На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Формирование личностной готовности у старших дошкольников к школьному обучению в условиях дополнительного образования
Формирование личностной готовности у старших дошкольников к школьному обучению в условиях дополнительного образования
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Казеннова Яна Валерьевна магистр, педагог-психолог МБУ ДО «Центр психо лого-педагогической, медицинской и социальной помощи» г. Алексин, Тульская область студентка
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область Научный руководитель Филиппова Светлана Анатольевна канд. психол. наук, доцент, преподаватель ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» г. Тула, Тульская область




Ключевые слова: дошкольник, личностная готовность, готовность к школьному обучению, развитие эмоционально-личностных компонентов.

 

Под личностной готовностью к школе мы понимаем необходимый и достаточный уровень личностного развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе [1].
Разработке данного вопроса посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Н.Г. Салминой, Е.Е. Кравцовой и других.


Личностная готовность предполагает:
- зрелость мотивов учебной деятельности, ориентация на учебно-школьную деятельность;
- развитое познавательное отношение к внешнему миру;
- определенный уровень самосознания и самооценки;
- наличие навыков совместной деятельности, навыков общения со сверстниками;
- умение следовать согласно образцу;
- достаточный уровень эмоционального развития психики ребенка.


Актуальность темы нашего исследования состоит в том, что сейчас предъявляются высокие требования к организации воспитания и обучения детей, к уровню их эмоциональной и личностной готовности к школьному обучению, тем самым заставляя искать новые, более эффективные психологопедагогические подходы и методы к развитию личности дошкольника в целом [2].


Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить эффективность модели формирования личностной готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе в условиях дополнительного образования.
Для изучения особенностей формирования личностной готовности у старших дошкольников в период подготовки к школе в условиях дополнительного образования мы использовали следующий диагностический инструментарий:


- методика «Стандартная беседа» Т.А. Нежнова;
- «Лесенка» (В .Г. Щур);
- «Картинки» (Е.О. Смирнова);
- «Домик» (Н.И. Гуткина);
- метод наблюдения.


Исследование по формированию личностной готовности у старших дошкольников к школьному обучению в условиях дополнительного образования было проведено на базе МБУ ДО «ЦППМиСП» г. Алексин. Выборку исследования составила группа детей старшего дошкольного возраста в составе 16 человек.
По проведении диагностической программы в исследуемой группе, можем проследить результаты:
По методике «Стандартная беседа» Т.А. Нежновой направленной на исследование внутренней позиции школьника и выявление характера ориентации на школьно-учебную деятельность, отражены следующие показатели: у 50% исследуемых фиксируется начальная стадия формирования внутренней позиции школьника, это свидетельствуют о преимущественном интересе ребенка к внешней атрибутике школьной жизни. У 37% внутренняя позиция школьника не сформирована, дети не проявляют интереса к школе. Лишь у 13% испытуемых внутренняя позиция школьника достаточно сформирована, это говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе.
По методике «Картинки» Е.О. Смирновой, направленной на изучение коммуникативной компетентности в общении старших дошкольников со сверстниками, проследим следующие показатели: У 18% исследуемых детей на вопрос: «Что бы ты сделал на месте этой девочки (мальчика)?» - дети отвечали: «Не знаю», «Убегу», «Заплачу», «Пожалуюсь взрослому». Ответы такого типа, не содержащие каких-либо самостоятельных решений проблемной ситуации, говорят о низком уровне развития социальной компетентности. Конструктивные решения конфликтных ситуаций были предложены 68% исследуемых детей. Из них 50% детей ограничились вербальными призывами к справедливости («Объясню, что так не поступают», «Скажу, что так неправильно»), 18% ответов содержали продуктивные и действенные решения («Поиграю в другие игры», «Починю поломанную игрушку», «Построю новый домик» и т. д.). Именно такого рода ответы свидетельствуют о достаточно высокой коммуникативной компетентности детей в общении со сверстниками.
По методике Н.И. Гуткиной «Домик», направленной на определение способности ребёнка к копированию сложного образца, а также произвольной регуляции деятельности, следует отметить: одинаковый результат равный 32% отмечает средний и низкий уровень, у 36% испытуемых отмечается высокий уровень умения следовать образцу. Дополнительные методики из комплекта на определение личностной готовности, отражают уровни самооценки и тревожности старших дошкольников. Среди которых у 18% отмечается высокий уровень тревожного состояния и у 46% зафиксирован средний уровень.
По методике «Лесенка» В.Г. Щур у 82% респондентов отмечен показатель адекватной самооценки, у остальной части равной 18% - низкий.
Анализ результатов в нашей экспериментальной группе склоняет нас к выводу о проведении программы по формированию личностной готовности старших дошкольников к школе, с опорой на каждый рассматриваемый компонент.
В заключение хотелось бы отметить необходимость организовать образовательный процесс с внедрением данной программы, включающей специальные игры, упражнения, творческие групповые задания. По окончании программы повторить диагностическую программу с целью мониторинга эффективности формирования критериев личностной готовности старших дошкольников.


Список литературы
1. Варенцова Н.С. Преемственность в образовании дошкольного и младшего школьного возраста / Н.С. Варенцова // Дошкольник - младший школьник. - 2009. - №4. - С. 1—11.
2. Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте // Хрестоматия по вниманию / Л.С. Выготский. - М., 2011. - С. 184-189.
3. Кравченко А.И. Психология и педагогика: учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА, 2013. - С. 390.

Источник: Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых : сборник материалов II Всероссийской научнопрактической конференции с международным участием (Тула, 7 апреля 2022 г.) / науч. ред. С.Г. Лещенко; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 304 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.