Яковлева Н.А., г. Барнаул, АлтГПУ Научный руководитель: Алеева Ю.А., канд. пед. наук, доцент
Старший дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка, на котором происходит становление его самооценки. По словам американского психолога Э. Берна при рождении детская самооценка безупречна, однако со временем она претерпевает множество изменений. В раннем возрасте ребенка окружает небольшое количество людей, как правило, это родители, близкие родственники, которые и влияют на его самооценку. Если ребенка принимают таким, какой он есть, поддерживают в различных ситуациях, хвалят за успехи, у него складывается позитивная оценка себя.
Если же близкие часто раздражаются поведением ребенка, критикуют его, равнодушны к успехам, то, соответственно, самооценка формируется низкая. По мере взросления, круг общения ребенка расширяется, ребенок ориентируется на оценку его окружающими взрослыми и сверстниками, он словно оценивает себя «глазами» социума. Как правило, это оценка внешности ребенка, а также оценка какой-либо деятельности. От оценки социума зависит уровень самооценки ребенка.
С низким уровнем самооценки ребенок испытывает затруднения в достижении желаемого, в реализации своих способностей. Он с трудом расстается с родителями или другими близкими взрослыми, не присоединяется к группе играющих детей, испытывает трудности в общении со сверстниками, паникует в трудных ситуациях.
Средний уровень самооценки говорит о том, что ребенок адекватно оценивает свои способности, правильно реагирует на свои успехи и неудачи, способен отстаивать свою точку зрения, легко коммуницирует со сверстниками, с увлечением берется за новое занятие, при этом, знает свои слабые стороны и стремится к совершенствованию.
При высоком уровне самооценки у ребенка складывается неправильное представление о себе. Как правило, такой ребенок, испытывает трудности в коммуникации, единственно верная точка зрения — его собственная. Ребенок может ставить перед собой недостижимые цели, а при неудаче не акцентирует на этом внимание, для сохранения привычной высокой оценки себя и своих поступков. Он демонстрирует пренебрежение к окружающим, что приводит к разрушению социальных связей. Любая критика воспринимается ребенком крайне болезненно. Слишком низкая или высокая самооценка нарушают самоуправление, ухудшают самоконтроль и негативно сказываются на успехах ребенка. В исследовании О.В. Курышевой представлены особенности влияния разных типов самооценки старших дошкольников (высокой, средней или низкой) на их межличностные отношения со сверстниками. Установлено, что «Самооценка дошкольников влияет на социометрический статус дошкольника в группе и на то, кого предпочитают или отвергают дошкольники в своей группе» [2, с. 105]. Этой же проблеме посвящена работа М.С. Тодоровой, утверждающей, что «Самооценка в исключительной степени определяет социальную адаптацию ребенка дошкольного возраста и является регулятором его поведения и действий» [4, с. 97]. Многие исследования затрагивают вопрос истоков самооценки детей дошкольного возраста и условий достижения ее адекватности. Ю.В. Варданян и А.О. Филиппова исследуя данную тему, отметили, что «самооценка ребенка складывается под влиянием разных обстоятельств его социального взаимодействия в семейном окружении, в сообществе сверстников и в разнообразных контактах со знакомыми детьми другого возраста (старше/младше) и взрослыми» [1, с. 10]. Поскольку случаи завышенной или заниженной самооценки среди старших дошкольников нередки, важно наметить пути создания благоприятных условий для развития ее адекватности. В этой связи Т.Д. Марцинковская констатирует, что «в норме адекватность самооценки связана с ее когнитивной частью, т. е. со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления» [3, с. 143].
Для того чтобы помочь ребенку в старшем дошкольном возрасте достигнуть адекватной самооценки перед педагогом стоит ряд задач: • вовлекать старших дошкольников в процесс оценки действий и поступков сверстников; • способствовать использованию старшим дошкольником опыта оценки действий и поступков сверстников для оценки собственных действий и поступков; • создавать ситуации успеха у детей с низкой самооценкой, способствующие формированию самоуважения и повышению их уверенности в себе; • создавать образовательные ситуации, способствующие познанию себя. Таким образом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны и взаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение к другим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности в целом.
Библиографический список 1. Варданян, Ю. В. Самооценка детей старшего дошкольного возраста как проблема перспективы жизни / Ю. В. Варданян, А. О. Филиппова // Евсевьевские чтения. Серия: Наука и образование: актуальные психологические проблемы и опыт решения: сборник научных трудов по материалам Международной научнопрактической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «53-и Евсевьевские чтения»; под науч. ред. Ю. В. Варданян; Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева, 2017. - С. 7-11. 2. Курышева, О. В. Влияние самооценки старших дошкольников на их межличностные отношения в группе / О. В. Курышева, Т. Р. Гафурова, К. В. Курлина // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2016. - № 64. - С. 99-105. 3. Марцинковская, Т. Д. «Образ я» в современном мире: константы и трансформации / Т. Д. Марцинковская // Мир психологии. - 2009. - № 4 (60). - С. 142-149. 4. Тодорова, М. С. Самооценка как фактор социометрического статуса детей в группе / М. С. Тодорова // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 5 (11). - С. 94-98. Источник: Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XI Всероссийской научнопрактической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов, студентов c международным участием, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, г. Барнаул, 28-29 мая 2020 года / под науч. ред. О. Г. Холодковой, Л. И. Сигитовой. - Барнаул : АлтГПУ, 2020
|