На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Переживание неопределенности и психологическое благополучие личности
Переживание неопределенности и психологическое благополучие личности
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

С. А. Русина
Алтайский государственный педагогический университет
Барнаул, Россия

Одним из значимых показателей успешной жизненной позиции человека является психологическое благополучие.
К перечню жизненных факторов, которые фрустрируют эффективность жизнедеятельности и влияют на уровень психологического благополучия, относят переживание человеком ситуации неопределенности.

На базе ФГБОУ ВО «АлтГПУ» (Центр психологического и социального здоровья молодежи) был проведен добровольный опрос клиентов, обратившихся за психологической помощью в течение трех месяцев (март, апрель, май). Проведение опроса было продиктовано необходимостью получения информации, содержащей психологические особенности переживания клиентами актуальной жизненной ситуации. Анализ полученных результатов использовался с целью прогнозирования и усовершенствования оказываемой психологической помощи. В опросе приняли участие 96 человек. Первый вопрос касался оценки человеком своего психологического благополучия и его структурных компонентов. В нашем случае была использована модель психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко [1]. Респондентам предлагалось соотнести качественные изменения (ухудшение) психологического благополучия с количественной оценкой в процентах (если наблюдается снижения уровня психологического благополучия, то насколько: 30; 60; 90 % из возможных100 %). Затем, отметить наиболее уязвимые сферы жизни, которые были представлены аспектами (компонентами) психологического благополучия: личностный рост, самопринятие, управление средой, автономия, цели в жизни, позитивные отношения с окружающими. Сам опрос© С. А. Русина, 2020 ник не использовался. Первую группу составили респонденты, отметившие ухудшение психологического благополучия на 30 %, их оказалось 12 от всей выборки. Половина и более участников этой группы почувствовали ухудшение таких аспектов своей жизни, как управление средой (9 человек), автономия (7 человек). Из общего количества участников опроса почти половина (53 респондента) отметили снижение уровня психологического благополучия на 60 % и четыре аспекта, реализация в которых на данном жизненном этапе затруднена: самопринятие (21 человек), управление средой (40 человек), автономия (45 человек), позитивные отношения с окружающими (42 человека). Третью группу составила почти треть всей выборки (31 респондент). Половина и более опрошенных этой группы отметили снижение активности в реализации всех компонентов психологического благополучия: личностный рост (18 человек), самопринятие (21 человек), управление средой (28 человек), автономия (24 человека), цели в жизни (20 человек), позитивные отношения с окружающими (24 человека).
Вторым вопросом требовалось описать актуальные переживания и отметить фактор, который в большей степени затрудняет возможность конструктивно решать возникшие психологические трудности. Участники первой группы отмечали, что испытывают страх, тревогу, злость растерянность. Им трудно сохранять независимость в принятии решений, так как приходится ориентироваться на общественное мнение, которое представлено противоречивой и неопределенной информацией. Переживание изолированности влияет на участившиеся конфликты в семье, снижение эмпатии и взаимопонимания между ее членами. Удручает ощущение невозможности или малой вероятности изменить / улучшить условия жизни. Это согласуется с отмеченными уязвимыми аспектами психологического благополучия (автономия, управление средой).
Во второй группе к уязвимым аспектам психологического благополучия более половины участников добавили самопринятие и позитивные отношения с окружающими. Среди характеристик актуального душевного самочувствия часто встречаются выражения: «я никчемная», «я слабая», «ненавижу себя за беспомощность», «я их не понимаю, они меня раздражают», «стала очень конфликтной, завожусь по пустякам» и т. д. Присутствуют жалобы на плохое физическое самочувствие и наличие стресса. Участники ставят под сомнение свою способность принимать решения, объективно оценивать происходящее, находить ресурсы и быть поддержкой для членов семьи.
Участники третьей группы (половина и более человек этой группы) отметили негативную динамику во всех аспектах психологического благополучия. У них чаще остальных звучат темы одиночества, крушение планов и перспектив, отсутствие целей и неумение расставить приоритеты, нежелание общаться и поддерживать отношения, апатия, ступор, истерики. Большинство участников диагностируют у себя наличие депрессии.
Среди факторов, которые затрудняют стремление совладать с нестандартной ситуацией и взять под контроль изменения в своей жизни, большинство участников отметили пролонгированную неопределенность настоящего и будущего.
Отношение человека к неопределённости является важной личностной характеристикой, отражающей ее целостность и зрелость. По мнению Д. А. Леонтьева, «...неопределенность, помимо неприятных эмоций, содержит в себе важный, позитивный потенциал для человека, который может, выработав в себе адекватную позицию по отношению к неопределенности, ощутить присущие ей позитивные возможности» [2]. Исходя из этого мишенью психологической помощи может выступать неадекватная позиция и однозначный негативизм в отношении своих возможностей в ситуации неопределенности, устойчивое желание клиентов «быстрее пережить и забыть», «выждать, пока пройдет», «ничего не делать, пока не прояснится», «следовать общим рекомендациям, без учета собственных интересов».
Итак, все участники данного опроса, обратившиеся за помощью к психологу в период пандемии, отметили ухудшение психологического благополучия. Чем выше субъективный показатель психологического неблагополучия человека, тем больше уязвимых компонентов он отмечает. Эти компоненты свидетельствуют о наиболее значимых потребностях, которые находятся в стагнации, важным фактором которой выступает и отношение к ситуации неопределенности. Психологическая помощь в этом случае может иметь два этапа. На первом этапе оказывается экстренная психологическая помощь (актуальный запрос клиента), и вторым этапом, более длительным, является осознание и выработка «адекватной позиции» в отношении собственных установок на возможность предпринимать действия для решения актуальных жизненных задач в ситуации неопределенности.

 

Список литературы
1. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Психологическое благополучие личности (обзор основных концепций и методика исследования) // Психологическая диагностика. 2005. № 3. С. 95-129.
2. Леонтьев Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 2.

Источник: Новые вызовы неопределенности : Материалы Всеросс. науч.- практ. конф. / Новосиб. гос. ун-т. - Новосибирск : ИПЦ НГУ, 2020. - 132 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.