комплект в 2-х ч. / Рогов, Е.И. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2017. - 216 с.
6. Петрова, Е.Г., Холина, О.А. Психологический портрет подростков, входящих в «группу
риска» по возникновению наркотической зависимости / Вестник Таганрогского государственного педагогического института, 2017. - № 2. - С. 139-149.
7. Холина, О.А. «Трудные дети» как группа риска по развитию аддиктивного поведения /
Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения / сб. мат. I Региональной научно-практич. конф. Таганрог. ин-та имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 25 октября 2017 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ) 2018. - С. 101-103.
Источник: Актуальные проблемы профилактики аддиктивного поведения: материалы II-й Региональной научно-практической конференции Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». 20 октября 2018 г. - Ростов н/Д.: Изд-во РГЭУ (РИНХ), 2019. - 311 с. -

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.