Маринова Т.Ю. Московский государственный психолого-педагогический университет (Москва, Россия)
Половое воспитание - это часть общего воспитания человека, но c давних пор эта проблема относилась к числу пренебрегаемых и даже изгоняемых областей педагогики и психологии. Обсуждение этой темы всегда отличалась большой неопределённостью и закрытостью. Педагогическая общественность не только в России, но и во многих других странах придерживается мнения, что школьникам необходимо нравственное воспитание «с элементами полового воспитания», а не сексуальное просвещение.
Проблема полового воспитания, бесспорно, является актуальной в наши дни, её реализация поможет решить проблемы подростковых беременностей, абортов, заболеваний передающихся половым путем. Во многих странах Европы уроки полового просвещения проводятся даже в младших классах обычных школ. В их программу входит информация о контрацепции, профилактике венерических заболеваний и формирования сексуальности человека. При этом средний возраст первых сексуальных контактов там не ниже, а даже выше, чем в других странах, а подростковые роды, например в Голландии, встречаются реже всего в мире. Также ниже процент заболеваемости венерическими заболеваниями и ВИЧ [1,3]. Многие педагоги и психологи согласны, что у детей необходимо вырабатывать правильное отношение к половым вопросам, однако единого мнения о том, чему, где и кто этим должен заниматься - нет. Программы и учебные пособия по половому воспитанию разнородны по характеру включаемого в них материала, не ведется подготовка специалистов, способных заниматься подобной работой в подростковой среде. Половое воспитание - это комплекс психолого-педагогических, медико-биологических и социально-гигиенических мероприятий, проводимых с детьми и подростками, одной из задач которого является гармоничное развитие здорового подрастающего поколения, формирование нормального полового поведения и репродуктивной функции, содействие укреплению как морально-нравственных, так и физиологических основ семьи и брака. Поэтому его необходимо начинать как можно раньше и включать в школьные программы. Сексуальное просвещение является очень важным, но не единственным компонентом полового воспитания, основная цель которого научить подрастающее поколение быть ответственным за свое поведение[2]. При различных опросах, подростки указывают не родителей, а своих сверстников, телевидение и различные журналы как источники сексуальной информации. Родители, чаще всего, не хотят и не знают как, говорить со своими детьми о сексуальном поведении и его последствиях. Нами было проведено анкетирование родителей, чьи дети обучаются в начальной школе с целью выявления уровня их знаний по данной проблеме, степени актуальности вопроса полового воспитания в семье и школе, определения степени заинтересованности данной темой и готовности обсуждать вопросы взаимоотношений полов с подрастающими детьми. В результате опроса родителей было выявлено, что большинство из них (70%), считают, что недостаточно внимания уделяют проблеме полового воспитания своих детей, и видят необходимость в грамотной педагогической помощи в данном вопросе. Некоторые (20%) считают, что слишком рано в младшем школьном возрасте заниматься половым воспитанием. Такие родители участвуют в подобных разговорах лишь тогда, когда вопросы начинает задавать ребёнок, и обычно не готовы отвечать на них. Только некоторые из родителей читают с детьми популярную литературу по вопросам различия мальчиков и девочек, и могут отвечать на их вопросы. Подводя итог, можно сказать, что современные родители считают проблему полового воспитания своих детей актуальной, но не все они умеют передавать необходимые знания своему ребёнку: объяснить факт рождения человека, рассказать ему об особенностях взаимоотношений мужчины и женщины. Кроме того, проблема полового воспитания в школе усугубляется тем, что в связи с отсутствием программы, четко определяющей содержание и основные принципы полового воспитания, многие родители боятся, что вместо полового воспитания и просвещения на уроках будут пропагандироваться идеи, далекие от их представлений о морали и нравственности. В связи с этим, конечно необходимо создавать специальные программы и готовить профессионалов, способных обсуждать как с детьми, так и с их родителями, волнующие их проблемы. Такими людьми могли бы быть школьные медицинские работники, но часто они, не имея педагогических знаний и не зная детской психологии, не могут найти общего языка с детьми, поэтому подготовка специалистов в данной области является актуальной.
Литература 1. Социальная психология образования (учебное пособие) - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2015 2. Феоктистова С.В., Рожкова Г.И., Маринова Т.Ю. Диагностика функционального развития. Программа спецкурса. М., 1999 3. Феоктистова С.В., Васильева Н.Н., Маринова Т.Ю. Психология. М.: Академия, 2009 Источник: Социальная психология в образовательном пространстве. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (24-25 октября 2017 г.). - М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2017. - 472 с. |