Особенности когнитивного развития подростков
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Аннотация: статья посвящена подростковому возрасту как переходу от детства к взрослости. Рассматривается когнитивное развитие подростков, приводятся результаты опроса студентов Кемеровского государственного университета.
Ключевые слова: возрастная психология, подростковый возраст, подросток, когнитивное развитие.
Подростковый возраст - это переходный период от детства к взрослости. Этот этап составляет основное содержание и специфическое отличие всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального. Социальная значимость темы определяется сложностью и важностью происходящих в этом возрасте процессов развития, связанных с переходом от одной эпохи жизни к другой. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований. Изучение подросткового возраста - одна из важных тем возрастной психологии. Цель данной статьи - изучить когнитивное развитие подростка.


Исследователи по-разному определяют подростковый возраст. Так, Л.С. Выготский выделяет пубертатный возраст 14-18 лет и два кризиса: кризис 13 и 17 лет. По Э. Эриксону подростковый возраст приходится на стадию идентичности (диффузии идентичности), которую человек проходит с 15 до 20 лет. Л.Ф. Обухова указывает, что по современным данным подростковый период охватывает почти десятилетие - от 11 до 20.
В этот период формируются личностные смыслы жизни: происходит осознание самого себя, происходит формирование нравственных ценностей и жизненных перспектив, интересов, оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, усиливается тяга к общению со сверстниками и т. д. Интеллектуальное развитие подростка, формирование его когнитивной сферы является основным этапом его психического развития, одним из важных условий становления личности.
Подростковый возраст - это такой этап развития личности, когда формирование познавательной активности достигает уровня, при котором дети становятся практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, в том числе и самых сложных. Подростки уже способны к логическому мышлению, теоретическим рассуждениям и самоанализу. В этом возрасте происходит активное совершенствование самоконтроля деятельности, что приводит к тому, что подростки длительное время могут удерживать внимание, переключать или распределять его между несколькими действиями, способны поддерживать достаточно высокий темп работы. В этом возрасте улучшается пространственное мышление, языковые способности и контроль импульсов, происходит ослабление эмоциональных реакций [2, с. 304].
Подростковый этап развития личности характеризуется интеллектуальной зрелостью, в том числе нравственно-мировоззренческой, подростки готовы ставить перед собой и решать различные жизненные задачи, понимая и следуя определенным моральным нормам.
Для большинства подростков характерно к окончанию школы самоопределение в будущей профессии. Современные подростки часто очень активны в выборе деятельности, которой им интересно заниматься, они с энтузиазмом включаются в процесс этой деятельности. У них формируются профессиональные предпочтения. Однако следует также отметить, что данные предпочтения не всегда являются достаточно продуманными и окончательными.
В рамках изучения концептов молодежь и студент нами был проведен опрос среди студентов Кемеровского государственного университета. Среди вопросов были и вопросы, касающиеся характера наиболее привлекательной для подростков будущей деятельности, профессии, такие как: «Кто повлиял на выбор вашей будущей профессии?», «Чем вы руководствовались при выборе будущей профессии?». В опросе приняло участие 92 респондента. Участникам опроса предлагалась выбрать только один вариант ответа. Данные опроса представлены в таблице.

 

Таблица 1

Результаты опроса «Кто повлиял на выбор вашей будущей профессии?»

Предложенные варианты ответов

Количество
ответов

Процентное
соотношение

сам(а) принял решение

44

47,826%

родители

23

25, 000%

бабушка или дедушка

12

13,043%

брат или сестра

6

6,522%

друзья

3

3,261%

учителя

2

2,174%

другое

2

2,174%

Таблица 2

Результаты опроса «Чем вы руководствовались при выборе будущей профессии?»

Предложенные варианты ответов

Количество
ответов

Процентное
соотношение

востребованность будущей специальности

24

26,087%

уровень зарплат в данной сфере

23

25, 000%

набор вступительных экзаменов

20

21,739%

мнение родителей и родственников

15

16,304%

престижность будущей специальности

7

7,609%

мнения друзей

2

2,174%

другое

1

1,087%


Данный опрос показывает, что современные подростки в большинстве своем активны, самостоятельно и независимо выбирают свое будущее, при выборе которого они руководствуются востребованностью будущей специальностью, уровнем материального благополучия в будущем.
Развитие познавательных процессов и интеллекта в подростковом возрасте имеет две стороны - количественную и качественную. Сначала происходит формирование навыков логического мышления, а затем и теоретического мышления. В этот период развиваются как логическая память, так и творческие способности, запоминание и воспроизведение приобретают смысловой характер, увеличивается объем памяти, избирательность и точность мнемической деятельности. Постепенно происходят процессы перестройки мышления - на смену оперированию конкретными представлениями приходит теоретическое мышление. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач [1, с. 69]. Восприятие становится избирательной, целенаправленной, аналитико-синтетической деятельностью. Теоретическое дискурсивное (рассуждающее) мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому [3, с. 252-253].
Однако, так как подросток не умеет и часто не желает учиться, не понимает необходимости учебы, домашние задания отбирают у него много времени и сил, он испытывает перегрузку, не ощущает радости от учения и поэтому испытывает отрицательные чувства. Причины неуспеваемости в средних классах связаны с отсутствием адекватной мотивации учения, со смещением акцентов на формальные элементы учебной деятельности. У студентов первого курса, наоборот, отмечается большая мотивированность к обучению, которая, однако, часто идет на спад уже на втором курсе. Результаты опроса «Были ли вы мотивированы к обучению на первом курсе?» представлены в таблице 3.


Таблица 3
Результаты опроса «Были ли вы мотивированы к обучению на первом курсе?»

Предложенные варианты ответов

Количество
ответов

Процентное
соотношение

Да

65

70,652%

Нет

20

21, 739%

Затрудняюсь ответить

7

7,609%


В подростковом возрасте происходят физиологические изменения, связанные с сокращением периода активности доминирующего центра коры головного мозга, вследствие чего внимание становится непродолжительным и неустойчивым, ухудшается понимание излагаемого материала и усвоение информации. Ослабляется деятельность второй сигнальной системы. Речь становится краткой, стереотипной, замедленной. Подростки могут плохо понимать словесную информацию.
Подросток в силу возрастных особенностей способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Формирование самосознания подростка заключается в постепенном выделении качеств из отдельных видов деятельности и поступков, обобщении и осмыслении их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности.
Таким образом, когнитивное развитие подростков характеризуется интеллектуальной зрелостью, улучшением пространственного мышления, языковых способностей, активным развитием логической памяти, формированием теоретического мышления, продолжается развитие речи, мышление строится на умении оперировать понятиями, сопоставлять их, переходить в ходе размышления от одного суждения к другому. Однако существуют и отрицательные моменты в когнитивном развитии подростка: ослабление механической памяти, способности к дифференцированию, ухудшение понимания излагаемого материала и усвоения информации.


Список литературы
1. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для высш. учеб. заведений [Текст] / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. - М.: Владос-Пресс, 2003. - 264 с.
2. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста [Текст] / Ф. Райс, К. Долджин. - 12-е изд. - СПб.: Питер, 2012. - 816 с.
3. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2005. - 349 с.

Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 17-18 июня 2021 г.) / науч. ред. С.В. Пазухина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2021. - 224 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.