На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические особенности развития разных типов мышления у старших подростков
Психологические особенности развития разных типов мышления у старших подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Маринова Полина Величкова бакалавр, студентка ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: статья посвящена анализу отличительных особенностей мышления подростка, которые, с одной стороны, формируются у обучающегося в процессе социализации, с другой стороны, востребованы современным обществом и должны учитываться в процессе дифференциации обучения, построения индивидуальных образовательных траекторий в условиях цифровизации образования, развития субъектного потенциала и личностных компетенций подрастающего поколения. Целью анализа является выделение значимых типов мышления, критериев и показателей их развития. В качестве наиболее востребованных в современном обществе типов мышления выделяются такие, как системное, проектное, информационное, творческое, критическое, теоретическое, логическое и др. В статье представлены результаты исследования уровня развития предметного, символического, образного, знакового мышления, а также уровня креативности у современных подростков.

Ключевые слова: подростки, мышление, цифровизация, информатизация.


Современный мир становится все сложнее и противоречивее. Постоянное развитие, стремительный рост научно-технического прогресса, социальные изменения предъявляют к мыслительной деятельности человека повышенные требования. Поэтому сегодня интеллектуальный потенциал человека является важнейшим основанием прогрессивного развития общества.


Какими же навыками должен обладать современный человек?
1. Системное мышление. Сегодня уже недостаточно просто владеть знаниями в той или иной области. Необходимо развивать мышление, которое охватывало бы определенную систему целиком, а не отдельными ее фрагментами. От узкого восприятия мы движемся к работе с системами, выстраиванию и поддержанию связности между элементами системы. Очень важно уметь определить связи, взаимоотношения, правила и закономерности, которые верны или истинны для всех элементов множеств в совокупности. Для этого требуются следующие типы мышления - аналитико-синтетическое, абстрактное, образное, логическое, дивергентное мышление. Синтезом этих типов мышления является системное мышление.
2. Навыки межотраслевой коммуникации (понимание процессов и технологий и рыночной в разных смежных и несмежных отраслях). Многие передовые продукты производятся на стыке разных отраслей: науки и искусства, IT-технологий и медицины, нанотехнологий и строительства. Необходимо иметь широкий спектр знаний, чтобы оставаться востребованным специалистом.
3. Управление проектами и процессами. В образовательных учреждениях уже появился так называемый «метод проектов», благодаря которому обучающийся в процессе самостоятельного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий приобретает необходимые знания, умения и навыки. Помимо этого, сейчас специалист любой сферы может оказаться в роли того человека, который должен отвечать за проект. В связи с этим актуально развитие такого типа мышления, как проектное.
4. Работа с IT-системами. В любой крупной компании, непосредственно связанной с программированием, владение этой системой определенным специалистом будет неотъемлемой частью рабочего процесса. Данный навык развивается благодаря информационному мышлению.
5. Работа в условиях неопределенности. Еще один навык, связанные с дивергентным мышлением. Современный мир постоянно меняется и совершенствуется. В связи с этим необходимы умения работать, когда изменения происходят постоянно. Наиболее высоко ценятся такие умения, как быстрое принятие решения, быстрая адаптация в новых условиях среды, умения распределять ресурсы и управлять своим временем.
6. Мультикультурность и открытость. Вероятность найти верное и правильное решение в определенном вопросе возрастает, если смотреть на проблему с разных позиций. Лучшие идеи могут родиться в разных уголках мира, поэтому в команду следует привлекать представителей разных стран и культур. Касаемо школы, актуально развитие коллективного мышления. Несмотря на то, что большая часть диагностики работы учеников происходит в индивидуальном порядке, нельзя недооценивать возникновение новых, незаурядных идеи в той или иной области.
7. Креативность. Креативность просто необходима в современном мире. Креативность - это одаренность, восприимчивость к новым идеям, умение решать задачи неординарным способом. Креативный человек обладает большими преимуществами, выгодно отличается от коллег, он более интересный собеседник, умеет найти выход из самой сложной ситуации.

Креативный человек более терпим к окружающим, уравновешен, видит мир по-своему [1].
Важным периодом развития предоставленных выше умений, а также развития разных типов мышления является подростковый возраст. В связи с этим, необходимо создать пространство, позволяющее развивать разные типы мышления у учащихся. Данный возраст - это период наиболее существенных изменений: и качественных и количественных в развитии мышления. Поэтому при организации учебного процесса должны учитываться особенности развития мышления подростков для создания наиболее эффективных условий реализации интеллектуального потенциала школьника-подростка. Несомненно, что исследование типов мышления у современных подростков является актуальным. В связи с этим, необходимо грамотно подобрать инструментарий для выявления уровня развития разных типов мышления у подростков [2].
В качестве диагностики типов мышления подростков была выбрана методика Дж. Брунера. Опрос был проведен среди учащихся девятых классов лицея при ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Выборку составили 13 мальчиков и 26 девочек. Целью данной методики является определение доминирующего типа мышления у человека, а также определение уровня креативности (низкий, средний или высокий). Изучаемые показатели: уровень развития предметного мышления, уровень развития символического мышления, уровень развития образного мышления, уровень развития знакового мышления, уровень креативности, доминирующий тип мышления.
Первый тип мышления, с учетом диагностики Брунера, предметное. Люди с практическим складом ума предпочитают предметное мышление, для которого характерны неразрывная связь с предметом в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью предметных действий, последовательное выполнение операций. Существуют физические ограничения на преобразование. Результатом такого типа мышления становится мысль, воплощенная в новой конструкции. Из 39 учащихся, по результатам исследования, трое имеют высокий уровень развития предметного мышления, 23 человека имеют средний уровень развития, 13 учащихся - низкий.
Второй тип мышления, с учетом диагностики Брунера, символическое. Люди с математическим складом ума отдают предпочтение символическому мышлению, когда происходит преобразование информации с помощью правил вывода (в частности, алгебраических правил или арифметических знаков и операций). Результатом является мысль, выраженная в виде структур и формул, фиксирующих существенные отношения между символами. Из 39 учащихся, по результатам исследования, 11 имеют высокий уровень развития символического мышления, 19 человек имеют средний уровень развития, 9 учащихся - низкий.
Третий тип мышления, с учетом диагностики Брунера, знаковое. Личности с гуманитарным складом ума предпочитают знаковое мышление. Оно характеризуется преобразованием информации с помощью умозаключений. Знаки объединяются в более крупные единицы по правилам единой грамматики. Результатом является мысль в форме понятия или высказывания, фиксирующего существенные отношения между обозначаемыми предметами. Из 39 учащихся, по результатам исследования, у 21 человека преобладает высокий уровень развития знакового мышления, 14 человек имеет средний уровень развития, 4 учащихся - низкий.
Четвертый тип мышления, с учетом диагностики Брунера, образное. Люди с художественным складом ума предпочитают образный тип мышления. Это отделение от предмета в пространстве и времени, осуществление преобразования информации с помощью действий с образами. Нет физических ограничений на преобразование. Операции могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Из 39 учащихся, по результатам исследования, 24 человека имеют высокий уровень развития образного мышления, 13 учащихся имеют средний уровень развития, двое - низкий.
Креативность - творческие способности человека, характеризующиеся готовностью к созданию принципиально новых идей. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для развития творческого мышления используются обучающие ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для включения новых элементов, поощряется и формулировка множества вопросов. Из 39 учащихся, по результатам исследования, 14 человек имеют высокий уровень развития креативности, 25 учащихся - средний.
Таким образом, у данной выборки были получены следующие уровни мышления: предметное, символическое, знаковое мышление и креативность развиты на среднем уровне, образное мышление - на высоком.


Список литературы
1. 10 ключевых компетенций двадцать первого века: чему учить и чему учиться? // tananyeva com
2. Возрастная психология. Детство, отрочество, юность: хрестоматия [Текст] / сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А. А. Хвостов. - М.: Изд. центр «Академия», 2005. - 624 с.
Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / науч. ред. С.В. Пазухина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 224 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.