Экзистенциальная составляющая я-концепции подростка |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии | |
Т.А.Попова Представлены теоретический анализ понятия экзистенциальной составляющей Я-концепции подростка, предложена модель позитивной Я-концепции подростка, результаты эмпирических исследований составляющих Я-экзистенциального, рассмотрена трехкомпонентная структура данного феномена, включающего Я-горизонтальное, Я-вер- тикальное, Я-рефлексивное. Ключевые слова: Я-экзистенциальное, Я-концепция, Я-горизонтальное, Я-вертикальное, Я-рефлексивное, смысл жизни, смысложизненные ориентации, динамическая структура, подростковый период. Исследование проблемы Я-концепции в психологии включает в себя несколько научных подходов, которые определяются рамками различных психологических направлений — интеракцио- нистского, функционального, онтопсихологического, когнитивного, гуманистического. Существует многообразие теоретических взглядов, где нет единой трактовки понятия «Я-концепции». Впервые разработки по проблематике Я-концепции встречаются в трудах У. Джеймса [7], который рассматривал данное понятие как совокупность всех представлений о самом себе, сопряженных с их оценкой, «Я-концепция» является проявлением самосознания. Э. Эриксон же считает, что Я-концепция — это идентичность «эго» индивида, или согласованное самовосприятие индивидом своей личности. Э. Эриксон, рассматривая возрастной аспект, отмечает: «...становление личностной идентичности является важнейшей задачей развития, и центральное место этот процесс приобретает в отрочестве» [36]. У Э. Фромма Я — это активный центр, организующий структуру всех видов реальной и потенциальной деятельности человека [38, с. 167]. Представители гуманистического направления (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Р. Бернс и др.) наполняют понятие «Я-концепция» новым содержанием. Заслугой Г. Олпорта считается возвращение понятия «Я» в психологию. Исследователь подчеркивает, что существует путаница в понятийном аппарате, когда психологи свободно обращаются с понятиями и применяют вместо понятия «Я» — понятия «образ себя, самоактуализация, самоутверждение, феномен ЭГО, ЭГО-причастность, ЭГОстремление и много других изобретений с черточкой...» [16, с. 210]. А. Маслоу, исследуя возможности «Я», обосновал идею о самоактуализации личности. Он пишет, что «человек стремится стать тем, чем он может стать» [39, с. 49]. По его мнению, самоактуализация — это «непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т. п., более полное познание и, стало быть, принятие своей собственной изначальной природы, неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности» [39, с. 49]. Можно сказать, что А. Маслоу вносит в проблему Я-концепции интеграционно-действенный аспект: в систему образа Я вводятся представления человека о своих возможностях, о возможности к самоизменению, реализации своих потенций. Именно такой интегративно-действенный аспект образа Я сближает проблему Я с Я-кон- цепцией, понятием смысложизненных ориентаций и, в частно- сти, с феноменом локус контроля Я, возможностью управлять собственной жизнью [11]. Современное состояние теоретических разработок в изучении Я-концепции индивида в значительной мере достигнуто благодаря работам и клиническим исследованиям К. Роджерса. Использование термина «Я-концепция» было обусловлено стремлением К. Роджерса рассматривать человеческое «Я» целостно. Он утверждал, что «Я-концепция» складывается из представлений индивида о собственных характеристиках и способностях, возможностях его взаимодействия с другими и с окружающим миром, из ценностных ориентаций, связанных с объектами и действиями, а также представлений о целях или идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность [22]. По мнению К. Роджерса, развитие Я-концепции — это не просто процесс накапливания данных опыта, условных реакций и навязанных другими представлений. Я-концепция представляет собой определенную систему. Для нашего исследования важным является утверждение К. Роджерса о том, что изменение одного ее аспекта может полностью изменить природу целого [22]. Таким образом, К. Роджерс использует понятие Я-концепция для обозначения восприятия человеком самого себя. Далее развивая свою теорию, К. Роджерс рассматривает «Я-концепцию» не только как восприятие самого себя, но и как механизм, контролирующий и интегрирующий поведение индивида. Феномен Я-концеп- ции наиболее полно и подробно был рассмотрен Р. Бернсом. Представления Р. Бернса [2] о Я-концепции, как об основном объекте психологического изучения самосознания, являются попыткой синтеза взглядов различных авторов на эту проблему и в основных аспектах разделяются многими исследователями. Данный феномен, считает Р. Бернс, определяет знания человека о том, что он собой представляет, отражая те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые играем в жизни. Эти ролевые образы формируются в результате все более усложняющихся взаимодействий между людьми. Р. Бернс разработал схему, отражающую структуру Я-концепции, в которую входят аспекты Я: Я-физическое, Я-социальное, Я-умственное, Я-эмо- циональное, модальности — реальное Я, идеальное Я, зеркальное Я, компоненты установки — самооценка и образ Я, входящие в Я-сознающее (процесс) и Я—как объект (содержание) все вместе это входит в Глобальную Я-концепцию. Р. Бернс рассматривает ее как совокупность установок индивида, направленных на самого себя. Автор в Я-концепции выделяет три структурных элемента: когнитивный или «образ Я» (характеризует содержание представлений о себе); эмоционально-ценностный, аффективный отражает отношение к себе в целом или к отдельным сторонам своей личности, деятельности и проявляется в системе самооценок; поведенческий элемент характеризует проявление первых двух в поведении. Таким образом, «Я-концепция», по Р. Бернсу, включает в себя множество различных Я. При изучении Я-концепции подростка особенно важным был системный подход Р. Бернса к этому феномену. Автор считает, что Я-кон- цепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации личного опыта. Очень важная мысль, которая как будто предвосхищает будущее исследование субъективной картины жизненного пути. Я-концепция является динамической системой и играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий [2]. В отечественной психологии проблема Я и Я-концепции исследовалась как проявление самосознания С. Л. Рубинштейном [23], А. В. Петровским [18], И. И. Чесноковой [29], В. В. Столи- ным [28]. Изучение данного феномена, как содержание «образа Я» — категории, в которой происходит осознание индивидом своих особенностей, проведено Б. Г. Ананьевым [1], А. Г. Спир- киным [27], B. C. Мерлиным [18]. По мнению Л. И. Божович [4], Т. В. Драгуновой [9], М. И. Лисиной [12], Я-концепция формируется в процессе общения ребенка со взрослым. И. С. Кон [10], Ю. М. Орлов [17] изучали особенности функционирования Я-концепции в ситуациях противоречия между непосредственными желаниями и нравственными ценностями. Я-концепцию как результат самовоспитания рассматривали Д. Б. Эльконин [35], Т. В. Драгунова [9]. А. В. Петровский выделяет среди множества образов Я три стороны: представления о собственной внешности, своих способностях, социальной значимости; далее он характеризует эмоциональную сторону Я-концепции и представление о своих волевых качествах [18]. По мнению И. С. Кона, структура Я представляет собой не случайный набор компонентов, а систему когнитивных, эмоциональных и поведенческих признаков. В работах И. С. Кона впервые встречается термин «Я-экзистенциальное», которое, по мысли автора, является компонентом структурной модели «самости» и представляет собой регулятивно-организующий принцип индивидуального бытия [10]. Хотя в работах С. Л. Рубинштейна нет непосредственного высказывания о Я-концепции, но его мысли о двух способах существования — внутри непосредственного процесса жизни и ориентации на жизнь в целом, о выходе за пределы этого процесса жизни для занятия позиции вне ее и над ней [23] — можно считать предпосылками, ведущими к пониманию экзистенциальной составляющей Я-концепции. Обобщая данные о состоянии проблемы исследования, отметим ведущую тенденцию в изучении Я-концепции: от простого описания совокупности показателей к системному, интегрированному подходу с выделением структурных и регулятивных компонентов данного понятия. Мы исходим из того, что Я-кон- цепция является личностным образованием, системой динамических представлений о себе, соединяющей «внутренние факторы» процесса социализации и существенно обусловливающей особенности и направленность этого процесса. В то же время отметим, что Я-концепция не просто динамическая система, она имеет иерархическое строение, включает несколько уровней. Для экспериментальных исследований составляющих Я-кон- цепции использовался следующий методический аппарат: наблюдение, беседа, метод монографического изучения личности, анкетирование, контент-анализ мини-сочинений и анкет, методы статистической обработки данных. Для изучения основных компонентов Я-концепции использовались: мини-сочинения, «Шкала Я-концепции для детей» Е. Пирса, Д. Харриса, в модификации А. М. Прихожан, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, Тест-опросник самоотношения В. В. Столина, С. Р. Пантилеева, методика «Самооценка» Т. Дембо, С. Я. Рубинштейн, в модификации А. М. Прихожан, опросник «Кто Я» М. Куна и Т. Макпартленда. Для исследования составляющих Я-экзистенциального использовались следующие методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева (исследование осмысленности жизни и ориентации в смысловом пространстве жизни), «Анкета о смысле жизни» В. Э. Чудновского (выявление представлений о смысле жизни подростков), «Методика исследования системы жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова (исследование «смысловых профилей»), тест-интервью Е. И. Головахи и А. А. Кроника «Психологические часы» (изучение реализованности жизненных планов), проективной методики «Прошлое. Настоящее. Будущее» Е. И. Головахи и А. А. Кроника, модифицированный нами для подростков графический тест Е. А. Максимовой «Пространство моей жизни» (исследование ориентации подростков в смысловом пространстве жизни). Одним из методов исследования стал учебный курс «Хочешь ли ты быть хозяином своей судьбы?», представляющий собой цикл лекций о смысле жизни как психологическом образовании, его основных характеристиках, его роли в судьбе человека. Целью курса являлось формирование у подростков рефлексивного отношения к собственной жизни, не как к множеству возрастных периодов, событий, ситуаций, а как к единому смысловому пространству жизни. Ряд занятий был посвящен проблеме предопределенности судьбы, характеристике «жизненного пространства личности», «моделей» человеческой судьбы, обусловленных отношением человека к времени собственной жизни, роли школы и процесса образования в судьбе человека. В процессе преподавания курса проводились практические занятия с элементами тренинга, с использованием методик и упражнений, разработанных И. В. Вачковым [5], А. М. Прихожан [21], авторских упражнений. Школьники дискуссировали по наиболее значимым темам, писали сочинения о своей настоящей, прошлой и будущей жизни, выполняли специально подобранные упражнения (составление графика жизненного пути, «Карты будущего», коллективное сочинение сказки «Смысл жизни и любовь»). Таким образом, учебный курс соединил в себе теоретическую основу, экспериментальную и тренинговую работу. Преподносимые знания стали связующим звеном, мостом от прошлого к настоящему, а главное к формированию собственного будущего. Одно из значимых достижений курса и эксперимента в целом, мы считаем то, что с ребятами состоялся взрослый разговор о жизни каждого. В процессе работы были сформулированы, выработаны и апробированы практические рекомендации по психолого-педагогической поддержке школьников. В исследовании приняли участие 205 учащихся гимназии. Школьники в возрасте от 12 до 17 лет (среди них 100 мальчиков и 105 девочек). На основе теоретического анализа в рамках нашего исследования была разработана «Модель позитивной Я-концепции подростка», которая имеет два уровня. Первый уровень составляют базовые компоненты Я-концепции: Я-физическое — представления о своей внешности, здоровье, физической привлекательности, Я-умственное — представления о собственных интеллектуаль- ных способностях, Я-эмоциональное — представления об особенностях эмоционально-чувственных переживаний, темпераменте, Я-социальное — представления о принадлежности к определенной социальной группе, представления о собственных коммуникативных способностях, самооценка как обобщенное представление подростка о собственной личности, когнитивная составляющая — интерес к познанию окружающего мира и самого себя, поведенческая составляющая — представления о характере собственной реализации в конкретной деятельности. Отдельные элементы этого уровня, приобретая свойства экзистенциальности, становятся составляющими второго уровня сформированности Я-концепции подростка: жизненно значимые для него смысловые профили, представления о смысле собственной жизни, постепенно развивающаяся способность ориентироваться в ней как в едином смысловом пространстве, стремление выстраивать и реализовывать свои жизненные планы. Формирующееся на этой основе Я-экзистенциальное (общим экспериментальным показателем которого является осмысленность жизни) с возрастом оказывает все большее воздействие на общий процесс становления Я-концепции подростка. Мы исходим из того, что данная модель задает основное направление психолого-педагогической поддержке становления позитивной Я-концепции подростка. Следует отметить, что, хотя Я-экзистенциальное в подростковом возрасте только начинает формироваться, это новообразование оказывает заметное воздействие на общий процесс становления личности подростка. Известно положение, разработанное Л. И. Божович о необходимости внимательного отношения к новообразованиям, которые только намечаются, но будут определять процесс личностного развития в будущем [4]. Согласно полученным данным экспериментальный показатель теста смысложизненных ориентаций «Осмысленность жизни» взаимосвязан со всеми компонентами Я-концепции и со всеми параметрами Я-экзистенциального. Наибольшее количество значимых корреляционных связей осмысленности жизни с компонентами Я-кон- цепции составил 44 из 67. Так, с Я-физическим — 5, с Я-социальным — 12, с Я-эмоциональным — 4, Я-умственным — 2. С поведенческими характеристиками — 9, с самооценкой — 8, с когнитивной составляющей — 4. Экспериментальный показатель «осмысленность жизни» также значимо коррелирует с составляющими Я-экзистенциального. Из 35 выявленных 24 корреляционные связи значимы. По смысловым профилям — 6 значимых, по представлениям о смысле жизни — 9, по ориентациям в смысловом пространстве — 5, с реализованностью жизненных планов — 4. Таким образом, экспериментальные данные подтверждают правомерность предложенной модели. Проведенное исследование показало, что позитивная Я-кон- цепция подростка — та концепция, в иерархии которой значимое место занимает экзистенциальная составляющая, выражающаяся в смысложизненных ориентациях и в рефлексивном отношении к собственной жизни. Существенный интерес представляло более детальное рассмотрение параметра «Осмысленность жизни», который является основным экспериментальным показателем уровня сформи- рованности смысложизненных ориентаций. Среднее значение осмысленности жизни по всей выборке составило 98,84 балла при стандартном отклонении 15,11. Приведем среднегрупповые значения по субшкалам теста «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева: «Цели в жизни» 27,06 ± 5,6, «Процесс жизни» 27,88 ± 6,13, «Результативность» 22,43 ± 4,4, «Локус контроля Я» 19,62 ± 3,41, «Локус контроля жизнь» 26,64 ± 4,99, «Осмысленность жизни» 98,84 ± 15,11. Данные показатели находятся в пределах нормы [19]. Полученные в эксперименте данные сопоставимы с результатами других исследователей — Е. В. Мартыновой [14], М. Б. Богатыревой и др. [3]. В ходе исследования выделено три группы с различной степенью осмысленности жизни. Группа с низкой осмысленностью жизни составила 42 человека — 24 % от общего количества, со средней осмысленностью самая многочисленная — 110 человек — 61,45 %, с высокой осмысленностью самая малочисленная и составляет 27 человек — 15 % от общего числа выборки. Отметим, что при анализе возрастного состава данных групп выяснилось, что восьмиклассников в последней группе большинство. Таким образом, с возрастом повышается уровень осмысленности жизни. Интересные данные графического теста «Пространство моей жизни» выявлено, что более 60 % подростков планируют создание семьи и рождение ребенка достаточно поздно, в 26— 30 лет, по-видимому, это отражение современной социальной ситуации, когда происходит повышение возраста вступления в брак. 5,6 % подростков данной выборки вовсе не планирует рождение ребенка. У большинства подростков проявляется чувство взрослости — стремление быть старше своих лет, они отмечают свой желаемый возраст больше, чем реальный. При исследовании параметра, отражающего стремление к реализации жизненных планов, оказалось, что у большинства под- ростков (68 %) существует представление о собственной жизненной перспективе. У 71 % подростков проявляется значительный интерес к себе, зачастую это принимает эгоистическую направленность. Положительная корреляционная связь между параметрами «возраст» — «эгоистический тип межличностных отношений» может свидетельствовать о большей выраженности по мере взросления эгоистических устремлений, это подтверждают данные, характеризующие представления подростков о смысле собственной жизни. Более половины подростков пишут о желании «получать удовольствия», «играть в компьютерные игры». Показательно, что альтруистические устремления составили лишь пятую часть содержательных категорий Я-концепции современного подростка. Вместе с тем следует отметить положительную корреляцию между факторами «возраст» — «осмысленность жизни» — «альтруистические представления о смысле жизни». Таким образом, по мере формирования с возрастом рефлексивного отношения к жизни у подростка повышается значимость альтруистических устремлений. Подобную тенденцию можно наблюдать по отношению к становлению «Я-умственное» — лишь 4 % подростков оценивают свои интеллектуальные способности. Вместе с тем, чем старше подростки, тем выше этот показатель (г = 0,179, p < 0,01). Следует отметить значимые расхождения между параметрами локус контроля «Я» и локус контроля «Жизнь», что можно интерпретировать как свидетельство того, что подростки более уверены в возможности управлять жизнью вообще, чем стать хозяином собственной жизни. Показательно нежелание большинства подростков давать оценку своим умственным способностям: подросток стремится, как бы уйти от такой оценки, ибо она весьма личностно значима и, как показывают исследования Л. С. Славиной по самооценке, может быть причиной возникновения аффекта неадекватности [25]. Можно считать, что повышение тревожности и связанные с ней негативные аффективные реакции — одно из проявлений неустойчивости Я-концепции подростка. Об этом свидетельствуют, в частности, и обилие так называемых «нейтральных характеристик» — смысловых категорий, малосвязанных с основными компонентами Я-концепции и предпочитаемые подростком, поскольку они менее личностно значимы. Далее о неустойчивости свидетельствует сосуществование в содержании Я-концепции противоположных качеств, например, «эгоизм» — «альтруизм», проявления тревожности, что существенно обусловлено значимос- тью эмоциональной составляющей подростковой Я-концепции. Как показывают результаты исследования, эмоциональная составляющая играет особую роль в становлении Я-концепции подростка: она как бы пронизывает все остальные «Я», с одной стороны, создавая «энергетику» становления Я-концепции, с другой — проявляясь в негативных переживаниях, тревожности. Сама неустойчивость Я-концепции подростка может быть причиной отрицательных переживаний. По-видимому, упоминавшееся выше обилие нейтральных характеристик в содержании Я- концепции во многом объясняется стремлением «защитить» удовлетворяющую подростка, но неустойчивую самооценку, не акцентировать внимания на личностно-значимых категориях Я-концепции. Контент-анализ сочинений показал, что наибольшую значимость в представлениях подростка о своей настоящей, прошлой и будущей жизни имеет эмоциональная составляющая и, в частности, проявления тревожности, особенно у девочек. Вместе с тем, как показывают результаты монографического изучения школьников и данные наблюдения за их поведением в ходе формирующего эксперимента, обращение подростка к экзистенциальным проблемам своего «Я» помогает «обуздать» негативные переживания, уменьшить проявления тревожности. Но наряду с проявлениями неустойчивости Я-кон- цепция подростка — это определенная иерархическая система, в основе которой относительное преобладание отдельных ее компонентов. Показательны в этой связи экспериментальные факты, свидетельствующие о постепенном повышении значимости Я-умственного и сохранении этой тенденции на протяжении всего подросткового возраста. Можно говорить о системообразующем влиянии на становление Я-концепции подростка феномена осмысленности жизни. Продолжением исследования смысложизненного аспекта становления Я-концепции у подростков стало более подробное рассмотрение экзистенциальной составляющей, психологической природы феномена Я-экзистенциального, выделение и описание его структурных составляющих. Ранее было показано, что одной из основных составляющих Я-концепции является «Я-экзистенци- альное, воплощающее в себе рефлексивное отношение к жизни и включающее в себя представления о собственной жизни и отношении к ней как к единому смысловому пространству, осознание своего места в этом пространстве в настоящем, прошедшем и будущем, потребность в активной реализации собственного будущего» [19]. Анализ полученных данных позволил сделать вывод о том, что Я-экзистенциальное имеет три составляющие: 1. Я-горизонтальное — характеристика степени сформиро- ванности отношения подростка к собственному настоящему, прошедшему и будущему, как к единой линии жизни. 2. Я-вертикальное — смысловые образования, обусловленные воздействием норм общечеловеческой нравственности, религиозных догматов, родовых, семейных традиций. 3. Я-рефлексивное — осмысленное представление о собственном Я как факторе становления смысложизненных ориентаций. Рассмотрим данные составляющие. Я-горизонтальное — настоящее, прошедшее, будущее, смысловые образования, характеризующие отношение к собственной индивидуальной жизни. Временной подход в изучении человека, считает Т. В. Снегирева, позволяет проникнуть в самую сердцевину его отношений, поскольку переживание времени жизни неизбежно связано с переработкой ценностей, внутренним ценностным самостроительством [26]. Исследуя процесс самоопределения у школьников, автор выделила несколько паттернов ценностно-временной структуры «Я», детально и дифференцированно описала отношение подростков к ощущениям собственного времени. В первом паттерне — прошлое, настоящее и будущее преемственно связаны, во втором — наличное «Я» в большей мере тяготеет к будущему, нежели к прошлому, «Я»-про- шлое представляется совершенно чуждым, отношение к нему неизменно критично. Третий паттерн отличается от предыдущего одной особенностью, в корне меняющей картину: будущее оторвано от настоящего, вследствие чего все три времени «Я» мыслятся как совершенно разные состояния. Четвертый — пример того, как меняется интерпретация временной трансспекти- вы в зависимости от роли, которую играет в ней «Я»-идеальное: одно дело, когда ему соответствуют настоящее и будущее, как во втором паттерне, и совсем другое, когда при той же временной структуре оно остается «изолированным», не включенным в развитие. Пятый паттерн — прошлое и наличное «Я» преемственно связаны, образуя один полюс, другой составляют тесно спаянные будущее и идеальное «Я». Шестой паттерн — наличное «Я» как бы «выпало» из развития: оторвано от прошлого, почти не имеет точек сближения с будущим, не отвечает ценностям идеального «Я». В исследовании Т. В. Снегиревой численно наиболее представительным оказался второй паттерн ценностновременной структуры «Я», где наличное Я больше тяготеет к будущему [26]. Изучением субъективной картины жизненного пути подростка, исследуя прошлое, настоящее, будущее, занималась Ю. Б. Шлыкова. Автором были выявлены общие закономерности для данной возрастной категории: подростки четко дифференцируют образы себя как ребенка и «уже не ребенка», отождествляют себя со взрослыми, хотя не всегда готовы к жизни в обществе взрослых людей, линия жизни, как и предполагалось, у всех ребят кардинально отличается. Ю. Б. Шлыкова отмечает общую тенденцию — многие ребята не обращаются к своему прошлому, настоящее для них более интересно, этот факт нашел свое подтверждение и в нашем исследовании [34]. Изучение параметра Я-горизонтальное проводилось нами с использованием мини-сочинений «Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее», проективной методики «Прошлое. Настоящее. Будущее» Е. И. Головахи и А. А. Кроника [6]. Отметим, что учащиеся, описывая свое временное пространство — категорию «Настоящее» выделяют более подробно, пишут о своих впечатлениях, переживаниях, увлечениях, спортивных достижениях. В сочинениях не всегда прослеживается единая линия, объединяющая эти составляющие временного пространства. После проведения формирующего эксперимента произошли изменения в экспериментальной группе, так, например, количество сочинений («Мое настоящее»), содержащих категории «чтобы понять себя самого», «чтобы понять жизнь», «получать новые познания», «открывать мир», «познать мир людей» увеличилось с 29,5 % до 52,3 %, тогда как в контрольной группе количество упоминаний незначительно уменьшилось. В мини-сочинении «Мое будущее» подростки из экспериментальной группы гораздо чаще употребляют эти категории, изменения с 59,1 % до 73,9 %, в контрольной группе с 57,1 % до 58,2 %. Статистическая обработка данных этой методики выявила значимые различия. После проведения формирующего эксперимента, в экспериментальной группе сочинения перестали носить «формальный» характер, описания своего временного пространства стали более подробными и осмысленными, во многих работах прослеживалась связь трех времен. Результаты проективной методики «Прошлое. Настоящее. Будущее» Е. И. Головахи и А. А. Кроника показали, что символические круги — рисунки «Мои прошлое, настоящее, будущее» у 69 % подростков не имеют пересечений между собой, 20 % рисуют их пересекающимися и лишь 11 % рисуют их как единое целое. Таким образом, эта тенденция схожа с выделенным Т. В. Снегиревой третьим паттерном, где будущее оторвано от настоящего, вследствие чего все три времени «Я» мыслятся как совершенно разные состояния, каждое из которых наступает «вдруг», разрывая связи с предшествующим этапом и не закладывая их — с последующим [26, с. 31]. Эти данные подтверждают, что у подростков пока не сформировано отношение к жизни как к единому смысловому пространству. Чрезвычайно важно донести до сознания подростка, что «познать себя значит познать не только себя сегодняшнего. Конечно, можно ограничиться лишь одной точкой пространства собственной жизни, сегодняшним днем. Но это значит обокрасть себя, украсть у себя целый мир, который предстоит построить» [30, с. 21]. Одним из главных направлений в работе с подростками должна быть помощь при освоении собственного жизненного пространства, возможность осознания важности единства и целостности трех времен. Исследуя смысловую вертикаль, мы проанализировали смысловые образования, обусловленные воздействием норм общечеловеческой нравственности, религиозных догматов, родовых, семейных традиций. Были проанализированы ответы на вопрос анкеты: «Что по Вашему мнению в наибольшей степени влияет на смысл жизни?». Обнаружено две тенденции в ответах подростков — больше половины участников проекта на первое место ставят «пример родителей», на втором месте «общение со сверстниками», третье место разделили — «собственный опыт» и «общение с педагогами». Далее следует — «влияние СМИ» и на последнем месте — «влияние художественной литературы». Интересно отметить, что проведенное ранее на другой выборке анкетирование показало, что на первом месте у подростков было «общение со сверстниками», на втором — «собственный опыт», на третьем — «пример родителей», а вот «общение с педагогами» и «чтение литературы» было на последнем месте. Смысловая вертикаль — то, что выходит за пределы индивидуальной жизни. Характеристика смысловой вертикали особенно наглядно выступает при анализе смысловых профилей, которые отражают предпочитаемые категории смысла жизни — альтруистические, экзистенциальные, самореализационные, статусные, коммуникативные, семейные, когнитивные. Исследование смысловых профилей показало, что у подростков преобладают статусные, коммуникативные, самореализационные категории смыслов, на последнем месте — альтруистические. Диаграммой проиллюстрированы полученные средние значения (рис. 1).
Рисунок 1 - Средние значения по смысловым категориям «Методики системы жизненных смыслов» В. Ю. Котлякова Следует отметить, что со статистической достоверностью было установлено, что чем выше уровень осмысленности жизни, тем более значимы: альтруистические намерения (t = 2,434, значимость 0,016), стремление к самореализации (t = 4,038, значимость 0,000), экзистенциальные категории (t = 4,082, значимость 0,000), отношения в семье (t = 1,989, значимость 0,048) и желание познания (t = 4,724, значимость 0,000).
|
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |