На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Интерактивный формат организации профориентационной работы
Интерактивный формат организации профориентационной работы
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Сальникова Ольга Сергеевна канд. филол. наук, доцент Селяничев Олег Леонидович канд. техн. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Череповецкий государственный университет» г. Череповец, Вологодская область


Ключевые слова: профориентация, профессии будущего, Атлас новых профессий.


Выпускнику среднего общеобразовательного учреждения непросто выбрать будущую профессию в условиях стремительно меняющегося мира. Сегодня школьник одинаково неуверенно ориентируется как в широком выборе традиционных видов трудовой занятости, так и в значительном наборе новых, появившихся в связи с технологическим рывком последнего времени, профессий. Было выявлено, что «почти 90% школьников, опрошенных в рамках проекта Минпросвещения России «Билет в будущее», не определились с профессией и не знают, где искать информацию для профориентации» [6]. В работе М.П. Нечаева обозначено, что 67% школьников не имеют представления о научных основах выбора профессии; 46% респондентов ориентированы в выборе профессии на поддержку со стороны взрослых; 44% не обеспечены сведениями о возможностях продолжения образования [3]. Таким образом, проблема организации профориентационной работы с учетом вызовов сегодняшнего мира является актуальной.
Акцент при организации профориентационных мероприятий делается на формирование осознанного выбора профессии, с опорой на собственные личностные особенности, интересы и склонности, а также на понимание выбранной профессиональной области. Существуют механизмы и техники, помогающие в выборе будущей профессии. Одной из классических работ является «Путь в профессию» Е.А. Климова. В ней автор приводит ряд практических заданий-упражнений, которые позволяют школьнику усвоить классификацию профессий, что важно при определении будущей профессиональной деятельности [2, с. 253-254]. В работе Л. А. Никоновой описан проект «Город будущего», который представляет собой «образовательный концепт, в основе которого лежит сотрудничество взрослых профессионалов в области бизнес-образования со студентами и школьниками г. Ульяновска, обладающими лидерскими и коммуникативными навыками и испытывающих активное желание изменять социальную среду вокруг себя» [4, с. 55-56]. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что для решения профориентационных задач и школы, и вузы используют «Атлас новых профессий» [1; 2; 5]. В настоящее время проводится большая работа по выявлению профессий будущего. Как результат таких усилий появился «Атлас новых профессий 3.0» - инструмент профориентации XXI века [5]. В Атласе представлено 27 профессиональных отраслей. «Атлас новых профессий» рассматривается как «ориентир, пользуясь которым можно построить собственную траекторию движения в интересное будущее, но интерпретированный под современный мир [2, с. 254]. «Атлас новых профессий» может рассматриваться как руководство и вспомогательный инструмент для тех, кто оканчивает школу и кому в ближайшее время предстоит столкнуться с выбором профессии. Итак, рассмотренные источники и опыт реализации профориентационных мероприятий позволяет выделить, во-первых, эффективность интерактивных форм организации профориентационных мероприятий, во-вторых, визионерское рассмотрение профессий, в-третьих, использование возможностей «Атласа новых профессий» и настольной игры «Мир профессий будущего».
Цель нашей работы - представить опыт реализации профориентационного проекта «Профессии будущего» с использованием «Атласа новых профессий» и настольной игры «Мир профессий будущего» в Институте информационных технологий Череповецкого государственного университета.
Реализация профориентационного проекта включает разработку и проведение комплекса профориентационных мероприятий по знакомству абитуриентов и их родителей с профессиями будущего во взаимосвязи с направлениями подготовки Института информационных технологий (ИИТ) Череповецкого государственного университета.
На организационном этапе происходит подготовка раздаточных материалов и презентаций, выбор оптимального сочетания игр для мероприятия, проведение обучения студентов для проведения игр со школьниками, уточнение плана профориентационной работы образовательных организаций города и области и согласование графика реализации.
Основной формой работы являются просветительские мероприятия с использованием книги «Атлас новых профессий», настольной игры «Мир профессий будущего», специально разработанного авторами мобильного приложения для Android-устройств «Атлас профессий ИИТ». Каждое мероприятие содержит информационную и интерактивную части. Итогами реализации проекта «Профессии будущего» за два последних года стали следующие показатели: 16 школ-участниц широкой географии Вологодской области (Череповец, Бабаево, Тотьма, Великий Устюг) с числом вовлеченных 125 человек. Отметим, что мероприятие было трансформировано в формат мастер-класса и проводилось в рамках Фестиваля науки в Череповецком государственном университете в 2021 году. Общее количество участников - 226 школьников. Мобильное приложение «Атлас профессий ИИТ» было скачано 531 раз.
Опыт реализации проекта «Профессии будущего» в Институте информационных технологий Череповецкого государственного университета показал, что интерактивные формы работы с абитуриентами позволяют привлечь их внимание, заставляют задуматься о будущей профессии и сделать осознанный выбор. Новый набор игровых и методических решений направлен на то, чтобы помочь педагогам, специалистам по профориентации в доступной и увлекательной форме рассказать подросткам о том, какое содержание у современных профессий, а также помочь им самостоятельно строить образовательные и карьерные траектории и больше узнать о надпрофессиональных навыках.


Список литературы
1. Афанасьева Н.Б. Будущие профессии Астраханской области / Н.Б. Афанасьева, О. А. Дубина, М.Е. Собко // Вестник науки и образования. - 2019. - №7(1). - С. 82-85.
2. Бакулина А. А. Рассмотрение вопроса профориентации школьников в разрезе сопоставления работы Е.А. Климова «Путь в профессию» и Атласа новых профессий / А. А. Бакулина, О.В. Еремкина // Новые технологии в учебном процессе и производстве: Материалы XIX Международной научно-технической конференции. Рязань. - 2021. - С. 252-254.
3. Нечаев М.П. Современное осмысление проблем профориентации обучающихся // Гаудеамус: психолого-педагогический журнал. - 2017. - №2. - С. 9-16.
4. Никонова Л. А. Современные приемы и технологии обучения: построение индивидуальных образовательных и профессиональных траекторий на примере образовательного концепта «Город будущего» // Гуманитарные науки в XXI веке. - 2019. - №13. - С. 53-61.
5. Атлас новых профессий [Электронный ресурс].
6. Чемпионат WorldSkills 21 мая 2019 [Электронный ресурс].

Источник: Социально-педагогические вопросы образования и воспитания : материалы II Всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2022 г.) / гл. ред. Ж.В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары: Среда, 2022. - 332 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.