На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Психологические аспекты тревожности у детей разных возрастов
Психологические аспекты тревожности у детей разных возрастов
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Семакина Маргарита Сергеевна студентка Научный руководитель Евдокимова Елена Валерьевна канд. психол. наук, старший преподаватель
ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет» г. Армавир, Краснодарский край

Аннотация: дети трудно переносят смену обиходной обстановки, а необходимость установления новых социальных отношений может вызвать у ребенка серьезные трудности. Многие из них в период школьной адаптации начинают испытывать повышенную тревожность, эмоциональное напряжение, становятся беспокойными, гиперчувствительными и замкнутыми. В статье рассмотрены психологические аспекты тревожности у детей.


Ключевые слова: тревожность, тревога, типы тревоги, источники чувства тревоги, категории тревожности, детская тревожность, критерии определения тревожности у ребенка, причины повышенной тревожности, особенности тревожных детей в школе.


На сегодняшний день ученые отмечают усиленный рост числа тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, низкой устойчивостью к стрессу, эмоциональным и психологическим расстройствам. Повышенный уровень тревожности при современной стрессовой и экологически неблагоприятной внешней ситуации является одним из определяющих факторов в формировании личности ребенка. Повышенная тревожность также является достаточно явным признаком школьной дезадаптации ребенка, которая влияет на успеваемость, межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, физическое и психологическое благополучие отрицательно.
Тревожность, с точки зрения Анны Михайловны Прихожан, это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [8].
С.Л. Рубинштейн определял тревожность как склонность человека к переживанию эмоционального состояния, возникающего в ситуации неопределенной опасности, и проявляющегося в ожидании неблагополучного варианта развития событий [9].
В.К. Вилюнас рассматривал тревожность как склонность индивида к переживанию тревоги, которая характеризуется низким порогом появления соответствующей реакции [3].
А.М. Прихожан установила две основные категории тревожности : одна из которых вполне четко осознается, переживается человеком и влияет на его поведение и деятельность, называется открытой, а скрытая во многих случаях не осознается и может проявляться либо чрезмерным спокойствием и нечувствительностью к существующим проблемам, либо вызывать нестандартные формы поведения. Выделяют три формы открытой тревожности:
- нерегулируемая или слабо регулируемая тревожность. Она понимаема человеком и проявляется внешне посредством симптомов тревоги, человек не может справиться с ней самостоятельно;
- регулируемая и компетентная тревожность. С ней человек может справиться самостоятельно, выбирая удобные и эффективные для себя способы;
- культивируемая тревожность. Она осознаваема и выступает как ценное качество личности, позволяющее добиваться поставленных целей и желаний.
Скрытая тревожность встречается намного реже, чем открытая тревожность, и выражается либо в виде неадекватного спокойствия, при котором человек скрывает тревогу от окружающих и самого себя и вырабатывает мощные защитные приемы, создающие препятствия на пути к осознанию тех или иных угроз, либо в оживлении защитного механизма «уход от ситуации».
Для людей с высоким показателем тревожности основным препятствием является страх неудачи, а не непосредственная сложность задания или уменьшение времени на его решение.
Детская тревожность - это обширное понятие, включающее различные аспекты устойчивого эмоционального неблагополучия. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения и решений. Тревожным детям свойственны и соматические проблемы: боли в животе, головокружения, головные боли, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание и др. Во время проявления тревоги они часто ощущают сухость во рту, ком в горле, слабость в ногах, учащенное сердцебиение.
К внешним источникам возникновения тревожности дошкольника следует отнести [2, с. 115]: манипулирование детьми; индивидуальноличностные особенности персонала, участвующего в образовательном процессе; процесс общения детей в группе; враждебность окружающей среды; интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за неразумно построенного режима жизнедеятельности детей, монотонность будней; нерациональность и скудость питания; неправильная организация общения.
Внутренними источниками тревожности ребенка могут быть [2, с. 118]: сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения; осознание ребенком своей неуспешности на фоне других детей; отсутствие самостоятельности; патология физического развития.
А. Прихожан обращает наше внимание на следующие особенности тревожных детей в школе [8]:
1. Сравнительно высокий уровень обучаемости. Учитель может считать такого ребенка неспособным или недостаточно способным к учению.
2. Эти школьники не могут отделить в работе основную задачу, сосредоточиться на ней. Они пытаются контролировать одновременно все элементы задания.
3. Тревожный ребенок отказывается от дальнейших попыток, если не удается сразу справиться с заданием.
4. На уроке поведение таких детей может казаться странным: иногда они правильно отвечают на вопросы, иногда молчат или отвечают наугад, давая в том числе и нелепые ответы. Говорят иногда взахлеб, сбивчиво, краснея и жестикулируя. И это не связано с тем, насколько хорошо ребенок знает урок.
5. При указании тревожному школьнику на его ошибку он как бы теряет всякую ориентацию в ситуации, не понимает, как можно и нужно себя вести.
В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться. Я- концепция подростка часто противоречива, что вызывает трудности в воспитании и адекватной оценке собственных достижений и неудач, закрепляя тем самым негативные эмоциональные переживания и тревожность как личностное свойство. В этом возрасте тревожность возникает вследствие потребности в устойчивом удовлетворительном отношение к себе.
Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте может быть связано и с формированием характера, отличительной особенностью которого являются тревожно-мнительные черты. У человека с такими личностными особенностями легко возникают страхи, опасения, волнения. Неуверенность в себе заставляет заранее отказываться от деятельности, которая кажется слишком сложной. По этой же причине занижена оценка достигнутых успехов. Поэтому принятие решений затруднено, так как подросток очень сосредоточен на неблагоприятных последствиях, которые решение может повлечь за собой.
Подобные тенденции могут сохраняться и в период ранней юности. К старшим классам тревожность меняется, локализуется в определенных сферах взаимодействия человека с миром: школа, семья, будущее, самооценка и т. д. Ее возникновение или закрепление связано с развитием рефлексии, осознанием противоречий между своими возможностями и способностями, неопределенностью жизненных целей и социального положения. Важно, что тревога начинает оказывать мобилизующее влияние только с подросткового возраста, когда она может стать мотиватором деятельности, замещая другие потребности и мотивы. В дошкольном и младшем школьном детстве тревога имеет только дезорганизующий характер.

Список литературы
1. Адлер А. Индивидуальная психология / А. Адлер. - СПб.: Питер, 2017. - 256 с.
2. Аракелов Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко / Психологический журнал - 1997. - №2. - С. 51-59.
3. Вилюнас В.К. Психология эмоций. Тексты / под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппен- рейтер. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 288 с.
4. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. - М.: Юрайт, 2017. - 200 с.
5. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию / В.Н. Каранда- шев, М.С. Лебедева, Ч. Спилбергер. - СПб.: Речь, 2010. - 80 с.
6. Лощенкова З.Б. Возрастная психология / З.Б. Лощенкова. - М.: Лист, 2002. - 301 с.
7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н.В. Валуевой. - М.: Мир и образование, 2015. - 1376 с.
8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.
9. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2017. - 718 с.
10. Фрейд З. «Я» и «Оно» / З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2018. - 224 с.
11. Хорни К. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. - М.: Канон+РООИ «Реабилитация», 2013. - 288 с.
12. Опросник на определение уровня тревожности детей Г.П. Лаврентьева и Т.М. Титаренко
13. Галкина И. А. Детская тревожность: определение, выявление и причины возникновения / И.А. Галкина
14. Шейкина Е.А. Преодоление тревожности у младших школьников средствами коррекционно-развивающей работы / Е.А. Шейкина

Источник: Психология личностного взаимодействия в современном обществе : сборник материалов I Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Армавир, 12 апреля 2022 г.) / под общ. ред. И.В. Ткаченко; Армавирский государственный педагогический университет. - Чебоксары: ИД «Среда», 2022. - 288 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.