Рохкина А. И. Статья посвящена проблеме недостаточной разработанности вопроса изучения психологических особенностей участников буллинга в образовательной среде. Дается характеристика «буллинг-структуры», в которую включены обидчики, их жертвы и свидетели. Рассмотрены взгляды отечественных и зарубежных исследователей, в которых в большей или меньшей степени давалась бы характеристика буллинга иди его участников.
Ключевые слова: буллинг, жертвы, обидчики, свидетели.
Personal features of participants in the bullying educational environment The article is devoted to the problem of inadequate elaboration of the issue of studying the psychological characteristics of participants in the bullying in the educational environment. A characteristic of the "bullying structure" is given, which includes offenders, their victims and witnesses. The views of domestic and foreign researchers, in which, to a greater or lesser extent, the characteristics of the Bullying or its participants were considered. Key words: bulling, victims, offenders, witnesses.
E. Roland (1989) описывает «буллинг-структуру» - социальную систему, включающую обидчиков (преследователей, агрессоров, хулиганов), их жертв и свидетелей (наблюдателей). Каждый участник системы имеет собственную точку зрения на происходящее [1]. В исследовании Д.Е. Щипановой выделены компоненты бул- линга, к которым относятся: агрессивность; интолерантность; конформность; социальная изолированность; склонность к девиантному поведению и различные типы межличностных отношений [1]. Такой подход концентрируется на содержательных характеристиках процесса буллинга и психологических особенностях его участников. D. Olweus (1994) утверждает, что «обидчики» могут быть охарактеризованы как обладающие высоким потенциалом общей агрессивности. Они нападают, так или иначе, не только на своих жертв, но и также на своих учителей, на родных. Они проявляют более положительное отношение к агрессии, чем «свидетели» и чем «жертвы». У них отмечается недостаток в проявлении эмпатии к «жертвам» и высокая потребность в доминировании над другими [2]. «Обидчики» испытывают сильную потребность управлять другими и получать удовлетворение от подчинения других. D. Olweus также установил, что «обидчики» ощущают себя успешными и самоуверенными. В исследованиях К. Kmar, С. Lee (1999) установлено также, что «обидчики» обладают положительным самоотношением [3]. Однако некоторые ученики участвовали в буллинге, потому что так поступали в референтной для них группе. Пользуясь терминологией В.П. Марищук, происходит взаимное «психологическое заражение» и взаимная стимуляция, желание показать свою активность друг перед другом, что определяет рост агрессивности [4]. «Обидчики» обычно обладают более высоким социометрическим статусом в своей группе, чем «жертвы». Отсюда следует, что буллинг служит оружием тому, кто пытается доминировать над другими. Статус, власть, конкуренция и потребности играют в буллинге не последнюю роль. Поведение в ситуации буллинга провоцирует отрицательные последствия не только для «жертвы», но и для «обидчика». В отличии от других агрессивных действий, которые включают единичные или краткосрочные нападения, буллинг, как правило, происходит непрерывно в течение длительного периода времени, надолго оставляя «жертву» в состоянии тревожности и страха. «Жертвы» часто переживают психологическое насилие над их личностью, изоляцию и одиночество, ощущение опасности и тревоги. Все эти проявления являются результатом воздействия атмосферы, которая окружает «жертву» буллинга. Буллинг включает в себя несоответствие силы и власти, что приводит «жертву» в состояние, в котором она не способна эффективно защищаться от отрицательных воздействий. «Жертвы» отличаются социальной отрешенностью, склонностью уклоняться от конфликтов. Они характеризуются как чувствительные, замкнутые и застенчивые люди с проявлениями разнообразных психосоматических симптомов, повышенной тревожностью и депрессивностью, низкой самооценкой и неуверенностью в себе, с преобладанием неконструктивных стратегий совладания со сложными ситуациями. «Жертвы» буллинга склонны проявлять симптомы депрессии и другие подобные отрицательные эмоциональные переживания [5]. Указанные выше особенности «жертв» позволяют разделить их на две категории: покорная и агрессивная «жертва». Фактически агрессивная «жертва» обладает всеми теми же чертами, что и «обидчики». Они совершают агрессивные действия против других, и в то же время они являются «жертвами» буллинга. Согласно D. Olweus (1995) покорные «жертвы» более тревожны и неуверенны, чем обычные ученики, и проявляют тенденцию быть более осторожными, сензитивными, склонными к уходу в себя. Их типичная реакция на буллинг состоит в том, чтобы попытаться избежать мучителей. Им свойственно негативное самоотношение, они склонны находиться в одиночестве, не проявлять агрессии и отдаляться от группы школьников. Они страдают от низкого чувства собственного достоинства, часто представляют себя неудачниками, глупыми, стыдливыми и непривлекательными. У них обычно нет единственного близкого друга в классе. Соответственно, они чувствуют себя одинокими и покинутыми в школе. В целом они имеют отрицательное отношение к насилию и препятствует использованию агрессивных средств. Р. Уолтерс считает, что жертвами буллинга могут стать подростки со следующими личностными чертами: боязливость, неловкость, заниженная самооценка или чувство собственной неполноценности; стеснительность, необщительность, трудности в коммуникации. В то время проявлять буллинг в своем поведении к сверстникам могут подростки, которые агрессивны по отношению к своим родителям, учителям, братьям, сестрам, сверстникам; верят в свою силу; пользуются популярностью у противоположного пола («мачо»); проявляют независимость; практически не испытывают стыда и чувства вины; не склонны к проявлению эмпатии [6]. Агрессивные «жертвы» описываются сверхагрессивными и эмоционально нестабильными. В ситуации буллинга они характеризуются комбинацией из тревожных и агрессивных реакций. Они легко раздражаются и впадают в состояние гнева, легко поддаются провокациям. Их легко охватывают неприязненные чувства и провакационные ситуации, и они становятся неспособными правильно интерпретировать намерения или высказывания. Исходя из этого, они и похожи и отличаются от «обидчиков» и покорных «жертв». Они агрессивны, как «обидчики», но не используют агрессию в качестве инструмента для достижения цели. Однако агрессивные «жертвы» не только начинают сопротивляться буллингу, но также привлекают других в эту ситуацию. Они используют агрессию в качестве мести за провокацию со стороны ровесников, которых воспринимают как угрозу. В любом случае такое поведение агрессивной «жертвы» является эмоциональной реакцией на буллинг, а не продуманным расчетом. К. Ekman отмечает, что агрессивные «жертвы» склонны к более низкой самооценке, низкой степени социальной поддержки. Это крайне важно, потому что социальная поддержка имеет буферизующий эффект в напряженной ситуации и помогает справиться с пей. Позитивные отношения с другими минимизируют психологическое воздействие ситуации и оптимизируют регуляцию поведения человека. Согласно К. Kmak и С. Lee (1999) «обидчики» значительно более склонны быть жертвами. Кроме того, поддержка одноклассников прогнозирует тенденцию ученика стать «жертвой» буллинга. Агрессивные «жертвы» наименее популярны среди детей и наиболее отвержены сверстниками. Агрессивные «жертвы» обычно - мальчики [7]. Lister (1990) уделяет внимание позиции «жертвы» буллинга, проводя параллели с другими формами жестокого обращения: все пострадавшие склонны испытывать стыд и неуверенность в себе, но и предпочитают не сообщать об издевательствах [8]. Как отмечает Д. Лейн, выделение характерологических черт «свидетеля» является наиболее сложной задачей. Это обусловлено тем, что в ситуациях буллинга в роли «свидетелей» оказывается большинство детей во всем своем многообразии и разнородности. Kelly (1990) доказано, что в результате ощущения собственного бессилия их самооценка заметно снижается. Askew (1998) отмечает, что от травли страдает не только «жертва», но и все окружающие, которые бессильны дать отпор «обидчику» [9]. Другие психологи уделяют внимание не столько индивидуальным свойствам ребенка, сколько его положению в группе. Те дети, которые активно не включены в общегрупповые процессы, держаться особняком, менее общительные, как правило, являются аутсайдерами, и их (иногда более одаренных и талантливых, - это совершенно не важно) не любят в группе. В таких случаях находится кто-то, кто берет на себя роль исполнителя групповой роли. В результате возникает буллинг. Зарубежными исследователями предпринимались попытки воссоздания некоего типологического портрета носителей ролей в ситуации буллинга в образовательной среде. К сожалению, на данный момент в науке существует немного исследований направленных на изучение влияния социальных, познавательных и экологических детерминант тенденции стать «обидчиком» или «жертвой». Остается неясным, какой из факторов, названных выше, играет наиболее важную роль не только в предсказаниях поведения в ситуации, но также и различения психологических особенностей «обидчиков» и «жертв» буллинга. В результате данных исследований характеристик участников буллинга можно остановиться на обобщенном описании личностных особенностей «жертв» и «обидчиков» (таблица).
Таблица - Психологические характеристики «жертв» и «обидчиков» в образовательной среде
Участники буллинга
|
Психологические характеристики
|
«Жертвы»
|
Социальная отрешенность, склонность отстраняться от конфликтов, сензитивность, замкнутость, застенчивость, соматическая ослабленность, тревожность, склонность к депрессии, заниженная самооценка, неуверенность в себе, преобладание неконструктивных стратегий совладания, сниженная учебная мотивация, социальные проблемы (хвастливость, игнорирование), осторожность в общении, уход в себя (эскапизм), негативное самоотношение, низкий/высокий уровень агрессии, низкое чувство собственного достоинства, низкая степень социальной поддержки
|
«Обидчики»
|
Высока общая агрессивность, положительное отношение к агрессии, недостаток эмпатии, высокая потребность в доминировании, успешность и самоуверенность, позитивное самоотношение, относительно высокий социометрический статус
|
Теоретический анализ психологических исследований позволил выделить и систематизировать личностные особенности детей, участников буллинга и следующие характеристики: особенности самоотношения, уровень развития коммуникативных способностей, враждебность и агрессивность в межличностном взаимодействии, социометрический статус ребенка, уровень и направленность аффективных переживаний, наличие социальной поддержки, специфика поведения в конфликтной ситуации. Исходя из представленных данных, мы можем констатировать разрозненность представлений о психологических характеристиках участников буллинга в образовательной среде. Выявленные нами особенности не дают возможности обобщенного представления образа «жертвы» или «обидчика». Стоит отметить также некоторое превосходство «жертв» булл и ига в плане исследовательского интереса авторов. В результате теоретического анализа нами обнаружено значительно меньше психологических характеристик «обидчиков» в ситуации буллинга в образовательной среде. Данный факт указывает на недостаточную разработанность проблемы изучения психологических особенностей участников буллинга. Обратим внимание также на неразработанность проблемы буллинга в образовательной среде в нашей стране. Нам удалось найти несколько работ отечественных и зарубежных исследователей [9-12], в которых в большей или меньшей степени давалась бы характеристика буллинга или его участников. Тем самым мы видим, что актуальность изучения проблемы буллинга в образовательной среде в большей степени касается исследований этого феномена на российской выборке. Поэтому, изучая проблему буллинга, необходимо учитывать, кто его осуществляет, четко определить психологические характеристики участников.
Список использованной литературы 1. Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография / ИЛ. Баева. - СПб.: СОЮЗ, 2002. - 271 с. 2. Luthar S.S. The construct of resilience: A critical evaluation and guidelines for future work / S.S. Luthar, D. Cicchetti, B. Becker // Child Development, 2000. - № 71. 3. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы / И.Г. Малкина-Пых. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2006. - 1008 с. 4. Smith, R.G. Bullying: prevalence, subtypes, developmental trends, and the effect of gender: dis. ... doc. of philos. degree: 09.00.13 / R.G. Smith. - Mississippi, 2005. - 133 p. 5. Прудникова, M.C. Психолого-педагогические детерминанты безопасного поведения детей в образовательной среде / М.С. Прудникова // Актуальные проблемы психологического знания. - 2010. - № 1. - С. 87-92. 6. Ясвин, В.А. Экспертиза школьной образовательной среды /B. А. Ясвин. - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с. 7. Мерцалова, Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? / Т. Мерцалова // Директор школы. - 2008. - № 3. - С. 25-32. 8. Алексеева, Л.С. Насилие и психическое здоровье детей / Л.С. Алексеева // Семья в России. - 2006. - № 2. - С. 73-80. 9. Баева, П.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды / П.А. Баева // Пзв. рос. гос. ун-та им. А.И. Герцена. - 2010. - № 128. -C. 27-39. 10. Маланцева, О. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92. 11. Batsche G.M. Bullies and their victims: Understanding a pervasive problem in the schools / G.M. Batsche, H.M. Knoff // School Psychology Review. - 1994. -№ 23(2). -P. 165-174. 12. Besag, V.E. Bullies and Victims in Schools, Milton Keynes / V.E. Besag. - Open University Press, 1989. Источник: Буллинг в условиях образовательной среды: Б90 межкультурный аспект : монография / Н.В. Кухтова [и др.] ; под ред. Н.В. Кухтовой, С.М. Шингаева. - Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2018. - 172 с.
|