Чернова Елена Анатольевна, эксперт - психолог отделения психофизиологической диагностики военно - врачебной комиссии-1 (ФКУЗ МСЧ - 74 ФСИНН России) Идея написания данной статьи возникла в результате взаимодействия с молодыми людьми в рамках профессионального общения при проведении психологических исследований кандидатов, поступающих на службу в уголовно-исполнительную систему. В своей профессиональной деятельности фокус внимания автора был направлен на категорию: молодые люди, поступающие на очное обучение в ведомственные ВУЗы.
В экспертной работе определяется степень психологической зрелости и готовности к обучению в условиях УИС данной категории населения и важным моментов являются как личностные особенности, так и мотивационная направленность, основные намерения. И что же мы получаем в самом начале самостоятельного взрослого жизненного пути молодого человека? Совсем небольшое количество кандидатов, поступающих на очное обучение, способны осознавать смыслы своего дальнейшего обучения в ВУЗах силовых структур, а также невысока способность осознавать самих себя, определить кто они есть, определить своё место в этом Мире. Противоположное впечатление производят молодые люди, но их небольшое количество, которые занимались и занимаются на момент обследования различными духовными практиками , различными видами восточных единоборств. Они мотивированы и имеют позитивные намерения. Способны осознавать смыслы на протяжении своего жизненного пути, с твердой убеждённостью и верностью своему предназначению. Что же является смыслами? А это и есть «духовная» составляющая личности. Тема духовности объёмная, многомерная, многоаспектная. В данной статье мы сможем лишь чуть- чуть прикоснуться к пониманию этой категории. Анализ научных и ненаучных изданий, посвящённых изучению процессов развития и формирования личности, роли воспитания и образования, убеждают в том, что данные процессы изучались с разных сторон в работах как зарубежных, так и отечественных исследователей, где в определенной степени затрагиваются вопросы становления нравственности, нежели духовности у подрастающего поколения. Это обусловлено тем, что духовно - нравственное формирование личности больше было отдано педагогике. В педагогике же духовность рассматривалась исключительно как воспитание нравственное. Следует понимать, что определение феноменов категорий духовности и нравственности, которые мы рассматриваем, имеет определённую психосемантическую нагрузку, имеет концептуальную основу той парадигмы, в рамках которой оно изучается. Из этого следует, что необходимо определиться с понятиями. Определившись с понятиями, перед нами выстроится структура концептуального знания, которая поможет придерживаться определённой парадигмы и выстраивать обучающие психолого - педагогические технологии, способные помочь развитию в области духовного формирования личности. В самом раннем детстве ребёнком начинают осознаваться жизненные смыслы. В те моменты, когда он проживает состояние страха, он открывает для себя смыслы существования, жизни (С. Гроф). Первыми кто окружает ребёнка - это родители, а затем социум. Все окружающие его персонажи за весь период развития и формирования личности создают плотное сознание в виде рамок, шаблонов, установок, отождествлений, обусловленностей, страхов. Одним словом, задаются навязанные ценностные системы, навязанные модели поведения и стереотипы из которых выйти человеку самому, у него формируется навязанная картина Мира, навязаны «карты» и «программы». Истина его, естественность «запрятана» - неявная, спрятана глубоко. Следовать в согласии со своей истинной природой и есть духовность. Рассуждая по поводу определения понятия «Духовность», «Душа» есть понимание, что они производные от слова «Дух» и имеют очень древние корни. Этими понятиями определялась субстанциональная основа, отличная от понятия «материя». Таким образом, нематериальное есть духовное. Целью духовного воспитания является формирование смысловой деятельности, которую можно определить как выработку человеком собственных смыслов в процессе индивидуального понимания им связей, причин, ценностей, Мира, самого себя, других. Смысловая деятельность не всегда имеет материальный результат, её продуктом могут быть отношения, идея, цель, поступок и т.п. Смысловую деятельность можно рассматривать в качестве механизма становления человека как духовного существа. По мнению К. Уилбера «духовность существует в пространствах: психологическом, социальном, экзистенциальном, трансцендентном. Она может быть проявленной и непроявленной. Она больше, чем официозная религия. Когда происходит разотождествление с телом, стираются границы между телом и Духом, уходит представление о дихотомичности Мира». Следовательно, можно говорить, что духовность - это идеальная потребность познания человеком сущности своего предназначения, в которой выражается стремление личности преодолеть конечность своего бытия, а также необходимость строить взаимоотношения с окружающим миром на основе единства свободы, любви, творчества, красоты, добра и истины. Между духовностью и нравственностью, несомненно, существует связь, что и служит причиной недостаточно чёткого их различия. Между тем понятия «духовность» и « нравственность» не идентичны. И та и другая категория раскрываются по мере духовного возвышения человека. Если духовность задаёт смыслы, то нравственность - правила и способы действия: «Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своими духовными началом, это способы и приёмы передачи вовне своего внутреннего духовного мира» ( священник Алексий Мороз. Словарь по этике дает следующее толкование нравственности - это «область практических поступков, обычаев, нравов... сфера нравственной свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами...». В педагогической науке нет единого похода к определению сущности духовно - нравственного воспитания. «Нравственность» понимается как благонравие, согласие с абсолютными законами правды, долгом, честью, чистой совестью. Иначе сказать, что нравственность - это отношение человека к человеку. Опираясь на рассмотренные выше понятия, руководителям процесса воспитания и обучения подрастающего поколения стоит стать обладателями духовностью и нравственностью. Следовательно, стоит понимать необходимость исключения из взаимодействия с ребёнком той парадигмы воспитания, которая предполагает жёсткое навязывание качеств, соответствующих идеалам воспитателя, что и считается педагогическим воздействием. Такой подход ставит ребенка в положение пассивного объекта и ведет к нивелированию личности, которой навязываются взгляды, убеждения, поведение, удобные той или иной социальной системе. На наш взгляд развивающая парадигма рассматривает воспитание как помощь ребенку в его развитии, предоставляет возможность свободы выбора, раскрытии внутреннего потенциала. При таком подходе обе стороны становятся равными субъектами образовательного процесса. Данный подход будет иметь все основания являться, поистине, духовно - нравственным воспитанием личности.
Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: сб. материалов Всерос. симпозиума психологов (Рязань, 9-10 апр. 2020 г.) с междунар. участием (Россия, Республика Республика Казахстан, Китай) / под общ. ред. Д. В. Сочивко - Рязань : Академия ФСИН России, 2020. - 1019 с. |