На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Развитие навыков взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью
Развитие навыков взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Залыгаева Светлана Александровна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: в статье рассматривается проблема взаимодействия старших дошкольников с повышенной тревожностью. Приводятся результаты исследовательской работы по диагностике уровня тревожности и навыков взаимодействия со сверстниками и взрослыми старших дошкольников, а также опыт реализации программы по развитию навыков взаимодействия старших дошкольников с повышенной тревожностью.


Ключевые слова: старшие дошкольники, взаимодействие, тревожность, развивающая программа.

Высокий уровень культуры общения и навыков взаимодействия является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особой значимостью обладает проблема развития культуры общения, культуры речи, навыков взаимодействия.
Недостаток навыков социального взаимодействия ведет за собой отставание в личностном развитии, снижение адаптации к новым условиям жизнедеятельности, такие дети выглядят замкнутыми, неуверенными в себе. На таком фоне могут закладываться вторичные нарушения, связанные с личностным развитием детей, их эмоциональным развитием.
Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Данное обстоятельство определяет потенциальную непрерывность общения, взаимодействия как необходимого условия социального и личностного развития.
Теоретические основы формирования навыков взаимодействия рассматриваются в трудах отечественных и зарубежных ученых А. А. Бодалева, Я. Л. Коломинского, А. А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, А.В. Мудрика, П.М. Якобсона, Я.А. Яноушека и др.
В ряде исследований отмечается, что навыки взаимодействия способствуют психическому и эмоциональному развитию дошкольника его психологическому здоровью (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская), влияют на общий уровень познавательной деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин), успешной социализации детей в дошкольном и школьном образовании (С.А. Козлова, О.С. Ушакова) [1; 4; 5; 6].
В исследованиях М.И. Лисиной доказывается, что старший дошкольный возраст - это период, когда дети проявляют высокую потребность в общении, способность произвольно управлять своим поведением, действиями, в стадии становления находятся все компоненты коммуникативной деятельности и взаимодействия со сверстниками и взрослыми [4].
Повышенный уровень тревожности влияет на возможность вступления детей в контакт со сверстником и взрослыми, неуверенность, робость снижает продуктивность взаимодействия [2; 3].
Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний, навыков и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень навыков взаимодействия выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, включая и поликультурную, что определяет практическую значимость развития навыков взаимодействия с самого раннего детства. Повышенный уровень тревожности значительно снижает желание вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, тормозит развитие навыков социального взаимодействия.
Современная система образования, опираясь на психолого-педагогические исследования, ставит задачу налаживания продуктивного взаимодействия дошкольников вне зависимости от их состояния и уровня тревожности.
Навыки взаимодействия включают в себя не только непосредственно речевой контакт, но умение понимать чувства и переживания свои и собеседника, проявлять эмпатические способы поведения.
Стандарт дошкольного образования ориентирован на гуманистический подход к ребенку как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. При данном подходе особую значимость приобретает развитие навыков взаимодействия, умение контактировать с другими людьми, строить и поддерживать дружеские отношения.
Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ ЦО г. Тулы. В нём приняли участие 20 дошкольников в возрасте 5,5-6,5 лет.
Ссылаясь на работы Л.С. Выготского, А. А. Леонтьева, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, Б.Ф. Ломова, была определена критериальная база исследования. Уровень тревожности дошкольников исследовался при помощи методики «Выбери нужное лицо» Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен, таким образом была выделена группа дошкольников с повышенной тревожностью. Далее исследовались компоненты взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми. Информационно-коммуникативный компонент взаимодействия был исследован при помощи наблюдения за общением педагога с детьми и детей друг с другом М.М. Алексеевой
и В.И. Яшиной, беседы по предложенной ситуации Е.И. Радиной. Регуляционно-коммуникативный компонент взаимодействия изучался посредством методики «Мозаика» Е.О. Смирнова и В.М. Холмогорова. Аффективно-коммуникативный компонент взаимодействия - при помощи методики «Метод вербального выбора» Е.О. Смирнова и В.М. Холмогорова и наблюдения за общением педагога с детьми и детей друг с другом М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, беседа по предложенной ситуации Е. И. Радиной.
По результатам исследования тревожности старших дошкольников было выявлено, что 65% детей испытывают повышенную тревожность в тех или иных ситуациях взаимодействия. Чаще всего дети испытывают тревожность в ситуациях ребенок - ребенок, реже ребенок - взрослый.
Анализ результатов исследования показал, что у большинства детей старшего дошкольного возраста компоненты межличностного взаимодействия соответствуют среднему (50%) и низкому (40%) уровню развития. Многие дети не умеют слушать собеседника, перебивают его, невнимательны к речи товарищей; не всегда могут эмоционально воздействовать на сверстников; редко взаимодействует и организуют совместную деятельность.
Среди детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью преобладают дети с низкими показателями регуляционно-коммуникативного компонента и аффективно-коммуникативного компонента взаимодействия, что выражается в отсутствии умения начинать, поддерживать и завершать общение, привлекать внимания собеседника; невысокий уровень умения употреблять средства вербального и невербального общения, использовать знаки вежливости; крайнее снижение умения понимать чувства и переживания свои и сверстника, а также умения замечать и адекватно реагировать на эмоциональные состояния партнера.
Результаты подтвердили необходимость развития у детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью навыков взаимодействия. Для развития навыков взаимодействия необходимо разработать и реализовать программу развития навыков взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью в совместной деятельности с педагогом и сверстниками.
Обладание навыками взаимодействия позволяет ребёнку «найти себя» в коллективе сверстников. Отсутствие навыков взаимодействия и коммуникативных умений не только приводит к обратному результату, но ставит ребёнка в позицию отвержения со стороны сверстников, что наносит непоправимый вред его психологическому состоянию и развитию, повышают уровень тревожности.
Целью программы является создание максимально благоприятных условий для развития у детей навыков взаимодействия, которая реализуется через выполнение ряда поставленных задач: проявлять инициативу в установлении контактов; развивать диалогическую и монологическую речь детей, фантазию, воспитывать навыки взаимодействия; формировать умение с внимательностью относиться друг к другу, уметь согласовывать свои действия друг с другом.
Программа реализовывалась в течение трех месяцев. Занятия проводились по 2-3 раза в неделю с группой детей, состоящей из 7 дошкольников с повышенной тревожностью, имеющих низкий или средний уровень навыков взаимодействия. Длительность одного занятия примерно 40 минут, в зависимости от работоспособности детей.
В основу программы по развитию навыков взаимодействия для детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью легли разработки упражнений и игр авторов У.М. Сидоровой, Е.Н. Чесноковой, О.А. Карабановой [3; 5; 6].
В программе используются такие методы развития навыков взаимодействия старших дошкольников с повышенной тревожностью, как игровое упражнение, сюжетно-ролевая игра, игра-фантазирование, игра-драматизация, игра-ситуация.


Программа представлена в виде трех блоков:
Блок «Мир эмоций», содержанием которого является развитие вербального и невербального общения, способности распознавать и учитывать эмоциональные состояния другого.
Блок «Я, мы», содержанием которого является активизация речевой деятельности в процессе общения и взаимодействия с другими детьми.
Блок «Вместе», содержанием которого является использование навыков взаимодействия в разных видах деятельности.


Систематически участвуя в том или ином упражнении, дети начинали лучше понимать его содержание и получать удовольствие от выполнения речевых и невербальных способов действий. В заданиях дети, периодически поправляя сверстника, давали советы и помогали сверстнику, выполняя вместе с ним задание. Задавали вопросы и адекватно выражали свои мысли. Дети стали положительно оценивать сверстников в группе, хотя оценки носили субъективный характер, что соответствует возрастной норме. К концу программы дети демонстрировали умение слушать и поддерживать общение; умение вести диалог; уместное использование мимики. Продуктивное взаимодействие тревожных дошкольников со сверстниками иллюстрирует то, что дошкольники стали давать друг другу советы, помогать сверстникам выполнять вместе с ними задание, вежливо общаются с собеседниками.
Таким образом, разработанная программа с опорой на игру как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста способствует формированию навыков общения, помогает процессу развития навыков взаимодействия детей, создает благоприятные условия для сотрудничества со сверстниками и взрослыми, атмосферу доброжелательности, что в значительной степени снижает уровень тревожности.

Список литературы
1. Дмитриевских Л.С. Изучение языковой и коммуникативной компетентности как компонентов речевого общения у дошкольников с нарушением речи / Л. С. Дмитриевских // Педагогическое образование в России. - 2013. - №1. - С. 168-174.
2. Карандашев В.Н. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию / В.Н. Карандашев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер. - М.: Речь, 2016. - 80 с.
3. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. - М.: Российское педагогическое агентство, 2012. - 179 с.
4. Лисина М.И. Общение детей со взрослым и сверстником: общее и различное / М.И. Лисина. - М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 93 с.
5. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности детей дошкольного возраста: упражнения, дидактические игры, логические задачи / У.М. Сидорова. - М.: ТЦ «Сфера», 2014. - 64 с.
6. Чеснокова Е.Н. Развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников / Е.Н. Чеснокова // Практический журнал. - 2014. - №9. - С. 20-25.

Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / науч. ред. С.В. Пазухина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 224 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.