На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Влияние самооценки на учебную деятельность детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития
Влияние самооценки на учебную деятельность детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Таразанова Юлия Александровна бакалавр, студентка ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: в статье рассмотрены особенности самооценки детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития. Автором проанализировано, как самооценка может влиять на учебную деятельность младшего подросткового возраста с задержкой психического развития.



Ключевые слова: самооценка, дети младшего подросткового возраста с ЗПР, учебная деятельность.

Проблема самооценки и его роль в структуре личности является чрезвычайно актуальной для современной психологической науки. Она имеет глубокое влияние у подростков, как с реальным видением себя, что может способствовать формированию отрицательной самооценки и негативного самоотношения, выражающегося в низкой самоценности и самопринятии, так неуверенности в своих силах, самообвинении и самокритичности, нетерпимости к своим истинным и мнимым недостаткам.
У детей с ОВЗ данная проблема более выражена, чем у здоровых детей. Это связано с нарушениями в личностном и познавательном развитии, а также с наличием негативного влияния социальных факторов.
Помимо социального фактора, которое усугубляет задержку развития, важным является психогенный фактор, его можно охарактеризовать, как ситуацию, систематического неуспеха ребенка. Она имеет негативное влияние на их последующее интеллектуальное развитие, но также содействует аномальному формированию личности [2, с. 131-135].
Дети с ЗПР из-за своих интеллектуальных особенностей попадают в число неуспевающих, следствием чего, могут быть отвергаемы одноклассниками. У детей с ЗПР под влиянием неудач в учёбе, может быть, потеряна вера в себя, они становятся пассивными, равнодушными, с ярко выраженной мотивацией избегания наказания и заниженной самооценкой [4].
H. Л. Белопольская, проводя исследования в массовой школе, где обучались дети с ЗПР, выявила, что у детей формируется приниженный уровень притязаний не только по отношению к учебным дисциплинам, но и к любой деятельности, которая может иметь оценочную окраску. Результаты исследования показали, что успеваемость школьников оказывает влияние на оценку интеллектуальных, личностных, и физических качеств. Школьники, которые учатся на отлично, были оценены другими не только умными и старательными, но и добрыми и даже красивыми. И наоборот, неуспевающие школьники с ЗПР характеризовались сверстниками с нормальным развитием как ленивые, глупые, но и как некрасивые и даже злые [1].
Так Н.А. Жулидова, отмечает, что в условиях обучения детей с задержкой психического развития младшего подросткового возраста в массовой школе, из-за постоянных неудач в учебе, самооценка снижается. В то время как в условиях коррекционно-специального обучения происходит «выравнивание» школьников с задержкой психического развития в учебной деятельности, и оценка их умственных возможностей постепенно повышается [2]. Дружеская атмосфера в школе, хорошие отношения в коллективе, определенные успехи в учебе, активное участие в жизни школы приводят к повышению заниженной самооценки школьников и становлению ее адекватности.
Р.Д. Триггер [5] указывает, что оптимальное изменение содержания методов обучения младших подростков с ЗПР способствует более глубокому, усвоению знаний, формированию у них адекватной самооценки. С другой стороны, благоприятствует успешности обучения детей с задержкой психического развития.
Большое влияние на формирование учебной самооценки ребенка имеет поведение: чрезмерная любовь и внимание могут вызвать патологическое самонаблюдение и ипохондрию у ребенка; вседозволенность, чрезмерную заботливость.
Таким образом, мы можем сказать, что самооценка младшего подростка с задержкой психического развития имеет большое влияние на учебную деятельность. Так подросток, у которого из-за постоянных неудач в учебе, самооценка снижается. В то время как в условиях коррекционно-специального обучения происходит «выравнивание» школьников с задержкой психического развития в учебной деятельности, и оценка их умственных возможностей постепенно повышается. Дружеская атмосфера в школе, хорошие отношения в коллективе, определенные успехи в учебе, активное участие в жизни школы приводят к повышению заниженной самооценки школьников и становлению ее адекватности.

Список литературы

I. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития / Н.Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2019. - 192 с. [Электронный ресурс].
2. Жулидова Н.А. Некоторые особенности прогностической самооценки и уровня притязаний младших школьников с задержкой психического развития / Н.А. Жулидова // Дефектология. - №4. - С. 17-23.
3. Смирнова С. И. Особенности самооценки у детей и подростков с отклонениями развития в исследованиях по специальной психологии / С.И. Смирнова // Вестник ВятГГУ. - 2009. - №2. - С. 131-135.
4. Смирнова С. И. Особенности личностной самооценки учащихся 10-12 лет с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. наук / С.И. Смирнова. - Н. Новгород, 2009. - С. 24.
5. Триггер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития / Р.Д. Триггер. - СПб.: Питер, 2008. - С. 192.
Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / науч. ред. С.В. Пазухина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 224 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.