На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Социально-педагогические основы организации системно-комплексной работы образовательной организации с семьями обучающихся в условиях миграционных процессов
Социально-педагогические основы организации системно-комплексной работы образовательной организации с семьями обучающихся в условиях миграционных процессов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Кочергина Ольга Александровна канд. пед. наук, доцент, заведующая кафедрой Кирюшина Ольга Николаевна канд. пед. наук, доцент
Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» г. Таганрог, Ростовская область

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы, связанные с системнокомплексной работой образовательной организации с семьями мигрантов, имеющих детей. Актуальность проблемы взаимодействия образовательной организации с семьей в условиях современной социокультурной ситуации обуславливает разработку и использование системно-комплексного подхода в осуществлении работы образовательного учреждения с семьями детей-мигрантов. Научно-методическое сопровождение его реализации будет способствовать адаптации семей, обеспечит их включение в социальное и культурное пространство России.

Ключевые слова: социальное партнерство, взаимодействие семьи и школы, система педагогического образования родителей, системно-комплексный подход, модель взаимодействия в условиях миграции.

В настоящее время Россия аккумулирует крупные миграционные потоки, обусловленные социально-экономическими и политическими процессами на территориях разных стран. Регионы Российской Федерации различаются составом мигрантов. Для этой категории людей свойственно изменение прежней территориальности (добровольное или вынужденное переселение), привычного образа жизни, что нередко влечет за собой серьезные проблемы, связанные с физическим и психическим здоровьем, моральным состоянием (чувством достоинства, уверенности, самодостаточности, стабильности), профессиональной активностью, социальной адаптацией и др.
Вместе с тем миграция может оказывать влияние и вносить значимый вклад в социально-экономическое и демографическое развитие России, обеспечивая компенсацию естественной убыли населения, тормозя демографическое старение, обеспечивая приток рабочей силы, выравнивая диспропорции на рынке труда, осуществляя вклад в развитие отдельных отраслей хозяйственной деятельности.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в 2012 г. утвердил Концепцию государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 г., в которой определены приоритетные задачи, а именно: содействие адаптации и интеграции мигрантов, формирование конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом [1].

Проблем, возникающих в жизни семей мигрантов, достаточно много. Они связаны со следующим:
- социокультурным барьером в условиях региональной специфики, отражающей социальные практики взаимодействия;
- языковым барьером (в формате письменной и устной речи как одних из базовых составляющих процесса образования);
- различием в системах ценностей, самоидентификации и самореализации;
- отличиями в системах образования России и других государств, в средствах и условиях образовательных систем, нормах образовательных практик образовательных организаций;
- переживанием стресса в связи с потерей «прошлого» и необходимостью начинать все заново; сменой места жительства, микрокультурной среды, жизненного уклада, ценностей; изменением социального статуса, работы, профессии, что сказывается на психике и физическом здоровье как ребенка, так и его родителей.

Адаптации мигрантов (и взрослых, и детей) способствует не только получение статуса, оказание материальной помощи, обеспечение юридической и экономической поддержки, но и осуществление социальной интеграции: стабилизация эмоционального состояния, направление личностных ресурсов на активное конструирование социальной реальности, культурно-образовательную поддержку. В реализации этого направления миграционной политики большую роль могут играть образовательные организации (детские сады, школы, учреждения дополнительного образования, спортивные организации, учреждения культуры, искусства и др.), непосредственно взаимодействующие с детьми-мигрантами и их родителями. Поэтому «ключевые аспекты, цели, задачи и проблемные вопросы языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан являются одним из приоритетных направлений в реализации государственной политики в сфере образования, а также объектом внимания педагогической общественности, родительских сообществ, представителей сферы культуры, науки, различных социально-профессиональных групп» [3].
Потенциал системы образования в реализации миграционной политики государства достаточно высок. Работая, в первую очередь, с детьми мигрантов, образовательные организации способствуют созданию такой социально-общественной атмосферы, при которой адаптация этих детей обеспечит им нормальную жизнедеятельность в безопасном образовательном пространстве равных возможностей и защиты интересов каждого.
В России формируются центры изучения проблем образования детей мигрантов, а также обучающих практик, которые находят свое применение в школах российских городов (Москва, Санкт-Петербург, Ставрополь, Екатеринбург и др.). Однако в настоящее время еще не нашли должного распространения исследования, направленные на решение проблем осуществления работы образовательной организации с семьями мигрантов, в которых есть дети. Опросы родителей-мигрантов как социальной общности в большей степени проводятся в рамках социологических исследований для получения общей статистической информации, не затрагивающей критерии, показатели и уровни социальной адаптации, необходимые для организации эффективной работы по этому направлению и социальной интеграции членов семей-мигрантов.
В этом контексте возникает объективная потребность в разработке современных подходов, моделей организации эффективной работы различных государственных и социальных служб, в том числе и образовательных организаций, в условиях высокой степени неопределенности, в ситуации возникновения непрогнозируемых проблем, связанных с развитием миграционных процессов в России.
В процессе адаптации переселенцев, которые в перспективе могут стать гражданами Российской Федерации, чрезвычайно важна организация системно-комплексного сопровождения. В связи с этим необходимо увеличить количество работающих с ними специалистов, способных осуществлять качественную профессиональную деятельность по адаптации прибывших граждан к новым условиям и интегрированию их в правовое поле, социальное и культурное пространство России.
Необходимо отметить, что успешность адаптации детей мигрантов можно гарантировать только тогда, когда создано единое воспитательнообразовательное пространство «образовательная организация - семья». Социальное партнерство школы с семьей (педагоги - дети - родители) обусловлено равностью миссии (Конституция РФ) и равностью ответственности (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») перед государством за воспитание будущего поколения. Ответственность за воспитание и получение образования лежит не только на государстве, педагогах, но и прежде всего на родителях, семье. Именно семья, являясь первичным институтом социализации личности, при содействии образовательной организации оказывает влияние на формирование и изменение установок и целеопределения ребенка, а также несет ответственность за перспективы его личностной реализации. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям. Благоприятное семейное воспитание помогает ребенку усваивать нормы поведения в обществе, коллективе, во взаимоотношениях с людьми. Опыт показывает, что чем теснее осуществляется связь семьи и образовательных организаций, тем эффективнее педагогический результат в осуществлении семейного воспитания.
В контексте социального заказа государства именно школа может стать основным агентом адаптации и интеграции детей-мигрантов и их родителей в социокультурное пространство нашей страны. Образовательная организация является пространством, в котором мигранты встречаются с «официальным миром». Они сталкиваются с необходимостью оформления документов и предоставления информации о семье; с требованием соблюдать определенные правила внутри школы; с необходимостью изменения практик, сложившихся в семье (использование русского, а не родного языка, соблюдение законов, правил поведения принимающей стороны и т. д.). Через целенаправленное и системное взаимодействие с родителями педагоги и школьная администрация транслируют семьям мигрантов новые нормы поведения.
Для успешной адаптации детей мигрантов необходима систематическая работа всего педагогического коллектива образовательного учреждения с семьей, которая предполагает создание эффективной системы организации социально-педагогического партнерства семьи мигрантов и школы, построенной на принципиально новой системе отношений между родителями и образовательными организациями разных уровней.

Осуществление образовательной организацией процесса адаптации и интеграции мигрантов, включение их в социальное и культурное пространство, целенаправленное воспитание установок на законопослушание и уважение к традициям страны проживания станет результативнее, если будет реализовываться модель работы образовательной организации с семьями мигрантов, основанная на системно-комплексном подходе, включающем следующие направления [2]:
- организация непосредственной работы с родителями-мигрантами;
- организация работы с детьми, воспитание у подрастающего поколения (детей-мигрантов) устойчивого положительного отношения к традициям и ценностям брака, семьи, культурным традициям региона проживания;
- реализация программ дополнительного профессионального образования для практикующих педагогов по работе с семьями мигрантов (родителями и детьми).
Таким образом, деятельность образовательных организаций по данным направлениям должна осуществляться с учетом региональных особенностей миграционных процессов; быть ориентирована на интеграцию семей переселенцев в местную среду, их уважение и признание ценностей и традиций, образа жизни принимающей стороны при сохранении национальных особенностей, являющихся гордостью и истинным достоянием той или иной нации. Применение системно-комплексной модели взаимодействия образовательной организации с мигрантами будет способствовать соблюдению принципа единого, согласованного индивидуально-ориентированного сопровождения ребенка из семьи мигрантов.

Список литературы
1. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.) [Электронный ресурс]. -
2. Кочергина О. А. Системно-комплексный подход к организации повышения педагогической культуры родителей / О. А. Кочергина, О.Н. Кирюшина // KANT. - 2019. - №3. - С. 53-57.
3. Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации об организации работы общеобразовательных организаций по языковой и социокультурной адаптации детей иностранных граждан [Электронный ресурс].

Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.