На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Значимость профориентации для формирования правильных профинтересов у детей старшей школы
Значимость профориентации для формирования правильных профинтересов у детей старшей школы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Аннотация: в статье рассматривается значимость профориентационной работы в школе в контексте профессиональной нереализованности большого числа россиян.

Ключевые слова: профориентация, профориентационная работа, профессиональные интересы.


Проблема формирования адекватных профессиональных интересов у школьников имеет большое значение для сегодняшнего рынка труда.

По данным исследования, проведённого ВЦИОМ в 2019 г. [3], более четверти россиян (28%), имеющих образование не ниже среднего профессионального, никогда не работали по специальности. 48% работали по специальности больше пяти лет, 16% - более года, 6% - менее года, после чего эту работу оставили.
Более того, на момент опроса по специальности, на которую обучались, работали только 51% респондентов. 20% опрошенных, не реализующих себя на поприще имеющейся у них профессии, ответили, что нашли себя в другой сфере деятельности. Эти данные позволяют нам предположить, что выбор профессии и учебного учреждения, сделанный этими респондентами ещё в школе, был неверным. А значит, работа по профессиональной ориентации, проводившаяся на базе образовательного объединения, не была достаточной для того, чтобы сформировать профессиональные интересы, которые и определили бы дальнейший образовательный маршрут и профессиональный план человека.
Рассмотрим, как в настоящее время определяется профориентация и из каких компонентов состоит профориентационная работа.
В Постановлении Правительства РФ от 27 сентября 1996 г. №1 «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации» [8] даётся следующее определение: «Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда». Таким образом, профориентационная работа по своей значимости ставится в один ряд с предметами образовательной программы, поскольку её адекватная реализация определит дальнейшую деятельность школьника: то, каким будет его следующий уровень образования, каким он видит свой профессиональный план.

 

Данный нормативный документ определяет 5 основных направлений профориентационной работы:
1) предоставление информации о состоянии рынка труда, потребности в кадрах, появлении новых профессий и возможностях профессиональноквалификационного роста в процессе трудовой деятельности;
2) профессиональное консультирование для выбора профессионального пути человека с учетом его возможностей и психологических особенностей;
3) помощь в самопознании, формирование и предоставление рекомендаций по выбору возможной профессиональной сферы на основе результатов проведенной диагностики, с учетом возможностей и психологических особенностей человека;
4) определение степени профпригодности человека в соответствии с нормативными требованиями профессии;
5) социальная, производственная и профессиональная адаптация работника [8].


В контексте профориентационной работы со школьниками, актуальность имеют только три первых пункта, то есть информирование, консультирование и помощь в самопознании. Важность последнего подтверждает исследование сформированности профессиональных предпочтений у подростков 8-11 классов, проведенное специалистами Института социально-экономического развития территорий РАН А.В. Короленко и О.Н. Калачиковой [6]. Его результаты показали, что ключевыми проблемами формирования адекватных профессиональных интересов являются отсутствие знаний о собственных способностях и возможностях, понимание требований, предъявляемых к профессии и невозможность сопоставить эти два параметра.
В новейших отечественных статьях профориентационную работу определяют в общих чертах, как «целенаправленно организуемое взаимодействие взрослых и детей, которое позволяет самоопределяющейся личности лучше ориентироваться в сложном и многообразном мире профессий и потребностях общества в воспроизводстве социально-профессиональной структуры» [7]. Следовательно, результат профориентационной работы - это ребёнок, адекватно осознающий свои возможности и способности, соотносящий их с предпочтительным видом профессиональной деятельности, имеющий мотивацию к труду и достижению личного успеха.
Статья 66.3 Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г. определяет профориентацию как одно из направлений среднего общего образования: «Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [4].
В условиях, когда каждый второй респондент не работает по своей специальности [3], мы не можем говорить о том, что профориентационные мероприятия в система школьного образования не работают должным образом. Ретроспектива профессионального пути такого респондента наглядно покажет нам, что он не реализовал себя либо по причине того, что неправильно оценил свои силы и не осознал свои истинные интересы, либо его финансовые и профессиональные ожидания от специальности не соотносились с реальным положением на рынке труда. Обе обозначенные проблемы вполне решаемы на этапе школьных профориентационных мероприятий.
В настоящее время в нашем обществе происходят стремительные изменения - ежегодно появляются десятки новых профессий [1], изменяются формы ведения бизнеса. Карантин оптимизировал экономическое пространство, сделав его ещё более информационно-ориентированным. И задача профориентации - добиться того, чтобы выпускник школы хорошо осознавал собственные профессиональные интересы, возможности и способности, знал, как применить их в поле открывающихся перед ним возможностей.
Одной из основных причин того, почему современная школа не может эффективно выстроить профориентационную работу, исследователи называют отсутствие эффективного взаимодействия между системой образования и работодателями, а именно - не соответствие модели подготовки кадров запросам рынка труда [6]. Эта причина обуславливает то, что в потребностях современных работодателей не ориентируются педагоги и психологи, которые непосредственно осуществляют профориентационные мероприятия. В итоге мы получаем выпускников школы, имеющих неверные или не сформированные вовсе представления о текущем состоянии рынка труда. Следовательно, неверные представления о профессиональных сферах и трудовой деятельности формируют у школьников профессиональные интересы, не адекватные текущей экономической ситуации.
Характеризовать термин «профессиональные интересы» гораздо сложнее, чем термин «профессиональная ориентация», поскольку его значение не закреплено законодательно. Понятие «интерес» определяется разными исследователями и как внимание, и как потребность, и как мотив, и как отношение к различным областям знаний, которое можно измерить опросниками или другими инструментами, такими как Инвентарь Стронга - Кэмпбелла или Обозрение Кьюдера [5]. Г.К. Бисерова в своей статье отмечает, что интересы, в том числе и профессиональные, у детей среднего школьного возраста нестабильны, потому выбор профессионального пути и дальнейшего учебного маршрута зачастую оказывается ничем не обоснован. Период реалистической оптации, приходящийся на старший школьный возраст, становится отправной точкой формирования профессиональных интересов, напрямую связанных с видением собственного будущего, места в мире, успеха [2]. Исходя из этого, можно отследить прямую зависимость, согласно которой наиболее адекватный образовательный маршрут и профессиональные интересы имеют ученики старшей школы, в подростковом возрасте ставшие участниками эффективных профориентационных мероприятий, познакомивших их с реальной структурой ранка труда и спецификой современных профессий.
Неотъемлемым фактором успешной интеграции в общество, социализации и реализации собственного трудового потенциала является трудоустройство молодого специалиста в соответствии с полученным образованием и последующее развитие в выбранном профессиональном поле. Стоя на пороге самостоятельной жизни, школьники ищут своё место в мире профессий, соотнося собственную систему ценностей, самооценку, уровень притязаний и предпочтения с видами школьной деятельности и эмоциональной привлекательностью определенной профессии. Потому поиск методов качественного проведения профориентации и формирования адекватных профессиональных интересов школьников является значимой проблемой.

Список литературы
1. Атлас новых профессий 3.0 / под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. - М.: Интеллектуальная литература, 2020. - 456 с.
2. Бисерова Г.К. Профессиональные интересы старшеклассников в контексте гендерных исследований / Г.К. Бисерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019
3. ВЦИОМ. Большая зарплата или работа по специальности?
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 г.
5. Корсини Р. Психологическая энциклопедия. - 2-е изд. / Р. Корсини, А. Ауэрбах. - СПб.: Питер, 2006. - 1876 с.
6. Короленко А.В. Сформированность профессиональных предпочтений как фактор социализации детей подросткового возраста / А.В. Короленко, О.Н. Калачикова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016 профориентации обучающихся [Текст] / М.П. Нечаев, С.Л. Фролова // Гуадеамус. - 2017. - №2
8. Постановление Правительства РФ от 27 сентября 1996 г. №1 «Об утверждении Поло
жения о профессиональной ориентации и психологической поддержки населения в Российской Федерации»
9. Толстова Н.С. Профессиональная ориентация как акт самоопределения молодого поколения в современных условиях / Н.С. Толстова, М.В. Чапаева, Т.В. Рыжкова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018

Источник: Педагогика, психология, общество: новая реальность : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 января 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 364 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.