Муромцева Ольга Васильевна канд. пед. наук, доцент, доцент ФГ АОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Белгородская область Ключевые слова: внеурочная деятельность, задачи, функции, воспитание, развитие, школьники, условия реализации, творческая деятельность, профориентация, социальные результаты, самореализация, саморазвитие.
Внеурочная деятельность - это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой, в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания, социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Цель внеурочной деятельности: - создать условия для выявления задатков и способностей школьников; - выявлять и развивать разнообразные интересы школьников с учетом их свободного выбора; - способствовать адекватному усвоению духовно-нравственных ценностей и культурных традиций своего народа; - содействовать достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы; - создавать воспитывающую среду, которая будет обеспечивать активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное от учебы время; - развивать здоровую, творческую личность, подготовленную к жизнедеятельности в бесконечно меняющихся условиях и способную к социально значимой практической деятельности. В каждой школе должны быть созданы материально-технические, кадровые и социально-экономические условия для организации и успешной реализации внеурочной деятельности школьников, а также и для организации дополнительного образования. Помимо создания условий для развития задатков, способностей, склонностей школьников, внеурочная деятельность обеспечивает профилактику их девиантного поведения. В процессе внеурочной деятельности школьник должен иметь возможность попробовать себя в самых разнообразных видах творческой деятельности, чтобы иметь возможность самореализоваться в комфортной, грамотно организованной среде. Это будет способствовать возникновению познавательного интереса к окружающей действительности, позитивному желанию преобразовать её по законам красоты. Таким образом будет осуществляться и эстетическое воспитание личности школьника. Благодаря активному общению со сверстниками и педагогами в процессе внеурочных занятий происходит социальное становление личности школьника, его социализация и развитие коммуникативных навыков. В современных реалиях жизни приобретение и развитие коммуникативных навыков становится серьезной проблемой, поскольку дистанционное обучение, чрезмерное, а порой и неконтролируемое увлечение компьютерными играми никак не способствует развитию навыков коммуникации. Еще необходимой и очень важной целью внеурочной деятельности является профессиональное самоопределение личности школьника. На уроках школьник имеет возможность познакомиться с основами фундаментальных наук, с огромным объемом научных знаний, накопленных человечеством, приобщиться к ним и попробовать свои силы в их изучении и постижении, получить представление о тех или иных видах профессиональной деятельности, основанных на комплексном использовании основ самых разных наук. Занимаясь самыми разнообразными видами внеурочной деятельности, школьник получает возможность расширить эти горизонты и получить ещё больше знаний и представлений о различного рода профессиях, основанных на творческих видах деятельности, а также заняться и техническим творчеством. Как правило, школьники, занимающиеся различными видами внеурочной деятельности, не имеют особых проблем с профориентацией или профессиональным самоопределением и достаточно ясно представляют своё профессиональное будущее. Как правило, у них уже сформированы представления о профессии, которой они могли бы посвятить себя и если родители смогут оказать им моральную, и материальную поддержку для получения выбранной профессии, то общество получит успешного, высокопрофессионального специалиста и, что не менее важно, счастливого человека. Внеурочная деятельность имеет целый перечень разнообразных задач: - корректировка и разработка программ внеурочной и воспитательной деятельности школы на основе изучения интересов, запросов детей и родителей; - создание целостной системы внеурочной деятельности; - анализ имеющихся возможностей школы, окружающей среды и инфраструктуры для реализации поставленных целей; - поиск и привлечение социальных партнеров к реализации разнообразных видов внеурочной деятельности; - создание нормативно-правовой базы, определяющей механизм взаимодействия школы с социальными партнерами; - повышение профессиональной компетентности педагогов как специалистов дополнительного образования и воспитателей. Исходя из перечисленных целей и задач, можно выделить целый ряд функции внеурочной деятельности. В первую очередь - это образовательная функция, то есть обучение школьников по дополнительным образовательным программам, для получения ими новых знаний, стоящих за пределами основной образовательной программы. Также, это знания и умения в области морали и нравственности, культуры и искусства, творчества и рукоделия и еще много разнообразных, но иногда, жизненно необходимых знаний. Именно эти знания могут стать определяющим мотивом для самоопределения и выбора будущей профессии. Воспитательная функция внеурочной деятельности едва ли не самая главная. Именно во внеурочной деятельности школьники учатся применять свои знания, полученные, в основном, на уроках в процессе творческой деятельности, в каких-то реальных действиях. Именно на внеурочных занятиях проявляется активность школьников, обусловленная не принуждением со стороны взрослых, а их собственными интересами и потребностями, направленными на преобразование и себя, и окружающей их действительности. Таким образом происходит, собственно воспитание личности и приобретение ею умений, которые мы определяем как креативные, художественные, музыкальные, театральные и т. д. С другой стороны - это обогащение и расширение воспитательного пространства общеобразовательного учреждения и формирование его культурно- информационной среды, благодаря чему стабильно развивается вся воспитательная система школы. Компенсационная функция состоит в освоении школьником новых видов и направлений деятельности, расширяющих, углубляющих или дополняющих основное (базовое) образование. Не все школьники успевают по всем школьным предметам, есть и такие предметы, которые даются с трудом, поэтому занятие интересным творческим видом внеурочной деятельности может создать значимый для ребенка эмоциональный фон. В результате у ребенка не будет развиваться комплекс неполноценности, а появится возможность саморазвития, самореализации в интересной для него деятельности. Рекреационная функция внеурочной деятельности - это организация содержательного досуга. Он необходим для восстановления психофизических сил ребенка, как меры по профилактике девиантного поведения. Девиантное поведение детей и подростков - это серьезная и достаточно острая проблема нашего общества. К сожалению, и в настоящее время в деятельности органов власти и общественности, осуществляющих деятельность с детьми, подростками и молодежью, слишком много мероприятий, которые существуют только на бумаге. Реально же только мизерная часть реализуется и как-то работает. Отговоркой, как обычно, служит недостаток финансирования, отсутствие помещений, кадрового состава и еще много всяких причин, которых в реальности не существует. Финансирование пущено на обогащение отдельных лиц и чиновников, помещения сданы в аренду как торговые площадки, а кадровый состав, которому, к слову сказать, платить надо зарплату, никто и не пытался найти. А ведь речь идет о детях, о будущем поколении, поэтому на внеурочную деятельность только и приходится уповать. Профориентационная функция внеурочной деятельности - одна из важнейших и первостепенных функций в наше время - это содействие самоопределению школьников, предоставление возможности получить необходимые первичные знания, приобрести элементарные умения и навыки в той или иной профессионально направленной деятельности. Сюда же можно включить и предпрофессиональную ориентацию школьников и их компьютерное тестирование. Оно покажет направленность личности каждого, поможет определиться с направлением профессиональной деятельности и выбрать конкретный профиль или квалификацию. Как показывает практика, очень большой процент студентов-перво- курсников даже не представляют себе свою будущую профессию и что они будут делать на своем рабочем месте на реальном производстве или в реальной организации. Более не менее ясно представляют себя в профессии будущие учителя и врачи, но с остальными профессиями очень все неоднозначно и сложно. Социализация как функция внеурочной деятельности дает возможность школьникам приобрести какой-либо социальный опыт, необходимый для жизни в информационном обществе и для существования в той или иной социальной среде. Функция самореализации осуществляется следующим образом: занимаясь интересным видом деятельности, который выбрал сам, ребенок испытывает самоудовлетворение, у него активизируется познавательная деятельность, что и способствует его личностному саморазвитию и эмоциональному проживанию ситуации успеха. Контролирующая функция внеурочной деятельности осуществляется мягко, без давления и принуждения, а в таких ситуациях, когда сам школьник просит оценить его успехи, достижения, оценить эффективность его деятельности за какой-то определенный промежуток времени, провести рефлексию. Внеурочная деятельность всегда должна носить добровольный характер. Это самое главное условие её успешности и результативности, а педагог должен быть свободен в выборе содержания внеурочной деятельности, в выборе методов её организации и реализации, откликаясь на интересы и потребности школьников. При правильной, грамотной организации внеурочной деятельности школьники получают практически неограниченные возможности для самопознания, саморазвития, самоопределения, самовоспитания, самообразования и самореализации на протяжении всей своей школьной жизни. Источник: Педагогика, психология, общество: от теории к практике : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Чебоксары, 22 июля 2022 г.) / гл. ред. Ж. В. Мурзина; Чувашский республиканский институт образования. - Чебоксары : Среда, 2022. - 340 с. |