На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Подходы к изучению развития профессиональной направленности личности старшего школьника
Подходы к изучению развития профессиональной направленности личности старшего школьника
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Джемесюк Серафима Ивановна студентка Научный руководитель Ваньков Алексей Борисович канд. психол. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область

Аннотация: в старшем школьном возрасте деятельность с просто учебной плавно переходит на учебно-профессиональную. Учащиеся активно участвуют в профессиональной ориентации и ищут свое призвание. В статье рассмотрены вопросы, связанные с исследованием профессиональной направленности старшеклассников, особенности выбора будущей профессии и факторы, которые влияют на этот выбор. В работе приведены результаты диагностического исследования склонностей и мотивов выбора будущей профессии учащимися. Представлен план программы по развитию профессиональной направленности старшего школьника.


Ключевые слова: профессиональная направленность, старшеклассники, профессия, школьники, профессиональная ориентация.


Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ними поведение [4]. Рассмотрев эти игры, можно заметить, как ребенок заменяет атрибуты профессиональной деятельности совместно с применением разных ролей.
Профессиональная ориентация старшеклассников является одной из ведущих общественных проблем. Так как от этого зависит не только будущее личности, но и будущее нашей страны в целом. Школьники учатся, выбирают профессию, сдают определенные экзамены и поступают в колледжи или же в высшие учебные заведения для дальнейшего профессионального самоопределения и успешной жизни в социуме.
Проблему профессиональной направленности личности, затрагивали такие авторы, как С.Л. Рубинштейн, Г.В. Резапкина, Н.С. Пряжников, Э.Ф. Зеер, Е.Ю. Пряжникова, О.И. Дубровина, С.Н. Чистякова. Психология профессионального самоопределения учащейся молодежи представлена в трудах Е.А. Климова и Л.Ф. Шеховцовой.
Правильный выбор школьником своей профессии в дальнейшем повлияет на все сферы его жизни. В.С. Мерлин выделял, что самое существенное и основное в характеристике личности человека - это ее направленность, т.е. то, от чего зависит общее направление его жизни и всей его активной творческой деятельности. От направленности зависят свойства характера личности и развитие ее способностей, социальная и нравственная ценность [3].
Е.А. Климов выделил 8 углов ситуации при выборе профессии. Так как старшеклассники при разборе выбранной профессии имеют множество различной информации, которая не всегда может являться актуальной или же реальной. В своих ожиданиях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей, юноши и девушки достаточно реалистичны. Но в сфере образования, социального продвижения и материального благополучия их притязания зачастую завышены [2]. Далее, более подробно рассмотрим восьмиугольную модель Е.А. Климова:
1. Позиция старших членов семьи.
Очень часто родители навязывают свое мнение ребенку, нежели по- мочьв выборе профессии будущей профессии. Достаточно часто такое проявление бывает в семьях, где много поколений с одной или же несколькими смежными профессиями (врач, юрист). Иногда родителям просто не нравится профессия, что выбрал их ребенок, и тогда они также навязывают ему свое мнение. В таких ситуация не может обойтись без конфликта. Именно поэтому важно дать возможность своему ребенку проявить инициативу в выборе будущей профессии.


2. Позиция товарищей, подруг (сверстников).
Дружба со сверстниками - одна из важнейших вещей для старшеклассника. Так одна подруга при нежелании расставаться с другой после «школьной скамьи», может пойти учиться дальше «за компанию», а не из соображений собственного выбора.


3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя.
Каждый вовлеченный учитель, находясь в совместной деятельности с учащимися и наблюдая за их поведение (внутренние и внешние проявления характера и способностей ученика), может посоветовать подходящую специальность или же предоставить информацию, связанную с выбранной профессией учащегося.


4. Личные профессиональные планы.
Представление учеником своего будущего, составление собственного профессионального плана. Постановка цели и поиск способов ее достижения. В данном контексте выбор учащегося делается на основе собственных интересов.


5. Способности.
Способности ученика также влияют на выбор будущей профессии. Например, без определенной предрасположенности к спортивным дисциплинам ребенку будет достаточно трудно быть в профессии, связанной со спортом, но это возможно. Это может являться как механизмом ускорения, так и торможения профессионального становления личности. Способности и таланты учащегося важно учитывать во всех сферах его жизнедеятельности.


6. Уровень притязаний на общественное признание.
Реалистичность притязаний старшеклассника - первая ступень профессиональной подготовки [1].


7. Информированность - важная, неискаженная информация - один из главных факторов выбора профессии.


8. Склонности проявляются и формируются в деятельности. Сознательно включаясь в разные виды деятельности, человек может менять свои увлечения, а значит и направления. Для старшеклассника это важно, так как профессиональные увлечения - путь к будущему [1].


Актуальность исследования связана с необходимостью изучения различных подходов в развитии профессиональной направленности личности старшего школьника.
Исследование проводилось на базе МБОУ «Средняя школа .№7» г. Щекино Тульской области. В исследовании приняло участие 20 учеников 9-го класса, в возрасте от 15 до 16 лет. Диагностическая программа включала следующие методики: методика «Карта интересов», разработанная А.Е. Голомштоком, Опросник Йовайши «Сфера профессиональных предпочтений учащихся» (модификация Г.В. Резапкиной), Диагностика «Мотивы выбора профессии» (модифицированная методика С. Гриншпуна), «Мотивация на достижение успеха» Т. Элерс.
Анализ результатов исследования показал, что 35% учащихся имеют склонность к работе с людьми, 15% - склонность к эстетическим видам деятельности, склонность к интеллектуальной и исследовательской работе- 10%, склонность к экстремальным видам деятельности- 10%, склонность к практической деятельности - 15%, и 15% учащихся имеют склонность к планово-экономическим видам деятельности. Часть учащихся (40%) имеют преобладание нескольких склонностей одновременно, что говорит о смешанности профессиональных интересов и предпочтений. При выборе будущей профессии для наибольшего количества учащихся имеют особое значение такие мотивы: материальное благополучие и деловое отношение. Мотивы творческой реализации и престижности профессии имеют меньшее значение для старшеклассников. У 45% учащихся средний уровень мотивации к успеху, 35%- имеют умеренно высокий и 15% - слишком высокий уровень мотивации к успеху, только 5% опрошенных показали низкий уровень мотивации к успеху.

По результатам исследования была составлена программа на актуализацию профессионального самоопределения старшеклассников «Твоя профессия - твой путь». Она включает в себя: экскурсию в высшее учебное заведение для старшеклассников, создание и защита проектов учащимися на тему «Мое призвание», тренинг по профориентации и подготовка к проведению профориентационного квеста для учащихся.
Практическая значимость проблемы определяется важным и хорошо обдуманным выбором учащихся своей будущей профессии.
В заключении, можно отметить, что в настоящее время актуальность исследования связана с изучением различных подходов в развитии профессиональной направленности личности старшего школьника. Важным фактором является комплексный подход не только психолога школы, но еще и учителей, а также родителей школьников в помощи при выборе будущей профессии.

Список литературы
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А. Климов. - Ростов н/Д, 2012 - С. 123.
2. Кон И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1980.
3. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избр. психол. тр. / В.С. Мерлин; под ред. Е.А. Климова. - М., 2013. - 219.
4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н.С. Пряжни- ков. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2010. - 256 с. Переиздание.
Источник: Актуальные вопросы саморазвития личности: психологопедагогический аспект : сборник материалов Всерос. науч.-практ. конф. с международным участием (Йошкар-Ола, 19 мая 2022 г.) / гл. ред. С.Н. Федорова; Марийский государственный университет. - Чебоксары: Среда, 2022. - 264 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.