Проблема самовыражения личности в общении
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Б.П. Ковалёв, О.Е. Мальцева
В статье анализируются теоретические подходы к изучению нового и малоизученного в отечественной психологии феномена самовыражения личности в общении, В зарубежной психологии этот феномен определяется как самопредъявление.

Ключевые слова: самопредъявление, управление впечатлением, самопрезентация, «Я-информация».


Проблема самовыражения личности в общении становится темой все большего числа исследований в отечественной психологии. Этому, вероятно, способствуют два фактора. Во-первых, приверженность идеям гуманистической психологии, главной из которых является представление о человеке как субъекте собственного развития и воплощения себя в разных формах жизнедеятельности. Во-вторых, смена парадигмы в социальной психологии с изучения Человека Воспринимающего на изучение Человека Транслирующего, что обусловлено, в свою очередь, возрастанием личной инициативы и активности современного человека. Если в середине двадцатого века одним из главных направлений социальной психологии было восприятие людьми друг друга, то в конце века на первый план вышла проблема управления коммуникатором создаваемым им образом и, соответственно, отношениями с окружающими.
Под самовыражением личности в общении И.П. Шкуратова понимает максимально широкий круг вербальных и невербальных поведенческих актов, которые человек использует для передачи информации о себе другим лицам, независимо от степени их осознанности и целенаправленности. В качестве одной из причин, побуждающих к активному самовыражению личности в общении, можно рассматривать потребность в персонализации, описанную А.В. Петровским, суть которой состоит в стремлении оказывать влияние на процесс социализации других людей. Активность самовыражения связана с активной жизненной позицией личности и стремлением к расширению границ своего жизненного пространства [1].
В зарубежной психологии данная проблема изучается через феномен самопредъявления, под которым понимается сообщение информации о себе другим людям. Для определения самопредъявления существует два термина: «управление впечатлением» и «самопрезентация». Эти термины, уже давно и прочно вошедшие в англоязычную научную лексику, находят отражение в современных отечественных исследованиях, касающихся социальной перцепции,
межличностного восприятия и влияния, а тема самопрезентации по праву становится все более актуальной. Это связано с тем, что наиболее значимыми человеческими потребностями являются потребности в общении, принятии, признании и самовыражении. Именно эти потребности предопределяют значимость формирования благоприятного впечатления о себе, что, безусловно, отражается в социальной успешности [2].
Б. Шленкер определяет управление впечатлением как попытки контролировать образы, которые проецируются в реальном или воображаемом социальном взаимодействии. М. Снайдер отмечает, что впечатления могут управляться и третьими лицами, поэтому понятие управление впечатлением шире, чем самопрезентация [1].
Процесс формирования впечатления о самом себе в глазах других людей, под которым понимается целенаправленная активность по контролю и регулированию информации в целях создания соответствующего образа, является одной из самых привлекательных областей изучения не только для ученых, но и для практики повседневной жизни. Большинство исследований связано с выявлением особенностей первого впечатления. Менее изученным является процесс последующего развития и уточнения впечатления по мере накопления опыта межличностного взаимодействия, влияния на него социальных ролей, стереотипов и т.п. В большинстве своем изучается влияние когнитивных и аффективных детерминант на интерпретацию внешности и поведения [3].
В настоящее время исследования в области управления впечатлением проводятся по двум направлениям. В рамках первого осуществляется развитие старой, интрапсихической традиции рассмотрения социально-психологической проблематики посредством добавления новых интерпретаций и описаний. Это относится к переосмыслению феномена когнитивного диссонанса, изменению аттитюдов, реактивности, социальной фасилитации, агрессивного поведения и т.п. В рамках второго направления осуществляются исследования по управлению впечатлением как самостоятельной проблемной области со своим концептуальным аппаратом. Для этого направления характерно доминирование социально-когнитивного подхода в аспекте рассмотрения процесса социального познания. Анализ управления впечатлением основывается на общей идее о том, что люди пытаются контролировать информацию в целях ее приспособления к специфическим особенностям аудитории во имя решения поставленных задач [3].
В процессе управления впечатлением люди стремятся построить в сознании других людей определенные представления о себе и других (например, о друзьях и врагах), объектах (о работе, жилье) или событиях. Когда совершается попытка контролирования своего образа в глазах других людей, речь идет о самопрезентации.
Под самопрезентацией понимается в различной мере осознаваемый и постоянно осуществляемый в межличностном взаимодействии процесс предъявления «Я-информации» в вербальном и невербальном поведении субъекта самопрезентации с учетом специфики социальной ситуации [4].
Первые исследования самопрезентации были проведены на Западе в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Одним из первых исследователей самопрезентации был Э. Гоффман, являющийся приверженцем ролевой теории личности. Он описал ежедневные взаимодействия людей через драматургию, с точки зрения театрального искусства. Индивидуальности, таким образом, выглядят как «актеры», и взаимодействие кажется «представлением», образованным контекстом или ситуацией и сконструированным для передачи другим людям впечатлений в соответствии с желаемыми целями «актера». В отличие от ряда более поздних исследователей самопрезентации, которые считают, что самопрезентация происходит только в специфических условиях и используется только определенным типом людей, Э. Гоффман является сторонником расширенного подхода к трактовке проблем самопрезентации и управления впечатлением, рассматривая самопрезентацию как постоянный процесс, изменяющий свой характер в зависимости от целей «актера» и обстоятельств, то есть как общую особенность социального поведения [2].
Известный западный исследователь Б. Шленкер, рассматривая самопрезентацию как многоцелевую деятельность, пишет, что ее изучение включает в себя два типа исследований:
1. Исследования, в которых рассматривается то, как люди, будучи субъектами деятельности, стараются сформировать отношения и поведение аудитории через представление «Я-информации».
2. Исследования, в которых рассматривается то, как люди реагируют на самопрезентационную деятельность других [4].
Исследования самопредъявления показали, что оно выполняет психотерапевтическую, саморегуляторную и другие значимые для личности функции только тогда, когда достигаются цели, которые ставил перед собой коммуникатор [5]. Из этого следует, что для коррекции самопредъявления конкретного человека с целью повышения его коммуникативной компетентности необходим учет потребностей и мотивов, которыми он руководствуется в этом процессе.
Ряд исследователей выделяют ключевые мотивы, лежащие в основе процесса самопрезентации: поддержание чувства собственной уникальности; демонстрация своей принадлежности к определенной среде; утверждение желательной «Я-концепции» и укрепление самооценки; получение социальной, материальной выгоды; повышение привлекательности, получение одобрения и уважения; сохранение и увеличение власти, влияния [2].
По мнению М. Лири и М. Ковальски, одним из ведущих мотивов самопрезентации является достижение человеком желаемой социальной идентичности, которая будет детерминировать способы его самовыражения в общении. При этом не все самопрезентационное поведение предназначено для предъявления социально одобряемой идентичности, поскольку люди могут проявлять в общении и агрессивность для достижения определенных целей [3].
Несмотря на универсальность мотивов самопрезентационного поведения, наблюдаются значительные индивидуальные различия, влияющие на особенности стиля коммуникации, выбор самопрезентационных тактик и стратегий. Так, исследования О.А. Пикулевой показали, что, независимо от степени осознания своих поведенческих действий, выбор тактик и стратегиий самопрезентации зависит от социального контекста, личностных особенностей, а также целей и задач, обусловленных в основном социальным статусом и профессиональной деятельностью [2].
Согласно W.B. Swann (1984; 1987), люди мотивированы на поддержание самосоответствия представлений о самих себе. Процесс управления впечатлением в целом как и процесс самопрезентации в частности обеспечивают временную устойчивость системы представлений человека о самом себе, поддержание стабильности образа Я. В то же время исследования показывают, что люди изменяют представления о самих себе и свои самооценки посредством приведения их в соответствие с предшествующей стратегической самопрезентацией [3]. Эта взаимосвязь процесса формирования впечатления собственного образа Я и аудитории определяет возможности целенаправленного формирования стратегического впечатления с прогнозируемым эффектом.


Список литературы
1. Шкуратова, И.П. Самовыражение личности в общении / И.П. Шку- ратова. - Ростов н/Д, 2006. - 79 с.
2. Пикулева, О.А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / О.А. Пикулева. - СПб., 2004. - 21 с.
3. Янчук, В.А. Введение в современную социальную психологию: учеб. пособие для вузов / В.А. Янчук. - Минск: АСАР, 2005. - 768 с.
4. Schlenker B. Self-presentation // In: Handbook of Self and Identity / by M. Leary et al., 2003. - P. 488 - 518.
5. Бородина, М.В. Мотивация самораскрытия личности в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / М.В. Бородина; Самарский ГПУ. - Самара, 2001. - 21 с.
Ковалёв Борис Петрович - кандидат психологических наук, доцент, доиент кафедры общей и социальной психологии ГрГУ им. Я. Купалы.
Мальцева Ольга Евгеньевна - магистр психологии, преподаватель кафедры общей и социальной психологии ГрГУ им. Я. Купалы.

Источник: Наскевич Алла Юрьевна - магистр психологии, аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии ГрГУ им. Я. Купалы.
Актуальные проблемы психологии общения : сб. науч. ст. / ГрГУ им. Я. Купалы ; редкол.: Л.М. Даукша (гл. ред.) [и др.]. - Гродно : ГрГУ, 2011. - 159 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.