Психологические средства невербального общения личности |
Лекции и практикум по психологии - Конференции и доклады по психологии |
© Невьянцева Мария Сергеевна аспирант ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» Россия, г. Улан-Удэ Е-mail: justmaria собачка mail.ru ©Бадмаева Наталья Цыденовна кандидат педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова» Россия, г. Улан-Удэ Е-mail: badmaevanc собачка gmail.com pedagogika собачка bsu.ru В статье рассматривается невербальная коммуникация, ее специфика и основные элементы, обосновывается актуальность изучаемой темы, которая определяется недостаточным вниманием к данной проблеме, доказывается необходимость при общении и взаимодействии с другими людьми уметь понимать их чувства и эмоции. Также доказывается необходимость повышения уровня знаний о невербальной коммуникации в любой деятельности, в том числе, профессиональной, так как понимание эмоций людей помогает правильно и в полной мере понимать собеседника и эффективно общаться. Подчеркивается исключительная роль общения, в том числе невербального, во всех сферах жизни человека, в воспитании личности, а также в решении практических и теоретических задач, с которыми сталкивается человек в обществе. Чем совершеннее и выше уровень умения человека общаться, тем более продуктивно будет осуществляться любая его деятельность. Все это необходимо принимать во внимание в процессе обучения, в подготовке специалистов, в повышении общей культуры общения между людьми. Ключевые слова: невербальное поведение, жестовое общение, язык тела, психика, невербальные коммуникации, поза, мимика. В жизни любого человека важную роль в формировании его психики и воспитании имеет общение. Нельзя представить развитие личности, межличностные контакты, а также научную работу и прочую деятельность в тех сферах жизни, в которых необходимы передача, изучение информации и обмен ею, без общения. Используя разные жесты, мы практически не задумываемся об их значении. Не секрет, что важнейшие коммуникационные жесты по всему миру в целом похожи: счастливые люди улыбаются, печальные — хмурятся, когда не знают ответа или сомневаются — пожимают плечами. Психологи полагают, что верная интерпретация невербальных сигналов главное условие эффективного общения. Общение рассматривают как особый вид деятельности в психологии, в результате которого происходят образования и изменения в когнитивной и эмоциональной сфере личности, трансформации в зоне ее взаимоотношений, в конфигурациях поведения и способах взаимодействия между людьми [1, с. 247]. Ежедневно человек контактирует с другими людьми, в результате чего, между ними происходит общение. Общение принято разделять на вербальное и невербальное. Способами невербального общения является все, кроме речи. Это мимика, интонация, жесты, позы и другое. Невербальным общением является коммуникационное межличностное взаимодействие, при котором не используются слова (обмен информации с помощью интонации, образов, мимики, жестов). Главным инструментом здесь будет тело человека. Оно имеет довольно много средств и способов передачи и обмена информацией, включающее все способы самовыражения человека. В психологии это называется «невербаликой» или «языком тела». Владение языком тела дает возможность лучше понимать своего собеседника, и главное, предсказать впечатление, которое произведет на него ваша речь, еще не услышав его ответа. Можно с уверенностью сказать, что знание такого невербального общения даст возможность, в крайнем случае, вовремя определить необходимость изменения своего поведения и принять меры для достижения своей цели. Давно замечено, что с помощью языка тела люди обмениваются весьма важной и правдивой информацией в ходе общения. Невербальные средства общения и их формы стали исследовать относительно не так давно. В результате их пристального изучения появилась новая наука, которую назвали невербальная психология. Проводя анализ правдивости слов нашего собеседника, мы подсознательно, кроме слов, принимаем во внимание и сигналы, которые передает тело собеседника. По утверждению австралийского специалиста А. Пиза с помощью слов передается только 7 % информации, звуковых средств (тон, интонация) — 38%, жестов, мимики, позы — 55%. То есть, большее значение имеет не что говорится, а как мы это делаем [2, с. 176]. Несмотря на то, что мнения специалистов в оценке точных цифр не сходятся, мы можем с уверенностью сказать о том, что больше половины межличностного общения занимает невербальное общение. То есть умение слушать своего собеседника, также означает понимание языка жестов. Родоначальниками невербальной коммуникации были Чарли Чаплин и другие актеры немого кино, для которых это было единственное средство общения со зрителем на экране. Актеров разделяли на хороших и плохих по принципу умения использования жестов и других сигналов тела для коммуникации. В эпоху появления звуковых фильмов невербальным аспектам актерского мастерства уделялось уже меньше внимания. Большинству актеров немого кино пришлось уйти со сцены, и на экранах заняли место актеры, у которых более ярко выражены вербальные способности. Почему изучать язык невербального общения очень важно? Во-первых, слова передают только фактическую информацию. Чтобы выразить чувства, недостаточно одних слов. Чувства, которые не поддаются словесному выражению, можно передать только на языке невербального общения. Во- вторых, знание языка тела помогает понять самим, как хорошо мы умеем владеть собой. О том, что о нас думают люди на самом деле, скажет невербальный язык. Кроме того, невербальное общение особенно интересно тем, что оно спонтанно и часто проявляется на бессознательном уровне. В результате, несмотря на способность людей взвешивать свои слова и контролировать мимику, зачастую вероятна утечка чувств, которые хотели скрыть, через жесты, интонацию и оттенки голоса. Поэтому через невербальные каналы общения мы редко получаем неверную информацию, ведь они менее всего поддаются контролю, чем общение словесное. В исследованиях многих психологов разработаны разнообразные классификации невербальных средств общения. К ним относятся все движения тела, тактильное воздействие, интонационные характеристики голоса, пространственная организация общения. Важно то, что невербальное поведение: - создает образ партнера по общению; - является индикатором актуальных психических состояний личности; - выражает качество и изменение взаимоотношений партнеров по общению, вырабатывает эти отношения; - уточняет и изменяет восприятие вербальной информации, усиливает эмоциональную насыщенность сказанного; - выступает в качестве показателя статуса ролевых отношений; - поддерживает оптимальный уровень психологической близости между собеседниками. Результативность общения определяют не только по степени понимания вербальной информации, идущей от собеседника. Нужно брать во внимание умение дать правильную оценку поведению участников общения, их мимики, жестов, позы, движений, направленности взгляда. То есть необходимо понять язык невербального общения [3, с. 6]. Очевидно, что жестовомимический аккомпанемент речи расскажет об окружающих намного больше, чем даже их полная автобиография. Ведь чтобы наиболее полно описать эмоциональное состояние человека, необходимо несколько слов или предложений. А для выражения любого из чувств невербальными средствами хватает сделать только одно движение (нахмурить бровь, показывая гнев, или пожать плечами). Чтобы наше повседневное общение стало более эффективным, необходимо изучать средства невербальной коммуникации. Если человек умеет читать между строк, он сможет правильно построить стратегию поведения. Разнообразные сигналы несловесного обмена информацией станут ключом к различным секретам и тайнам. Замечено, что люди не могут полностью управлять своей мимикой и жестами в ходе беседы. Совсем незначительные знаки, которые неосознанно подает собеседник, дадут возможность его оппоненту сделать необходимые выводы. Рассмотрим основные элементы невербального общения. Поведение: видя изменения поведения человека в различных ситуациях, можно извлечь много полезной для нас информации. Тактильное взаимодействие: прикосновения, объятия, рукопожатия, похлопывания по спине. Экспрессия — выразительные средства: жесты, мимика. Другой элемент — это взгляд: направление, длительность, изменение размеров зрачка. Индивидуальные реакции на всевозможные события: скорость движений и их характер, завершенность и т. д. Передвижение в пространстве: поза во время сидения, стояния, походка и прочее. В наше время все же были разработаны специальные методы, позволяющие запутать даже знатоков языка жестов. Детально разобрав основные невербальные приемы и используя определенные элементы, можно уверить оппонента в своей правоте. Хотя сделать это весьма сложно, ведь невербальным сопровождением речи во время диалога руководит наше подсознание. Подчеркнем практическое значение умения "читать" невербальную информацию. В речи выделяются средства лингвистические и паралингвистические (экстралингвистические). Темп речи, громкость, перепады громкости и темпа, изменения высоты и окраски голоса являются средствами передачи эмоционального состояния человека и его отношения к передаваемой информации. Осознанный контроль всей сферы своего общения не подвластен человеку. Поэтому зачастую то, что он пытается скрыть, выражается через движения рук, выражение лица, положение ног и т. д. Можно сказать, для эффективного общения важно, что говорить, с кем, кому, как, с какой целью и при каких обстоятельствах. Лишь учитывая все эти детали и еще невербальный "аккомпанемент", можно говорить о правильном понимании и восприятии информации. Таким образом, подчеркнем исключительную роль общения, в том числе невербального, во всех сферах жизни человека, в воспитании личности, а также в решении практических и теоретических задач, с которыми сталкивается человек в обществе. Чем совершеннее и выше уровень умения человека общаться, тем более продуктивно будет осуществляться любая его деятельность, в том числе, профессиональная. Все это необходимо принимать во внимание в процессе обучения, в подготовке специалистов, в повышении общей культуры общения между людьми. Литература 1. Бороздина Г. В. Психология делового общения. — М. : Деловая книга. Гл. V. Невербальные особенности в процессе делового общения / Бороздина Г. В. 1998. — 247 с. 2. Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов / Биркенбил В. — СПб. : Питер, 1997. — 176 с. 3. Вереина Л. В., Струнина В. Н. Невербальные средства общения в деятельности частных предпринимателей как фактор повышения эффективности деловых контактов / Вереина Л. В., Струнина В. Н. — Восточно-украинский национальный университет имени Владимира Даля, 2013 — 6 с. 4. Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) /Лабунская В. А. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1988. — 246 с. Источник: Практическая психология: вызовы и риски современного общества: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию социально-психологического факультета (Улан-Удэ, 25 сентября 2020 г.) / отв. ред. Т. Ц. Тудупова. — Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2020. — 280 с. |
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |