Гейденрих Лариса Александровна ГБУРО Центр психолого-педагогической, социальной и медицинской помощи, Ростов-на-Дону Одним из основных направлений деятельности педагога-психолога образовательных организаций, согласно базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций, является психологического сопровождение обучающихся группы суицидального риска [1]. Об актуальности этой темы говорит статистика. В 2018 г. (за 11 месяцев) было зафиксировано 12 случаев суицидов и 33 попытки сцицида среди несовершеннолетних. В ГБОУ РО центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи проводится анализ материалов расследования случаев суицидов и попыток суицидов.
Распределение по полу показывает, что мальчики намного больше совершали завершенные суициды (66 %), чем девочки (33 %). Девочки совершают больше попыток, чем завершенных суицидов. Нижний возрастной порог несчастного случая с завершенным суицидом - 13 лет. Наибольшее количество суицидов и суицидальных попыток было совершено в возрасте 17 лет. Завершенные суициды чаще совершаются с использованием повешения и падения с высоты, попытки суицидов - с использованием медикаментозного отравления и порезов. Мальчики для совершения суицида чаще всего использовали повешение, девочки совершали суицидальные попытки, используя медикаментозное отравление и порезы. Суициды более часто происходили зимой (42 %). Попытки суицидов более часто происходили осенью (39 %) и зимой (36 %). Самыми неблагополучными месяцами стали февраль и октябрь. В качестве наиболее частой причиной суицидов являются конфликты с родителями и любовные отношения. В случае выявления высокого риска суицида у обучающихся педагог- психолог информирует об этом узкий круг лиц, которые могут повлиять на снижение риска (администрацию, классного руководителя). Также обязательно классным руководителем, педагогом-психологом или представителем администрации информируются родители (законные представители), с которыми согласовываются дальнейшие действия. (Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 18 января 2016 г. № 07-149).
Для беседы стоит пригласить родителей в образовательную организацию, желательно не сообщать эту информацию по телефону. Не нужно пугать родителей (законных представителей). Необходимо: - рассказать, какие признаки суицидального поведения существуют (внешний вид, поведение, результаты диагностики); - расспросить, замечали ли они признаки суицидального поведения (высказывал ли ребенок подобные мысли, предпринимал ли попытки); - обсудить возможные причины такого поведения; - предложить наблюдать за ребенком, не оставлять надолго в одиночестве; - обсудить конкретные действия, меры, которые предпримут они и ОО; - рассказать, как правильно вести себя в экстренной ситуации (что говорить, как реагировать).
Следует записать дату встречи с родителями и суть договорённостей в журнал учета индивидуальной работы или журнал учёта работы с родителями. Если родители отказались прийти для беседы, сохраните информацию об исходящем звонке им. По результатам диагностики с целью оказания своевременной комплексной помощи для всех обучающихся выявленной группы суицидального риска в образовательной организации разрабатываются индивидуальные программы комплексного сопровождения. Принцип индивидуально-ориентированного подхода заключается в учёте личностных особенностей обучающегося и его окружения (семья, друзья, одноклассники). Принцип комплексности предполагает привлечение к оказанию помощи всех субъектов профилактики. Принцип системности предполагает работу не только с обучающимся, но и его окружением (семья, друзья, одноклассники). При разработке программы учитываются индивидуальные особенности обучающегося, его семейной и жизненной ситуации, анализируются факторы суицидального риска. Необходимо определить набор услуг на основе ресурсов школьного пространства с целью создания индивидуальной программы сопровождения, которые необходимо предоставить обучающемуся и его окружению для исправления создавшейся ситуации и снижения риска развития суицидального поведения. Планируемые мероприятия могут быть направлены на улучшение детско-родительских отношений, формирование поддерживающего окружения, комфортного эмоционального климата в семье, преодоление причин, вызывающих у несовершеннолетнего стресс, эмоциональный дискомфорт, нежелание жить. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи давно занимается оказанием практической помощи детям суицидального риска и их родителям, и методической помощи - специалистам. Дети и родители получают психологическую помощь в форме индивидуальных и семейных консультаций; для специалистов проводятся методические консультации, семинары, методобъединения, разрабатываются методические рекомендации. С 2018 г. при Центре создана Служба экстренной психологической помощи [2].
Цель - оказание необходимой экстренной психологической помощи обучающися, их родителям, специалистам ОУ в ситуации суицидального риска и методической помощи специалистам ОУ РО.
Основными задачами являются: - Оказывать помощь обучающимся, пытавшимся совершить суицид. - Осуществлять реабилитацию обучающихся в ситуации совершеного суицида. - Оказывать помощь образовательным организациям и педагогическим работникам в разработке плана реабилитации и определения мероприятий для пролонгированного сопровождения - Повышать психологическую компетентность субъектов образовательного процесса, способствовать взаимодействию между всеми субъектами образовательного процесса для предупреждения повторного или расширенного суицида.
Рекомендации по оказанию поддержки обучающемуся суицидального риска: - Проявляйте внимание. Смотрите на обучающегося заинтересовано, не отвлекайтесь на другие задачи. - Отражайте услышанное, чтобы подросток был уверен, что вы понимаете о чем он говорит. - Не используйте осуждающие выражения или тон голоса. - Будьте чувствительны к тому, что не было сказано другим человеком. Уделять внимание выражению лица, языку тела. Проверяйте свои предположения, если они не подтвердились, отметите их. - Понимайте. Вникайте в то, что он чувствует, думает, чему придает смысл, основываясь на его прошлом опыте, текущей ситуации, настроении и состоянии. - Признавайте правомерность чувств, мыслей или действий, т.к. они являются логичной реакцией на текущее состояние дел. - Демонстрируйте равноправие. Не пытайтесь победить другого. Относитесь к другому как равному. Для работы с детьми суицидального риска важно уметь заботиться о себе и быть счастливым. Тогда у детей сможет появиться надежда стать счастливыми.
Литература: 1. Приказ Минобразования Ростовской области от 24.03.2015 г. № 163 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога образовательных организаций». 2. Приказ минобразования РО от № 988 29.12.2017 г. «О создании службы по оказанию экстренной и пролонгированной психолого-педагогической помощи обучающимся Ростовской области в ситуации кризисного состояния и суицидального риска» Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.
|