На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Взаимосвязь профессиональной готовности и профессиональных склонностей старшеклассников
Взаимосвязь профессиональной готовности и профессиональных склонностей старшеклассников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Улыбышева Ирина Николаевна
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Готовность к профессиональной деятельности является, прежде всего, психологической особенностью личности и выступает как необходимая ступень для последующего проявления профессиональной компетентности и достижения уровня мастерства в выбранной профессии, то есть профессиональная готовность является фундаментом для формирования профессионально успешной личности. Готовность к будущей профессии является составляющей профессионализма [6].

Одним из самых важных решений, которые нужно принять в подростковом возрасте, является выбор будущей профессии. Любая личность испытывает потребность в признании окружающих, одобрении и независимости. Выбор подходящей профессии является способом удовлетворения данных потребностей, так как адекватно выбранная профессия способна выделять человека в глазах окружающих и приносить эмоциональное удовлетворение. Правильный выбор профессии позволяет человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению [5].
Профессиональное становление личности происходит в процессе и в результате развития способностей и умений. Под способностями в данном случае понимаются сложные и частные образования, выступающие в роли качеств личности, которые определяют успешность овладения профессиональной деятельностью и совершенствование в ней. Профессиональное развитие личности тесно связано с ярко выраженным развитием способностей, необходимых в рамках конкретной профессиональной деятельности. Особая роль среди способностей, необходимых в профессиональной деятельности выбранной личностью, отводится интеллектуальным способностям, которые обладают системным свойством [2].
Профессиональная готовность личности, также как и профессиональное становление зависит от уровня развития профессионально важных качеств личности, то есть таких качеств, которые влияют на эффективность профессиональной деятельности [7]. Многие исследователи личностно-индивидуальных особенностей, выделяют такие особенности как наблюдательность, аналитическое мышление, общая интеллектуальность, соблюдение моральных и правовых норм поведения, творческий склад ума, четкая и ясная речь, развитая интуиция. Данные особенности являются необходимыми для успешной профессиональной деятельности человека в целом и для конкретного направления его деятельности [1].
Формирование профессиональной готовности представляет собой длительный и динамичный процесс, который имеет в своей структуре определенные этапы. К таким этапам относят: этап подготовки к выбору будущей профессии, этап профессиональной подготовки, этап непосредственной профессиональной деятельности [3].
Эффективность процесса профессиональной готовности в целом зависит от успешного прохождения всех этапов. Но наиболее ответственным этапом является этап выбора направления профессиональной подготовки, так как именно правильный выбор профессиональной подготовки задает направление профессиональной жизни личности.
Профессиональное самоопределение выражает отношение личности к профессионально-трудовой среде и способ ее самореализации и является составной частью целостного жизненного самоопределения личности. Профессиональное самоопределение личности представляет собой процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который не завершается профессиональной подготовкой по выбранной специальности, а происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути личности [4].
В настоящее время существует достаточно много методов, помогающих старшеклассникам в профессиональном становлении, к таким методам относят информационная, активизирующая, развивающая профориентация. Нами было проведено исследование, направленное на изучение профессиональной готовности к будущей профессии во взаимосвязи с профессиональными склонностями старшеклассников. Исследование проводилось на базе подготовительных курсов высшего учебного заведения. В исследование приняло участие 85 обучающихся 10-11 классов г.Ростова-на-Дону и Ростовской области.
В ходе нашего исследования нами была проведена диагностика профессиональных склонностей с помощью «Дифференциально-диагностического опросника» (Е.А. Климова в модификации А.А. Азабель), который позволил, в соответствии с задачами нашего исследования, разделить респондентов на 6 групп соответствующих их профессиональным склонностям: человек-природа, человек-техника, человек-человек, человек-знак, человек-художественный образ, сам человек.
Проанализировав результаты методики «ДДО Е.А. Климова» в модификации А.А. Азабель, можно сделать вывод, что наибольшее количество респондентов относится к профессиональным склонностям типа Человек- техника и Человек-художественный образ. Выраженность профессиональной склонности технической направленности может быть связано с тем, что респонденты проходят, обучение на подготовительных курсах вуза который является техническим университетом, а наибольшее количество респондентов заинтересовано в поступлении именно в данный вуз.
Также склонность к определенным типам профессиональной деятельности выражена в отношении типа профессий Человек - художественный образ. Это может быть связано, во-первых, с привлекательностью данных видов профессий для старшеклассников. Так как именно к данным видам деятельности относится большинство знаменитых людей (музыканты, художники, актеры). Во-вторых, эстетические виды деятельности связаны со сферой увлечения, а многие из тех, кто занимается музыкой, танцами, живописью, хотели бы, чтобы их хобби переросло в будущую профессию.
Наименее выражены типы профессий - Сам человек и Человек-природа, это может быть связано с низким уровнем престижа профессий, относящихся к данной сфере. Также наименьший показатель по типу Человек-природа может быть связан с необходимостью исследовательской деятельности в профессиях данного типа, которая вызывает сложности у старшеклассников.
Далее в этих группах для определения уровня готовности к выбранной профессии мы использовали «Активизирующую профориентационную методику Н. Пряжникова».
Анализ результатов методики Н. Пряжников показал, что у респондентов достаточно высокий уровень готовности во всех группах профессиональных склонностей. Но наибольшая готовность выявлена в группах Человек-знак, Человек-техника, Человек-художественный образ, что свидетельствует о хорошей готовности респондентов к выбранным профессиям. Группа испытуемых с профессиональной склонностью Человек- природа показала наименьший показатель готовности, что говорит о недостаточной информированности о выбранных профессиях.
Высокий показатель готовности в группе Человек-художественный образ, свидетельствует о максимальной информированности респондентов о данной профессиональной сфере и готовности выполнять трудовые действия. Наименьший показатель готовности к выбранной профессии присутствует у респондентов профессионального типа Человек-природа, данные испытуемые не готовы к профессиональной деятельности, которую указали как приоритетную. Это может быть связано с недостаточной информированностью о специфике профессии, практического применения профессии в современном мире и т.д.
Для установления значимых взаимосвязей между готовностью к будущей профессии и доминирующими профессиональными склонностями был использован коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена. Проанализировав полученные статистические данные можно сделать вывод, что готовность к будущей профессии выше у старшеклассников с доминирующими профессиональными склонностями человек-знак (где r=0,241, при p=0,026) и человек-художественный образ (где r=0,222, при p=0,042). Таким образом, можно сделать вывод, что готовность к будущей профессии выше у старшеклассников ориентированных на творческие специальности. В основном такие старшеклассники ориентированы на профессии дизайнер (интерьера, одежда, графический), архитектор, художник.
Так как основная цель профессионального ориентирования старшеклассников связана с профессиональной готовностью к будущей профессии, которая характеризуется наличием у будущего специалиста знаний, умений и навыков, позволяющих ему осуществлять свою деятельность на уровне современных требований науки и техники. Изучение профессиональной готовности в соответствии с профессиональными склонностями позволяет более результативно проводить профориентационную работу в образовательных учреждениях.

Библиография:

1. Брушлинский А.В. О соотношении биологического и социального в развитии личности // Теоретические проблемы психологии личности / А.В. Брушлинский. - М., 2О04. - 230 с.
2. Желдоченко Л.Д., Рогов Е.И. Роль профессиональных представлений в формировании траектории профессионального развития [Текст] / Л.Д. Желдоченко, Е.И. Рогов // Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2015. - № 12. - С. 107-113.
3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект / Э.Ф. Зеер. - Екатеринбург. Деловая книга, 2003. - 336 с.
4. Коучинг-технологии в работе по уточнению профессиональных представлений и планированию карьеры студентов, Жолудева С.В., Ба- рабаш Ю.Г., Евразийское Научное Объединение,2015. Т. 2. № 2 (2). С. 226-228.
5. Особенности формирования профессиональных представлений на разных этапах профессионального пути, Жолудева С.В., В книге: Современная парадигма исследования профессиональных представлений, Антипова И.Г., Жолудева С.В., Науменко М.В., Панкратова И.А., Рогов Е.И., Рогова Е.Е., Скрынник Н.Е., Шевелева А.М. Ростов-на-Дону, 2014. С. 27-63.
6. Пятницкая Г.А. Профессиональные компетентности в формировании готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2012. Т. 14. № 2-5. С. 1181-1183.
7. Степанский В.И. Психологические факторы выбора профессии: теория, эксперимент: учебно-методическое пособие. - Москва: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. - 108 с.
Источник: Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, Л666 развитие, социализация: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (11-13 декабря 2018 года) / Южный федеральный университет; под общ. ред. А.В. Черной. - Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во Foundation, 2018. - 526 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.