Семья как психологическая система
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Е.В. Костюченко

В статье рассматриваются характеристики семьи с позиции системного подхода, анализируются модели семьи (четырехаспектная модель семейной системы, многоуровневая модель психологического функционирования семьи) с учетом системных характеристик, приводится классификация семейных проблем по уровням согласно аспектам взаимодействия в семье.

Ключевые слова: семья, семейная система, четырехаспектная модель семейной системы, многоуровневая модель психологического функционирования семьи.


В условиях быстро развивающихся во всем мире социальных, политических, экономических, культурных изменений семья остается, пожалуй, единственным институтом, сохранившим свою важность на протяжении времен. Несмотря на это, семейная психология - одно из молодых направлений в психологической науке. Сегодня проблематике семьи посвящен целый ряд исследований: изучены психологические функции семьи, выявлены факторы тех или иных моделей ее построения, описаны причины возникающих в семье деформаций межличностного взаимодействия, определены особенности неблагополучной семьи, показаны наиболее эффективные способы и приемы оптимизации семейных отношений. В то же время, несмотря на обилие исследований, посвященных различным проблемам семьи, семейная психология до сих пор зачастую остается terra incognita или «фигура под вуалью» (по меткому выражению И. Голода) психологической науки ввиду интимности происходящих в ней процессов и малой доступности их непосредственного наблюдения.
В начале XX века семейная психология выступала как раздел в рамках социологии и только с середины XX века, в основном благодаря зарубежным исследованиям, она начала оформляться в отдельное научное направление современной психологии. Бурное развитие семейной психологии в середине XX века было обусловлено рядом причин. Основными из них являются следующие:
- трансформация института семьи и процессов, происходящих в ней, что нашло свое отражение в снижении непосредственного влияния родителей на выбор брачного партнера, нуклеаризации семьи, увеличении значимости супружеских отношений в равноправном браке;
- рост феминистского движения, что привело к увеличению социального равноправия женщин и их большей экономической самостоятельности, либерализации взглядов на развод и сексуальные нормы, изменению системы семейных ценностей, когда «Kinder. Kirchen. Kuchen» переставали быть наиглавнейшими приоритетами семейной жизни женщин. Это привело к пересмотру стереотипов по отношению к моральному поведению мужчин и женщин, департе- нализации семьи. Эти причины послужили также основой трансформации ролевой структуры семьи, что и обусловило выход женщин за пределы их традиционных ролей (в первую очередь, хранительницы домашнего очага и воспитательницы детей). Вовлечение в сферу производства постепенно привело не только к некоторому ограничению выполнения женщиной материнских функций. Динамика изменений структуры гендерных ролей включает не только тенденцию эмансипации женщин от традиционной внутрисемейной зависимости, но и тенденцию к изменению патриархальных стереотипов отцовской роли: рост экономический, социальной, психологической независимости женщин приводит к изменению модели отцовства [1];
- признание факта влияния семьи на развитие ряда психических и соматических заболеваний, а также на снижение симптомов заболеваний при проведении семейной психотерапии;
- акцентирование внимания роли семьи в формировании вредных привычек, аддиктивного поведения и важности семейного взаимодействия и семейных отношений в их терапии.
В середине XX века семейная психология и психотерапия были выделены в самостоятельное направление. В это время было создано довольно большое количество разнообразных теоретических моделей функционирования семьи и понимания особенностей нарушений семейного взаимодействия и семейных отношений.
Особенно продуктивными для становления научных подходов к изучению семьи и помощи ее членам были 1950 - 1960 годы. В это время в биологии появилась и начала развиваться теория сложных систем, а в компьютерной науке - кибернетика, связанная с именами Р. Винера [2; 3] и Л. фон Берталанфи и положившая начало так называемому системному подходу [4].
Л. фон Берталанфи выделял два основных взгляда на природу мира - механистический (Ньютон, Галиллей) и организмический.
Организмический взгляд на природу мира основывается на таких принципах, как:
- элементализм (рассмотрение любого предмета как состоящего из отдельных элементов, не делимых далее;
- причинно-следственная обусловленность происходящего, где точно можно определить причину и следствие, а между событием и его причиной существует линейная связь.
Хорошей иллюстрацией рассмотрения семьи с позиции механистической модели мира является психодинамический подход: семья рассматривается как совокупность отдельных индивидов, каждый из которых имеет свои личностные особенности и свою личную историю жизни в родительской семье, которые никак не зависят от аналогичных явлений других членов семьи. При этом каждый супруг имеет свою неосознаваемую модель семьи, которую и стремится реализовать в своих актуальных отношениях (супружеских, родительско-детских). Семейные отношения, с точки зрения психодинамических теорий, детерминированы особенностями психосексуального развития, наличием или отсутствием травм в раннем детстве, сформированностью или деформацией половой идентичности и т.п. Таким образом, семейные проблемы рассматривались почти всегда как проблемы кого-либо одного из членов семьи. Семья как совокупность людей, выстраивающих между собой особого рода отношения, чувствительные к целому множеству влияний как психологических, так и социальных, не рассматривалась (по крайней мере, представителями ортодоксального психоанализа).
Теория общих систем Л. фон Берталанфи была положена в основу понимания семьи как системы, что дало начало так называемому системному подходу к изучению семьи. Ученый ставил своей целью упорядочить описание законов функционирования неживых и живых систем. Он показал невозможность применения способов описания неживых систем к анализу взаимодействия живых («открытых»). На основе системного подхода и была сформирована системная семейная терапия.
В психологии системность рассматривается как методологический подход к изучению психических феноменов, когда соответствующее явление рассматривается как система, в своем функционировании не сводимая к сумме своих элементов, обладающая своей структурой, причем свойства элемента определяются его местом в этой структуре. Система определяется как совокупность единиц или элементов, которые находятся в некой упорядоченной связи между отдельными элементами. Дж. Браун и Д. Кристенсен указывают: «Общая теория систем способствовала тому, что взамен фокусирования на каждом члене семьи с последующим «суммированием» информации для получения общей картины возникла мысль о том, что понять отдельного члена семьи (части) можно лишь при условии понимания совместного функционирования всех членов семьи (целого). Процесс, в ходе которого происходит функционирование всех членов семьи, получил название системы семьи» [5, с. 28]. В этом смысле семейная система состоит не только, например, из трех индивидов (муж, жена, ребенок), но и взаимоотношений между ними, общих правил взаимодействия и т.п. Такое понимание семейной системы не противоречит принятому в психологии определению семьи, согласно которому семья понимается как малая социальная группа, состоящая из людей, связанных между собой узами родства и (или) супружества [13].
С точки зрения системного подхода семейная жизнь предстает как задаваемая системными эффектами взаимодействия членов семьи. В этом смысле поведенческое проявление сознательной деятельности человека следует рассматривать не как проявление, исходящее из единого «волевого центра» субъекта, а как системный эффект сложной структуры взаимодействий, в которые он непосредственно включен (Г. Будинайте). В противовес причинно-следственной (линейной) обусловленности происходящего в русле системной семейной терапии применяется циркулярное, взаимозависимое объяснение причин происходящих явлений.


Семья, как и любая социальная система (например, общество), имеет ряд характеристик.
1. Целостность (или холизм, отражающий положение Аристотеля, согласно которому целое больше суммы его частей) - объединение элементов системы в единое целое приводит к получению некой данности, представляющей собой нечто иное, чем сумма отдельных частей этой системы. Другими словами, отдельные элементы системы, объединяясь вместе, приобретают новые свойства, ранее у них отсутствующие (лес не есть объединение деревьев; организм не есть совокупность клеток и т.п.). Поэтому супружескую систему (так же, как и детскую) нельзя просто разделить, превратив ее в двух отдельных людей. Между этими людьми существует связь, которая преобразует их взаимоотношения и взаимодействие по принципу 1 + 1=3.
2. Взаимозависимость - изменение в одной части системы приводит к изменению всей системы в целом. Например, изменение видения ситуации клиентом приводит к изменению его поведения, что, в свою очередь, может приводить к изменениям семей-
ного взаимодействия. Это свойство, на наш взгляд, целиком вытекает из предыдущего.
3. Открытость и способность к самоорганизации. Семейная система - это открытая и самоорганизующаяся система. Она находится в постоянном взаимообмене с окружающей средой, поведение целесообразно, а источник преобразований системы лежит внутри ее самой [6].
4. Первичность семейной системы по отношению к составляющим ее индивидам. Люди, составляющие семью, поступают так или иначе под влиянием правил функционирования данной семейной системы, а не под влиянием своих потребностей и мотивов. Система первична по отношению к входящему в нее элементу [6].
5. Влияние закона гомеостаза. Закон гомеостаза предполагает, что любая система, в том числе и семья, стремится к постоянству, к стабильности. Семья в каждый момент времени своего существования стремится сохранить status quo. Как указывает А.Я. Варга, нарушение этого статуса всегда болезненно для всех членов семьи, несмотря на то что события могут быть и радостными, и долгожданными, например, рождение ребенка, распад мучительного брака и т.п. [7; 8]. Реализации этого закона способствует способность семьи к самоорганизации, что предполагает наличие внутрисемейных сил, позволяющих семье оставаться целостной и не разрушаться. Механизмом, поддерживающим гомеостаз, является отрицательная обратная связь. Именно она способствует сохранению и поддержанию стабильного состояния семьи.
Однако довольно часто стремление семейной системы к сохранению своей константности порой любой ценой приводит к достаточно серьезным последствиям для всех ее членов. Психологи, занимающиеся семейным консультированием, отмечают наличие разнообразных способов семейной гомеостатической регуляции - конфликты, заболевания, социальная дисфункция одного из членов семьи, триангуляция, замещение и т.п. [9; 10]. Отмечая это, Ш. Лой- шен констатирует: «Семья - это система. Как всякая система, она стремится к равновесию, ради поддержания которого навязываются роли, насаждаются запреты, появляются нереалистичные ожидания; в этом случае потребности отдельных членов семьи не удовлетворяются и, наконец, система дает сбой» [цит. по 11].
В то же время негативное влияние семейного гомеостаза может ослабляться при поощрении членов семьи к отклонениям в принятых правилах и моделях поведения. Дж. Браун, Д. Кристенсен указывают: «В семейной психотерапии особое внимание уделяется сочетанию тенденций к изменению и сохранению стабильности, присущих семейной системе» [5, с. 29]. Стремление семьи к стабильности осуществляется посредством позитивной или негативной обратной связи.
6. Влияние закона развития. Согласно закону развития, каждая семья должна создаться и умереть. Динамика семейного разви-
тия получила название жизненного цикла семьи. Жизненный цикл семьи состоит из определенных этапов, каждый из которых характеризуется своими задачами развития, эффективная реализация которых приводит к адекватному бескризисному переходу на следующий этап. Семейное развитие реализуется посредством механизма положительной обратной связи. Как указывает А.Я. Варга, положительная обратная связь - это такая информация о функционировании системы, которая увеличивает отклонение от стабильного состояния, вызывая необратимые изменения в системе [9, с. 57]. Именно положительная обратная связь в семейных системах обеспечивает переход семьи от одной стадии жизненного цикла к другой.
7. Эквифиналъностъ. Согласно данному принципу, в один и тот же пункт назначения можно прибыть различными путями. В применении к семейной системе это означает, что промежуточные формы, которые принимает семья в процессе эволюции, гораздо менее значимы по сравнению с ее окончательной формой. Принцип экви- финальности систем подразумевает наличие в любой момент времени более чем одного ряда событий, приводящих к определенному конечному состоянию. Т.е., изучение промежуточных событий не столь продуктивно для получения полезной информации, как исследование конечного состояния [12].
8. Структурная организация семъи как системы. Данная характеристика семьи раскрывается посредством таких параметров семейной системы, как границы, иерархия или соподчиненность, семейные роли, уровень сплоченности.
Принимая во внимание выделенные характеристики семьи, необходимо иметь в виду, что семья как система является составной частью других социальных систем, во взаимодействии с ними проявляются те особенности семейного функционирования, которые в непосредственном семейном контексте могут не выявляються или проявляются не так ярко. При этом надо иметь в виду, что часто не только семья, но и общество задает свои стандарты поведения, например, перфекционистские установки, поощрение определенных моделей внешнего вида (борьба с лишним весом), проведения досуга (употребление алкоголя, курение), которые проявляются в личностном и семейном взаимодействии. Если в начале XX века психологические и психические нарушения понимались как следствие пережитой преимущественно в детстве травматизации, что находило отражение только на интрапсихическом уровне, то с появлением системного подхода симптомы необходимо рассматривать как средство выражения отношений между людьми.
Выделяя эти, при этом, наверняка, далеко не все, особенности проявления семьи как системы, необходимо учитывать разные уровни семейного функционирования. Объединение этих уровней позволит создать теоретическую модель изучения семьи, а также оказания психотерапевтической и психологической помощи.
Анализ психологической литературы показал, что сегодня существует довольно много моделей помощи семье в зависимости от тех методологических оснований, которых придерживаются авторы. С позиции системного подхода наиболее полными нам представляются четырехаспектная модель семейной системы А.Б. Холмогоровой [12], которую ученый применила для исследования влияния семейных факторов на возникновение расстройств аффективного спектра, и многоуровневая модель психологического функционирования семьи Н.И. Олифирович [13].
С точки зрения системного подхода, на котором базируются указанные модели, проблемы одного члена семьи рассматриваются сквозь призму функционирования всей семьи как целого. Нарушения функционирования, наблюдаемые у одного члена семьи (симптом), расцениваются как патология всей семейной системы. Условием выздоровления служат изменения семьи как системы: перестройка и изменение ее структурных параметров, идеологии, паттернов коммуникации, мифологии и совокупности ритуалов и т.п.
Четырехаспектная модель семейной системы А.Б. Холмогоровой включает в себя следующие блоки: семейная структура, семейная микродинамика, семейная макродинамика и семейная идеология (таблица 1).
Таблица 1 - Четырехаспектная модель семейной системы А.Б. Холмогоровой

 

Семейная

Семейная микродинамика

Семейная макродинамика

Семейная

структура

 

 

идеология

1

2

3

4

1. Связь

1. Семейные роли:

1. Семейная

1. Семейные правила, нормы:

Типы:

смешение ролей,

история или

 

сверхвключенность,

ролевая гибкость

эволюция:

конструктивные -

разбщенность,

 

отношения и

дисфункциональные

автономность,

2. Стереотипы

события в 3-х

 

дифференцирован-

взаимодействия:

поколениях

2. Делегирование

ность, коалиции

частота конфлик-

 

требований и ожи-

 

тов, степень кон-

2. Семейный

даний:

2. Иерархия

троля

сценарий:

согласованные,

Типы:

 

повторяющиеся

несогласованные

низкая, высокая,

3. Циркулирование

из поколения в

 

умеренная,

 

поколение паттерны

3. Мифы:

инверсия иерархии

информации в семье;

 

деструктивные, дающие опору

 

 

 

 

3. Подсистемы

семейные секреты

3. Цикл развития

 

Типы:

 

семьи:

 

родительская,

 

переломные

 

детская,

 

моменты

 

супружеская,

 

 

 

прародительская

 

 

 

 

1

2

3

4

4. Границы Типы:
внутренние (между поколениями), внешние (с внешним миром)

4. Стиль эмоциональной коммуникации в семье: уровень критики, уровень негативных эмоций, выражение чувств, парадоксальные коммуникации

5. Метакоммуникация: коммуникация по поводу коммуникации

6. Триангуляция: использование третьего в решении конфликтов между двумя другими

4. Сопротивоение изменениям: трудности перестройки

5. Ресурсы для изменений: позитивные аспекты отношений

6. Трансмиссия: накопление негативных паттернов в 3-х поколениях

7. Травматические события в семейной истории: ранние смерти, тяжелые болезни, жертвы войн, репрессий и т.д.

4. Семейные ценности, верования и убеждения: конструктивные - дисфункциональные

5. Традиции, ритуалы: устойчивые паттерны, объединяющие членов семьи

6. Общий культурный контекст семейной системы: культурные ценности, стереотипы, нормы


Многоуровневая модель психологического функционирования семьи Н.И. Олифирович включает в себя как уровни функционирования семейной системы (индивидуальный, микросистемный, макросистемный и мегасистемный), так и их показатели (когнитивный, эмоциональный и поведенческий), которая представлена в таблице 2.
Изучая семьи зависимых от наркотиков подростков, С.Б. Ваисов предлагает классификацию типичных нарушений в семьях зависимых и выделяет следующие уровни функционирования семьи: эмоциональный, поведенческий, коммуникативный, когнитивный и личностный. Анализ представленной автором классификации также позволяет рассматривать ее как одну из моделей работы с семьей (таблица 3) [14]. Выявленную классификацию семейных проблем, наблюдаемую в семьях наркозависимых подростков, С.Б. Ваисов предлагает использовать для выделения мишеней психотерапевтической и психологической помощи родительской подсистеме.


Таблица 2 - Многоуровневая модель психологического функционирования семьи Н.И. Олифирович

Уровни функционирования семьи

Индивидуальный (отдельный член семьи)

Микросистемный
(нуклеарная
семья)

Макросистемный
(расширенная
семья)

Мегасистемный (семья и социальное окружение)

Показатели функционирования семьи

Когнитивный аспект

Идентификация себя как члена семьи, индивидуальные границы, семейно-обусловленная индивидуальная мифология

Циркулирование информации, метакоммуникация, внутренние и внешние границы нуклеарной семьи, представления о семейной иерархии

Семейные мифы, семейная история, семейные сценарии, семейные ценности, семейные нормы и правила, внутренние и внешние границы расширенной семьи, представления о семейной иерархии

Представления членов семьи об их социальном статусе и степени соответствия принятым в данном социуме нормам и требованиям к семье

Эмоциональный аспект

Удовлетворенность браком и семейными отношениями, соматизация, обусловленная семейным функционированием

Стиль эмоциональной коммуникации, сплоченность

Стиль эмоциональной коммуникации, сплоченность

Удовлетворенность семьи своим положением в обществе

Поведенческий аспект

Проявления индивида как члена семьи, семейная адаптация

Паттерны взаимодействия, традиции и ритуалы нуклеар- ной семьи, ролевое взаимодействие членов нуклеарной семьи, иерархическое взаимодействие нуклеарной семьи

Паттерны взаимодействия, традиции и ритуалы расширенной семьи, ролевое взаимодействие членов расширенной семьи, иерархическое взаимодействие расширенной семьи

Социальная адаптация, взаимодействие семьи с социальными институтами, семейное взаимодействие, обусловленное действием социальных стереотипов


На наш взгляд, представленные модели не противоречат друг другу и хорошо согласуются между собой. Они позволяют интегрировать самые разные знания о семейных особенностях при работе с конкретным клиентом или семьей, накопленные как в теоретических, так и эмпирических исследованиях. В указанных моделях используются такие характеристики семьи, как семейные мифы, ритуалы, особенности коммуникации, характеристики семейной
иерархии и границ. Однако выделение более конкретных уровней функционирования семейной системы, как это имеет быть в модели Н.И. Олифирович, является, на наш взгляд, более плодотворным, так как дает основания для более тщательного подбора необходимых для члена семьи методов и способов психологического или психотерапевтического воздействия. При этом у психолога существуют научно обоснованные основания применения индивидуальной терапии (если нарушения касаются нарушения исключительно индивидуального уровня функционирования) или семейной. При этом автор указывает на возможность анализировать запрос клиента с позиции выделения и рассмотрения каждого уровня.


Таблица 3 - Классификация семейных проблем по уровням согласно аспектам взаимодействия в семье

1 уровень: Эмоциональный
(характеризует степень сепаратности (удаленности) членов семьи друг от друга или, наоборот, связности и подразумевает эмоциональную связь (привязанность), испытываемую друг к другу членами семьи)

Созависимость родителей; наркозависимость ребенка

2 уровень: Поведенческий
(характеризует функциональность семейной системы, связанной с правилами в семье, границами семьи и границами ее подсистем)

Нарушение системы правил в семье;
нарушение семейных границ; нарушение границ между родительской и детской подсистемами

3 уровень: Коммуникативный
(характеризует стиль и язык общения в семье, способ транслирования когнитивных посланий между членами семьи)

Нарушение коммуникации в семье

4 уровень:
Когнитивный
(связан с установками и ценностями родителей, семейными нормами, трансгенерационной передачей нарративов и семейных тем)

Семейные нормы; семейные ценности

5 уровень:
Личностный
(обусловлен различными внутриличностными конфликтами родителей, неадекватной самооценкой)

Внутриличностные проблемы родителей;
низкая самооценка у родителей

В качестве примера можно привести историю клиентки М., обратившейся к нам по поводу отсутствия интереса к жизни, внутреннего напряжения и слишком большой «зацикленности» на семье. М. - домохозяйка, все свободное время отдающая семье. Анализ проблемы клиентки с использованием многоуровневой модели психологического функционирования семьи Н.И. Олифирович позволил выявить возможные причины ее симптома, что в дальнейшем было подтверждено в процессе беседы и проведения некоторых диагностических обследований.
На личностном уровне для М. было чрезвычайно важно, что как хозяйка дома она вне конкуренции. Это поддерживало ее личную систему убеждений о том, какой должна быть настоящая мать и жена: все отдающей мужу и детям, забывающей о себе и своих потребностях и т.п. На микросистемном уровне это также поддерживало ее систему иррациональных убеждений относительно того, что ее муж возможно давно бы ее уже бросил, если бы она не была такой самоотверженной матерью и женой. На макросистемном уровне это позволяет ей находить хоть какой-то контакт с чрезмерно авторитарной свекровью, с которой они вынуждены проживать совместно. На мегасистемном уровне это способствует поддержанию представлений о женщине как хранительнице домашнего очага, в силу чего только тогда семья может считаться стабильной, счастливой, правильной.
Таким образом, можно с уверенностью констатировать высокую диагностическую и терапевтическую ценность системного подхода в изучении и помощи семье.


Список литературы
1. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.
2. Винер, Р. Мое отношение к кибернетике. Ее прошлое и будущее / Р. Винер. - М.: Советское радио, 1969. - 24 с.
3. Винер, Р. Новые главы кибернетики / Р. Винер. - М.: Советское радио, 1963. - 63 с.
4. Прохаска, Дж. Системы психотерапии. Для консультантов, психотерапевтов и психологов / Дж. Прохаска, Дж. Норкросс. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - 383 с.
5. Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.
6. Черников, А. Интегративная модель системной семейной психотерапевтической диагностики / А. Черников // Семейная психология и семейная терапия. - М.: Когито-Центр,1997. - С. 81 - 89.
7. Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2009. - 182 с.
8. Варга, А.Я. Системная семейная психотерапия / А.Я. Варга. - СПб.: Речь, 2001. - 144с.
9. Варга, А.Я. Домашний питомец в семейной системе / А.Я. Варга, Е.Ю. Федорович // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - С. 56 - 65.
10. Теория семейных систем М. Боуэна / под ред. К. Бейкер, А.Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2005. - 457 с.
11. Манухина, Н. Созависимость глазами семейного терапевта / Н. Ма- нухина. - М.: Класс, 2009. - 280 с.
12. Холмогорова, А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.04 / А.Б. Холмогорова. - М., 2006. - 53 с.
13. Олифирович, Н.И. Теоретико-методологические основания семейной психологии и психотерапии / Н.И. Олифирович // Возрастная и педагогическая психология: сб. науч. тр. Вып. 7 / Бел. гос. пед. ун-т им. М. Танка; редкол. Н.Т. Ерчак [и др.]. - Минск: БГПУ, 2007. - С. 81 - 89.
14. Ваисов, С.Б. Наркотическая и алкогольная зависимость. Практическое руководство по реабилитации детей и подростков / С.Б. Ваисов. - М.: Наука и техника, 2008. - 272 с
Костюченко Елена Васильевна - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей и социальной психологии ГрГУ им. Я. Купалы.

Источник: Наскевич Алла Юрьевна - магистр психологии, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ им. Я. Купалы.
Актуальные проблемы психологии общения : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Л.М. Даукша (гл. ред.) [и др.]. - Гродно : ГрГУ, 2011. - 159 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.