На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Особенности психических состояний учащихся подросткового возраста и их регуляци
Особенности психических состояний учащихся подросткового возраста и их регуляци
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Сенькина Татьяна Николаевна Студентка Научный руководитель Хвалина Наталия Анатольевна канд. психол. наук, доцент
ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская область


Аннотация: в статье представлены особенности психических состояний учащихся подросткового возраста и способы их регуляции.


Ключевые слова: тревожность, активность, настроение, психоэмоциональное состояние, регуляция тревожности.


Усложнившаяся современная общеобразовательная система способствует частым и продолжительным стрессам учащихся. Вследствие этого у них возрастает уровень тревожности, беспокойства, психоэмоциональное напряжение, ухудшается самочувствие, снижается настроение и познавательная активность. Несоответствие их психофизиологических возможностей требованиям школы характерно для большинства учащихся подросткового возраста [3].
Подростковый возраст является критическим в отношении уровня тревожности и психоэмоциональной напряжённости. В 12-14 лет подросткам свойствен такой высокий уровень тревожности, как ни в одном другом возрасте, а преобладающий знак эмоций отрицателен [1].
Высокий уровень этих показателей способствует развитию психосоматических отклонений, школьных неврозов, затруднений в интеллектуальной деятельности, академической неуспешности, трудностям в сфере общения. В этот период, как отмечает X. Ремшмидт, происходят при единообразии биологических процессов, радикальные соматические изменения, многочисленные психические сдвиги, ожесточённые столкновения с обществом и его институтами (родительским домом, школой, профессиональным сообществом и т. д.) [2].
Диагностика негативного психоэмоционального состояния необходима для своевременного выявления школьников, склонных к возникновению состояния дистресса, обучения их необходимым навыкам саморегуляции и релаксации.
Целью исследования стало определение особенностей психических состояний учащихся подросткового возраста и методов их регуляции (возможности эффективной регуляции психоэмоционального состояния подростков путём обучения их диафрагмально-релаксационному дыханию с биологической обратной связью (БОС).
Исследование проходило на базе МКОУ «ОСОШ имени В.Д. Успенского» Тульская область г. Одоев. В нем принимали участие подростки 13-14 лет в количестве 76человек (31 мальчик и 45 девочек).
При исследовании психических состояний подростков использовались методики для определения: ситуативной и личностной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, адаптирован Ю.Л. Ханиным), самочувствия, активности, настроения (В.Д. Марищук), эмоциональных состояний (А.Е. Уэс- сман, Д.ФД.Ф. Рикс, М.Люшер).
По результатам исследования у 91% учащихся седьмых классов отмечается высокий и очень высокий уровни ситуативной тревожности. Они входят в группу риска по показателям тревожности, психоэмоциональной напряжённости и выраженной подверженности стрессу.
Психоэмоциональную напряжённость и быструю психическую исто- щаемость можно констатировать у 70% подростков. Для них характерны негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе снижает успешность обучения подростка и не позволяет ему удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата
По результатам исследования для 13% характерно переживание социального стресса, у 9% его уровень очень высок. У 1l% фрустрирована потребность в достижении, у 4% тревога в связи с этим очень высока. Имеют страх самовыражения 39% учащихся, из них у 22% он сильно выражен. Страх ситуации проверки знаний характерен для 29%, из них 5% находятся в состоянии выраженной тревоги.
Отмечается повышенный и высокий уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих у 36% подростков. Повышенный уровень тревоги в ситуации несоответствия ожиданий характерен для 21%, 14% из них имеют выраженный страх. Для 17% характерна низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Анализ проблемы и страхов в отношении с учителями показал следующее: отмечается повышенный уровень тревожности у 32% учащихся, из них у 1% её уровень очень высок.
Низкие показатели самочувствия можно констатировать у 41% респондентов, из них 29% описывают своё самочувствие как плохое. С уровнем активности ниже среднего выделено 58% подростков, из них 30% характеризуются низкой активностью. Пониженное настроение отмечается у 25%, из них у 8% - выраженное плохое настроение.
Таким образом, по результатам исследования можно констатировать неблагоприятные проявления психических состояний у подростков. В связи с этим возникает необходимость их регуляции.
Саморегуляция психофизиологического функционального состояния успешна тогда, когда она определяется индивидуальным стилем саморегуляции, который является результатом взаимодействия двух механизмов. На психодинамическом уровне это механизм экстраверсии-интроверсии, обеспечивающий поведенческую и эмоциональную вариативность. На физиологическом - это определённый тип вегетативной регуляции, ответственный за энергетическое обеспечение психической деятельности [1; 4].
Метод БОС определяется как произвольное управление функциями организма с целью их совершенствования и коррекции посредством электронных приборов, регистрирующих и преобразующих информацию о состоянии органов и систем человека в доступные сознанию зрительные и слуховые сигналы.
За счёт освоения и применения навыков саморегуляции, преодоления дезадаптационных состояний, повышения внимания и коррекции поведения создаются предпосылки для улучшения успеваемости учащихся повышается сопротивляемость их организма к стрессам, уменьшается соматическая заболеваемость.

Список литературы
1. Александров Ю.И. Психофизиология. - СПб.: Питер, 2003. - С. 389-390.
2. Алферов А.П. Психология развития школьников. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - С. 115-117.
3. Гаркуша РС. Диагностика и коррекция психоэмоциональных состояний тревожных подростков 13-14 лет: дипломная работа / РС. Гаркуша; науч. рук. В.А. Кулганов; Гос. ин.-т псих. и соц. раб. - СПб., 2011. - 148 с.
4. Дикая Л.Г. Исследование индивидуального стиля саморегуляции психофизиологического состояния / Л.Г. Дикая, В.В. Семикин, В.И. Щедров // Психол. журн. - 1994. - Т. 15. №6. - С. 28.

Список литературы
1. Безопасная образовательная среда: теоретические психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки / под науч. ред. И. А. Баевой, С.В. Тарасова. - СПб.: ЛОИРО, 2014. - 269 с.
2. Владимирова Л.М. Развитие оценочной компетенции учителя как педагогическая проблема / Л.М. Владимирова // Школа и наука. - 2020. - №3. - С. 93-99.
3. Ожогова Е.Г Динамика и факторы возникновения тревожности у современных младших школьников / Е.Г. Ожогова, Е.В. Намсик // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - №61-4. - С. 314-317.
4. Прихожан А.М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан. - СПб.: Питер, 2009. - 192 с.
5. Савицкая Н. Российские школьники - самые тревожные в мире [Электронный ресурс] / Н. Савицкая // Независимая газета. - 04.09.2019.
6. Шахова Л.И. Сопровождение психологической безопасности младших школьников и учащихся кадетских классов: риск-ресурсный подход / Л.И. Шахова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2015. - №174. - С. 159-169.

Источник: Психолого-педагогические исследования - Тульскому региону : сборник материалов II Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажеров (Тула, 18 мая 2022 г.) / редкол.: С.В. Пазухина [и др.]; Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого. - Чебоксары: Среда, 2022. - 356 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.