На главную Лекции и практикум по психологии Конференции и доклады по психологии Конфликты в системе управления образовательной организации
Конфликты в системе управления образовательной организации
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии

Мысякина М.А., г. Барнаул, АлтГПУ
Научный руководитель: Давыдова О.И., канд. пед. наук, доцент

Взаимодействие людей друг с другом, несовпадение взглядов, точек зрения на проблему, разнообразные подходы для ее решения достаточно часто приводят к разному пониманию личностью одних и тех же событий. Если у одного из участников взаимодействия возникает препятствие к достижению поставленных им целей, то может возникнуть конфликтная ситуация.

Конфликтная ситуация - это не сам конфликт, а условие, при котором возникает конфликт [5, с. 12]. Вначале возникает сам инцидент конфликта - столкновение взаимодействующих сторон, и далее происходит перевод конфликтной ситуации в конфликт. Для возникновения условий для данной ситуации необходимо внешнее воздействие или инициатива одной из сторон взаимодействия для преобразования конфликтной ситуации в конфликт.
Рассмотрим понятие «конфликт» в современном его понимании. Единого мнения по этому вопросу нет, поскольку понятие «конфликт» является полинаучным и рассматривается исследователями в различных областях современного знания: от технического направления (теория катастроф) до социально-философского по-разному [2, с. 18].
В обыденной речи слово «конфликт» используется применительно к широкому кругу явлений - от вооруженных столкновений и противостояния различных социальных групп до служебных или супружеских разногласий. По мнению А.В. Петровского - это «столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [4, с. 174]. В книге Д. Майерса «Социальная психология» трактуется конфликт как «воспринимаемая несовместимость целей и действий» [3, с. 678].
Многие педагоги воспринимают конфликт, как что-то негативное, который усложняет и без того не простой жизненный путь человека, ставя ему препятствия в достижении поставленных целей и задач, в том числе в педагогической деятельности. Другая категория педагогов, наоборот, увидев приближающийся конфликт, окунаются в него с головой и чувствуют себя там очень комфортно и свободно. Такие индивидуумы действуют решительно, сознательно идут на обострение ситуации, не всегда обращая внимание на последствия своих действий или бездействий.
Третья категория вступает в конфликт не ради его обострения, а с целью разрешения и приведения всех сторон к взаимопониманию. Они в большинстве случаев даже не являются стороной конфликта, а выступают в роли третейского судьи, а если и являются его неотъемлемой частью, то их роль в нем направлена на разрешение ситуации.


Рассмотрим положительные стороны возникновения конфликта:
1. Конфликт расставляет все на свои места. В конфликтной ситуации каждый человек пытается обойти или найти адекватный способ его решения, что в итоге не всегда приводит к положительным результатам. Вследствие не разрешенного конфликта происходит истощение личностных ресурсов педагога, тем самым конфликт еще больше усугубляется и затягивается на неопределенный срок. Лучший вариант, когда стороны конфликта переходят на другой уровень взаимодействия - пересматривая свое отношение, друг к другу и в будущем стараются искать компромиссы для решения конкретных задач в трудовой деятельности. Это может сдвинуть застой и рутину в отношениях в коллективе.


2. Отстаивание человеком справедливых целей в конфликте повышает авторитет этого человека у окружающих. В работе руководителя одна из главных задач - это разрешение конфликтов в работе, так как атмосфера в коллективе влияет на весь трудовой процесс. Как правило, управленцам действительно это удается, но бывают моменты, когда возникают проблемы с подчинёнными, на которых невозможно воздействовать ни компромиссами, ни еще какими-либо методами, кроме одного, как оперировать нормативными документами регулирующую трудовую деятельность (устав, дисциплина). В итоге руководитель не только отстаивает свой авторитет перед сотрудниками, но и представляет их интересы, что в результате имеет положительный исход ситуации.


3. Снижение психологической напряженности служит источником развития личности. Реакция участников на конфликтную ситуацию иногда способствует ослаблению психологической напряженности. Конфликтующие стороны в конфликтной ситуации зачастую начинают бурно выплескивать свои эмоции друг на друга, тем самым снимают эмоциональную напряженность, приводит к последующему снижению интенсивности отрицательных эмоций. Конфликт также может служить источником развития личности и межличностных отношений. Конфликт позволяет человеку подняться на новую ступень и обогатить опыт способов взаимодействия с окружающими людьми.


4. Полное или частичное устранение противоречия. Во время конфликта иногда люди выявляют такие положительные стороны, когда в работе видны явные недочеты, тем самым человек понимает, над чем ему необходимо работать, чтобы устранить ошибки. В дальнейшем правильно воспользовавшись такой возможностью, можно не только наладить отношения, но и изменить уровень взаимодействия [1, с. 171].


В заключении следует отметить, что признание положительных функций конфликта не означает, что его нужно целенаправленно создавать. В конфликтной ситуации необходимо правильно рассмотреть все возможные положительные результаты, попытается проанализировать конфликт, регулировать и направлять в правильное русло и конструктивно управлять им.


Библиографический список
1. Анцупов, А. Я. Конфликтология: учебник для студ. учреждений высш. образования / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - Санкт-Петербург : Питер, 2019. - 528 с.
2. Анишина, Т. П. Справочник старшего воспитателя / Т. П. Анишина, Е. В. Багданова. - Москва : Изд-во-ЗАО «МЦ ФЭР», 2009. - 18 с.
3. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. - Санкт-Петербург : Питер Ком, 1998. - 688 с.
4. Петровский, А. В. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петроского, М. Г. Ярошевского. - 2- е изд., испр. и доп. - Москва : Политиздат, 1990. - 494 с.
5. Шейнов, В. П. Управление конфликтами / В. П. Шейнов. - Санкт-Петербург : Питер, 2014. - 576 с.


Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.