На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Образовательная игра как средство формирования умений учебной самоорганизации младших школьников
Образовательная игра как средство формирования умений учебной самоорганизации младших школьников
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Шмидт А.С., г. Барнаул, АлтГПУ
Научный руководитель: Лебедева К.С., старший преподаватель

Данное исследование посвящено изучению учебной самоорганизации младших школьников и её формированию посредством образовательной игры.
Образовательная игра имеет высокий развивающий эффект, но, несмотря на это, не все педагоги стремятся использовать её в работе по формированию умений самоорганизации. Это связано с тем, что не каждый учитель владеет знаниями об особенностях организации игры, а также существует мнение, что игре не место на занятии и эффективность игры в данной области не доказана. Именно поэтому работа, посвященная образовательной игре как средству формирования умений учебной самоорганизации младших школьников, является актуальной.

Многие занимались изучением данной проблемы (Ю.К. Бабанский, Н.Ф. Белокур, Г.А. Дзида, Л.Б. Ительсон, Н.Ю. Кулагина, И.И. Кулибаба, Н.А. Лошкарева, А.А. Люблинская, Е.А. Милерян, В.В. Репкина, А.В. Усова, Л.М. Фридман, B.C. Цетлин), и, в связи с этим, существует множество определений данного понятия. Однако мы придерживаемся позиции М.М. Ведмедева [4], по мнению которого учебная самоорганизация - это деятельность и способности ученика, связанные с умением организовать себя, проявляющиеся в целеустремлённости, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга.

На практике для формирования умений самоорганизации применяют различные средства, однако, на наш взгляд, образовательная игра делает формирование навыков и умений, а также усвоение новых знаний более захватывающим и интересным. Мотивация к обучению у учащихся возрастает, когда учитель использует игровые технологии.
Под образовательной игрой мы понимаем форму ознакомления с новыми знаниями, которая создается на уроках с помощью игровых ситуаций и приёмов, стимулирующих учебную деятельность учащихся. Мы придерживаемся позиции М.В. Дворковой, и вслед за ней считаем, что это наиболее широкое определение, которое отражает данное понятие и объединяет все игровые формы обучения [5].
Ведущей идеей исследования стала идея о том, что если организованно, целенаправленно и систематически использовать образовательные игры на занятии, содержание которых будет адаптировано с учётом выявленных проблем, проявляющихся при самоорганизации учащихся начальных классов, а также учитель будет осуществлять совместную рефлексию на всех этапах проведения образовательной игры, то это будет способствовать формированию учебной самоорганизации младших школьников.

С целью реализации вышеназванных педагогических условий мы провели эксперимент. Экспериментальной базой послужил МБОУ «Лицей № 122». Целевой аудиторией являлся 2 «В» класс в количестве 30 человек.
Для отражения состояния развития умений самоорганизации у младших школьников мы выделили три уровня - высокий, средний, низкий.
Высокий уровень подразумевает, что ученик проявляет большую самостоятельность в своих действиях (выполняет задания без помощи посторонних), ответственно подходит к основному виду деятельности - учению, активен, любознателен и решителен в учебной деятельности, начатое дело всегда доводит до конца, регулярно планирует дела, рационально использует свое и чужое время.
Наличие среднего уровня предполагает, что ученик по большей части самостоятелен, но в некоторых ситуациях не может обойтись без посторонней помощи, в учебных делах ответственен, но, при возникновении сложностей, может не довести дело до конца, планирует дела с помощью взрослых, ко времени относится более халатно, иногда тратит впустую.
Низкий уровень предполагает, что ученик не самостоятелен (в урочных и внеурочных делах нуждается в постоянных подсказках и наставлениях со стороны окружающих), на уроках не активен, предпочитает «отмалчиваться», не планирует свою деятельность, нерационально использует свое и чужое время.

 

Для выявления вышеназванных уровней мы использовали следующие диагностики:
1) Опросник И.Ю. Луцевой. Мы выбрали именно этот опросник, так как с помощью него можно получить данные о таких критериях умений самоорганизации как: проявление самостоятельности, активность и любознательность в учебной деятельности.


2) Модифицированный опросник (автора И.А. Чемерилова). Данный опросник был выбран с целью уточнения и дополнения данных опросника И.Ю. Луцевой, так как она отражает такие умения самоорганизации как: умение планировать, способность выполнять задание за определенной время, умение концентрироваться на учебной деятельности, проявление самостоятельности в выполнении учебных заданий.


3) Наблюдение. Данный метод был использован нами для исследования умений самоорганизации во внеурочной деятельности, так как для получения полного представления о сформированности уровня умений самоорганизации, нам нужны показатели умений самоорганизации учеников как на занятиях, так и во внеурочной деятельности.


Констатирующий этап эксперимента позволил нам выяснить, что:
• у большей части учеников (47 %) сформированность умений самоорганизации находится на среднем уровне;
• у значительной части учеников (29 %) сформированность умений самоорганизации находится на низком уровне.
• к высокому уровню сформированности умений самоорганизации относятся 25 % учеников.


Учитывая такую тенденцию, мы пришли к выводу о необходимости работы по повышению уровня умений самоорганизации в данном классе. С этой целью нами была разработана система мероприятий, в основе которой лежала целенаправленная и систематическая работа по организации
образовательных игр. Данные игры были адаптированы с учетом выявленных проблем, осуществлялась совместная рефлексия на всех этапах проведения образовательной игры.
Формирующий этап эксперимента включал в себя комплекс занятий в форме образовательных игр, направленных на формирование учебной самоорганизации. Нами было выделено 3 основных модуля: «Что такое время? Поглотители времени»; «Планирование и приоритеты»; «Мечты и цели».
Каждый модуль предполагал два занятия, общая длительность которых - два часа.
Для того, чтобы повысить эффективность занятий, нами был разработан дневник, представляющий собой мини-книжку. Дневник включает в себя различные понятия, задания, рисунки-раскраски, все это напрямую связано с темой занятия и служит для закрепления и проверки полученных знаний. Также дневник играет роль памятки, так как включает в себя различные понятия из материала занятий.


Результаты контрольного эксперимента позволили проследить положительную динамику в формировании учебной самоорганизации, этому свидетельствует то, что:
• к высокому уровню сформированности умений самоорганизации относятся - 27 % младших школьников (было 25 %);
• средний уровень сформированности умений самоорганизации относится к 56 % учеников (было 47 %);
• низкий уровень сформированности умений самоорганизации выявлен у 20 % учеников (было 29 %).
Такая тенденция позволила сделать выводы об эффективности реализации образовательной игры для повышения уровня сформированности умений учебной самоорганизации. При постоянном и систематическом использовании образовательных игр, уровень самоорганизации у респондентов повышается, появляется объективная картина времени, ученики становятся более самостоятельными, решительными, целеустремленными, овладевают навыком планировать в соответствии с приоритетами, ставить задачи и достигать их. Поэтому крайне важно педагогам начального образования использовать образовательные игры в своей работе по обучению детей самоорганизации.
Библиографический список
1. Афанасьева, Н. А. Самоорганизация - фактор успешности учебной деятельности / Н. А. Афанасьева // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 2. - С. 60-61.
2. Чемерилова, И. А. Использование технологии тайм-менеджмента в формировании умений самоорганизации у младших школьников / И. А. Чемерилова // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 1. - С. 253-254.
3. Ведмедев, М. М. Общая теория систем как основа концепций самоорганизации / М. М. Ведмедев // Самоорганизация в природе и обществе. Тезисы докладов научной конференции. - Ленинград, 1998. - 243 с.
4. Куренкова, Е. А. Образовательная игра как современное направление развития современного обучения / Е. А. Куренкова // Образование и педагогические науки. - 2016. - № 1.

Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.