На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Технологии психолого-педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками
Технологии психолого-педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Богачева Екатерина Александровна
магистрант
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область
DOI 10.31483/r-98578

Ключевые слова: подростки, педагогика, конфликты, самоконтроль, самообладание.

 

В настоящее время проблема конфликтов в подростковой среде приобрела небывалую актуальность. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что конфликт является важнейшей формой взаимодействия людей между собой. Данная категория определяется по-разному. К примеру, Большой психологический словарь трактует понятие следующим образом: конфликт - актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов, столкновения самих оппонентов. Подростковая среда часто сопровождается конфликтами, так как это всегда противоречие, вызванное несоответствием имеющегося уровня личностного и индивидуального развития и реальных ситуаций преодоление, которого приводит участников на новый, более высокий, уровень индивидуального и личностного развития.
Неблагополучие в отношениях подростков между собой, разрыв отношений друг с другом имеет для них многосторонние отрицательные последствия, как в плане возникновения тяжелых переживаний, так и формирования его личности в целом. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Всё это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности ребенка [4].
В качестве технологии нами было принято решение взять за основу профилактику межличностных конфликтов у подростков. Профилактика межличностных конфликтов подростков должна трактоваться достаточно широко и включать в себя - совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предостережение, устранение либо нейтрализацию главных причин и условий, появляющихся различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Неоспоримым является тот факт, что профилактика будет считаться основной работой для предотвращения и наиболее грамотного выхода из конфликта, если таковой уже состоялся [2].
На первом этапе нашей работы, нами была проведена психолого-педагогическая диагностика, которая включала в себя ряд методик, отвечающих запросам нашего исследования. По результатам диагностики, было выявлено, что у большинства подростков выявлен высокий уровень конфликтности и отсутствует представление о способах выхода из него.
В последующем, нами были составлены и реализованы две программы в зависимости от полученных результатов. И на их основе была разработана модель технологии психолого-педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками.
1. Профилактическая программа - для тех подростков, которые способны взаимодействовать в конфликте, не выходя за его рамки.
2. Программа третичной профилактики, по своему свойству воздействию приравненная к «коррекции» поведения подростков, не умеющих находить и взаимодействовать в конфликтной ситуации [1].
Исходя из данной классификации конфликт можно трактовать как динамическую структуру. Основными компонентами динамической структуры личности являются: эмоциональный, накопленный в процессе преодоления сложных ситуаций и проявляющийся в уверенности, в чувстве воодушевления и удовлетворения от выполнения задачи; волевой, который выражается в самообладании, самоконтроле, сознательной саморегуляции действий, приведении их в соответствие с требованиями ситуации. Волевой компонент выполняет контрольно-оценочную функцию сохранения и восстановления целесообразной регуляции деятельности. интеллектуальный, отражающий умственную работоспособность, тип мышления [3].
Составленная нами модель представляет схематическую попытку отразить психологическое содержание конфликта в подростковой среде, как основополагающего фактора формирования адекватного поведения в конфликте и повышение уровня конфликтологической компетентности. Также в модели описаны компоненты конфликта в подростковом возрасте.
Профилактика конфликтов в подростковом возрасте предполагает единство трех этапов.
Первый этап обозначен нами как этап «Знакомство с проблемой». На данном этапе наша работа предполагает в первую очередь решение блока информационно-просветительских задач, направленных на знакомство подростков и психологов с сутью проблемы, основными теориями и положениями, современными подходами к проблеме конфликта и его предупреждения, а также умения находить выходы из него. Изначально при наполнении содержанием данного этапа мы ставили перед собой объединение теоретических и практико-ориентированных занятий.
Первый этап нашей программы посвящен ряду основных вопросов. Рассматривая теоретический материал, его участники сразу же подкрепляют полученные знания выполнением практического упражнения, задания, прохождением анкеты и т. д. Основной круг задач первого этапа.
1. Познакомить участников с понятием «конфликт», влиянием конфликта на организм и психику человека.
2. Рассказать о видах и стадиях развития конфликта.
3. Познакомить с различными техниками преодоления конфликта, помочь овладеть навыками их применения.
В данном контексте нами предполагается освоение педагогами теоретического этапа курса «Конфликтология».
Второй этап ставит своей целью углубление представлений о различных направлениях формирования конфликта, а также апробацию имеющихся участников знаний, умений и личностной мотивации к готовности управлять своим эмоциональным состоянием, а также их готовности к совместной деятельности. На данном уровне нами предполагается развитие указанных в модели компонентов конфликта, путем посещения участниками индивидуальных консультаций, тренинговых занятий, включающих первичную и третичную профилактику конфликта. Продолжение освоения курса «Конфликтология», а также подкрепление полученных знаний практическими упражнениями на тренингах и семинарах.
Третий этап - практический, предполагает апробацию подростками накопленных знаний, умений и навыков на практике. С этой целью разработан обучающий семинар: «Конфликтология».
В качестве компонентов готовности мы рассматриваем следующие компоненты:
1) Когнитивный компонент - минимальный теоретический уровень подготовки, предполагающий наличие знаний о конфликте в целом, способах его формирования.
2) Личностный компонент - предполагает формирование самооценки подростков, поиск индивидуального стиля деятельности, самообладание, самоконтроль, уравновешенность, общительность, открытость.
3) Коммуникативный компонент - анализ готовности к взаимодействию подростков в рамках образовательной среды, определение типов отношений (подчинение или доминирование), оценка компонентов направленности действий в конфликте (агрессия или дружелюбность).
4) Поведенческий компонент -изучение конфликта и деление его на фазы: резистенции, истощения, напряжения, для выработки дальнейшей стратегии действий в рамках профилактики конфликта [6].
Семинар - форма практического занятия, главная цель которого состоит в том, чтобы обеспечить возможность практического использования теоретических знаний в условиях, моделирующих формы деятельности, предметный и социальный контексты этой деятельности.
Мастер-класс - это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.
Тренинг - специфический и сложный для проведения вид обучения, который сочетает в себе несколько других. Обычно тренинг включает в себя и мини-лекции, и бизнес-игры, и дискуссии и физические упражнения.
Семинар с элементами тренинга «Арт-терапия конфликта» предполагает теоретическую часть, где рассматривается, что такое конфликт, конфликтология; влияние арт-терапии на проявления в конфликте; влияние арт-терапии на профилактику конфликтов в подростковом возрасте.
Далее, подробно опишем технологию психолого-педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками.
Цель: Профилактика подростковых конфликтов, формирование конфликтологической компетентности;
Формы: сюжетно-ролевые игры, круглые столы, диалог, беседы, дидактические игры, мозговой штурм.
Методы:в рамках нашего исследования мы сочетаем методы доверительного взаимодействия, уважения и понимания личности и особенностей подросткового возраста, а также методы побуждения, поддержки инициативы и организации совместного взаимодействия;
Средства: Программа предусматривает групповые, индивидуальные консультации, семинары и тренинги, а также реализацию профилактической программы с последующей выдачей рекомендаций и подбором индивидуального комплекса упражнений для каждого подростка.
Программа представляет собой цикл из 15 встреч, которые, при вторичной профилактике будут дублироваться. Продолжительность занятия 2,5 часа, 1 раз в неделю. Ожидаемый результат программы предусматривает повышение уровня конфликтологической компетентности, а следовательно, профилактику конфликтов в подростковой среде.
Ниже в таблице 1 представим пример одного из занятий в рамках реализации психолого-педагогического воздействия.

 


Таблица 1


Тематическое планирование занятий


п/п

Цель занятия

Содержание занятия

Примечания
(необходимое
оборудование)

1

«Будем знакомы!»

Ритуал приветствия

Листы а4, карандаши, мяч теннисный, 3 ватмана

 

знакомство и адаптация

1. Упражнение «Я знаю, что...».

 

подростков друг к другу, в рамках созданной группы. Налаживание взаимоотношений

 

  1. Упражнение «Два слова другу».
  2. Упражнение «Нарисуем вместе».
  3. Упражнение «какой ты человек».
  4. Упражнение «цилиндры».
  5. Обсуждение занятия, рефлексия.

Ритуал прощания

 

Также подробно остановимся на компонентах, разработанных в модели нашего исследования, представленных в таблице 2 [5].
Таким образом, технология психолого-педагогического воздействия в работе с конфликтными подростками была основана на модели, включающей в себя программу первичной и третичной профилактики, которая отвечает целям и задачам исследования. В процессе ее реализации использовались различные приемы и методы, эффективность которых была спрогнозирована на основании теоретического анализа литературы.


Таблица 2

Когнитивный компонент

Личностный компонент

Освоение теоретической части курса

Самооценка

Формирование убеждений, представлений

Индивидуальный стиль деятельности

Коммуникативный компонент

Самообладание / Самоконтроль

Готовность к взаимодействию

Общительность

Тип отношений

Открытость

Доминирование

Поведенческий компонент

Подчинение

Стороны конфликта

Виды поведения в конфликте

Условия конфликта / Предмет конфликта

Список литературы
1. Богданов Е.Н. Психология личности в конфликте: учебное пособие. 2-е изд. / Е.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. - СПб.: Питер, 2014. - 244 с.
2. Волков Б.С. В. Конфликтология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Академический проект, 2017. - 397 с.
3. Громова О.Н. Конфликтология: учебное пособие / О.Н. Громова. - М., 2019. - 42 с.
4. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию /Г.И. Козырев. - М.: Владос, 2013. - С. 144—146.
5. Леонов Н.И. Конфликтология / Н.И. Леонов. - Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2012. - 132 с.
6. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе / М.М. Рыбакова. - М.: «Просвещение», 2014. - 246 с.
Источник: Общество, педагогика, психология: теория и практика : материалы Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Чебоксары, 28 мая 2021 г.). - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 404 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.